kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Равитие педагогической этики в школьном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая этика является частью профессиональной этики и  изучает особенности педагогической морали, принципы нравственности в сфере педагогического труда, функции, раскрывает содержание этических категорий в педагогике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Равитие педагогической этики в школьном коллективе»

Педагогическая этика.

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности.

Педагогическая этика является частью профессиональной этики и изучает особенности педагогической морали, принципы нравственности в сфере педагогического труда, функции, раскрывает содержание этических категорий в педагогике.

Сущность содержания педагогической этики, как и любой профес­сиональной этики, наиболее полно и последовательно раскры­вается с помощью анализа ее структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.

Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету

своей деятельности.

Во-вторых, это этика отношений в системе «педагог—учащийся», «педагог – родители», которая рассматривает основные принци­пы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога, учащихся и родителей.

В-третьих, это этика отношений в систе­ме «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.

В-четвертых, это этика административно-деловых отношений

педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сто­ронам определенные правила поведения, направленные на опти­мизацию управления системой образования.

Теперь подробнее поговорим о каждом блоке.

Блок «этика отношения педагога к своему труду, к предмету

своей деятельности».

Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета, его актуаль­ных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят, необходимое, но недостаточное условие про­фессиональной культуры педагога. Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в механизмах и машинах, хорошему врачу — в анатомии, физиологии человека и симптомах заболеваний. Для педагога же мало досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защи­тить диссертацию, но не быть при этом хорошим педагогом. Высокий профессионализм педагога предполагает, кроме наличия специальных знаний, умение передать их, умение нау­чить, воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство, требующее особого «ремесла», навыков и таланта учителя. Поэтому здесь немаловажными становятся факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Важным фактором, мотиви­рующим положительное отношение специалиста к труду, вы­ступает психологическое самоощущение педагога, в ча­стности, привлекательность для него самого процесса труда, ин­терес и стремление «показать себя». Особую роль в положитель­ной мотивации специалиста к труду играет, безусловно, стрем­ление к признанию и ориентация на успех. Именно осознанная потребность в применении своих способностей, стремление к общественному признанию побуждает человека к пополнению своих знаний и умений, накоплению опыта, что, в свою оче­редь, дает возможность работать с большей самоотдачей. Рабо­та, приносящая удовлетворение педагогу должна отвечать следующим важнейшим требованиям:

— это должна быть интересная, увлекательная работа;

— в коллективе должно царить взаимоуважение;

— нормой должно быть одобрение и стимулирование успехов в работе;

— работник должен иметь возможность самосовершенствования;

— должно быть взаимодействие с руководителем, способным оце­нить

работу педагога;

— сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;

— сотрудник должен видеть результаты своего труда;

— сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния

дел в целом.


Блок в системе «педагог—учащийся», «педагог – родители».

Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизации и гуманиза­ции. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуаль­ность, ее максимальная самореализация. В этом блоке можно выделить принципы: равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя - это организация сотрудничества с родителями учащихся. В систему отношений «учитель - родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Стремитесь наладить деловые отношения с родителями. Для этого используйте следующие приемы.

Приемы: «поиск золотой середины»: т.е. достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. Нужно менять сформированную у большинства родителей стереотипную установку: раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка или о плохой успеваемости и т.д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор. Для того, чтобы снять отрицательную установку родителей нужно чаще общаться с родителями не только по поводу проблем в обучении ребенка, но и встречаться по приятным поводам (праздники, различные мероприятия).

Блок «педагог-педагог».

Основные нормы и принципы поведения между педагогами предполага­ют, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:

слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, под­держку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;

доброжелательность, т.е. атмосфера в которой педагог мо­жет полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;

чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его лич­ную жизнь;

терпимость к особенностям и недостаткам коллег, умение при­нимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.

  • К группе чувств, которыми должны руководствоваться учителя в своих отношениях с коллегами по работе, прежде всего относятся:

  • солидарность,

  • коллективизм,

  • взаимопомощь,

  • взаимо­понимание,

  • взаимоуважение,

  • взаимная требовательность,

  • ответственность,

  • взаимоконтроль.

  • Очень важны и такие качества, как честь и гордость. Учитель начинает дорожить тем доверием, которое ему оказано, и гордиться результатами своего труда.

  • Если же в коллективе отсутствует откровенный анализ ошибок и недостатков в работе, гордость учителя может перерасти в гордыню, которая представляет собой переоценку своих заслуг, приводящую к нежеланию считаться с общественным мнением, неприятием замечаний в свой адрес.

Блок «педагог – администрация».

Основные принципы руководства в современных условиях — принципы справедливости и демократизма.

Считается, что продвижению «наверх», к занятию руководящего поста помогают следующие качества, которые должны быть присуще руководству школы:

— умение работать с людьми;

— готовность рисковать и брать ответственность на себя;

— способность «генерировать идеи»;

— умение при необходимости менять стиль управления;

— специальная управленческо-менеджерская подготовка;

— уметь оказывать поддержку членам коллектива.

Для обеспечения высокой работоспособности и оптимально­го морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и по­ручений. «Правильным» оно будет в случае соответствия слу­жебных и общественных обязанностей педагога той «роли», к которой он предрасположен по организации своего мышления и наклонностей.

Вывод: Если вы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе отноше­ние и хотите, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, учащимися, родителями, то следуйте известным советам :

  • Доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

  • искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их де­лам и проблемам;

  • сначала научи, затем спрашивай;

  • Будь честным в оценке знаний и поведения детей;

  • Крепко держись данного детям слова;

  • Защити ребенка от всех видов самоуправства, оскорблений.

  • Будь сдержанным и терпеливым;

  • будь примером во всем: в труде, одежде, поведении;

  • никогда не требуй от ребенка того, что не делаешь сам;

  • ни на минуту не переставай учиться;

  • когда правда не твоя - попроси у ребенка прощения. Это никогда не унизит твой авторитет.

  • Живи интересами детей, и ты поймешь, что радость тесных отношений с ними – одна из величайших земных радостей.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Равитие педагогической этики в школьном коллективе

Автор: Шуплецова Ксения Алексеевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства