Равитие педагогической этики в школьном коллективе
Равитие педагогической этики в школьном коллективе
Педагогическая этика является частью профессиональной этики и изучает особенности педагогической морали, принципы нравственности в сфере педагогического труда, функции, раскрывает содержание этических категорий в педагогике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Равитие педагогической этики в школьном коллективе»
Педагогическая этика.
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности.
Педагогическая этика является частью профессиональной этики и изучает особенности педагогической морали, принципы нравственности в сфере педагогического труда, функции, раскрывает содержание этических категорий в педагогике.
Сущность содержания педагогической этики, как и любой профессиональной этики, наиболее полно и последовательно раскрывается с помощью анализа ее структуры, в которой можно выделить четыре основных блока.
Во-первых, это этика отношения педагога к своему труду, к предмету
своей деятельности.
Во-вторых, это этика отношений в системе «педагог—учащийся», «педагог – родители», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога, учащихся и родителей.
В-третьих, это этика отношений в системе «педагог—педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.
В-четвертых, это этика административно-деловых отношений
педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные правила поведения, направленные на оптимизацию управления системой образования.
Теперь подробнее поговорим о каждом блоке.
Блок «этика отношения педагога к своему труду, к предмету
своей деятельности».
Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета, его актуальных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят, необходимое, но недостаточное условие профессиональной культуры педагога. Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в механизмах и машинах, хорошему врачу — в анатомии, физиологии человека и симптомах заболеваний. Для педагога же мало досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но не быть при этом хорошим педагогом. Высокий профессионализм педагога предполагает, кроме наличия специальных знаний, умение передать их, умение научить, воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство, требующее особого «ремесла», навыков и таланта учителя. Поэтому здесь немаловажными становятся факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Важным фактором, мотивирующим положительное отношение специалиста к труду, выступает психологическое самоощущение педагога, в частности, привлекательность для него самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя». Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на успех. Именно осознанная потребность в применении своих способностей, стремление к общественному признанию побуждает человека к пополнению своих знаний и умений, накоплению опыта, что, в свою очередь, дает возможность работать с большей самоотдачей. Работа, приносящая удовлетворение педагогу должна отвечать следующим важнейшим требованиям:
— это должна быть интересная, увлекательная работа;
— в коллективе должно царить взаимоуважение;
— нормой должно быть одобрение и стимулирование успехов в работе;
— работник должен иметь возможность самосовершенствования;
— должно быть взаимодействие с руководителем, способным оценить
работу педагога;
— сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;
— сотрудник должен видеть результаты своего труда;
— сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния
дел в целом.
Блок в системе «педагог—учащийся», «педагог – родители».
Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. В этом блоке можно выделить принципы: равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика.
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя - это организация сотрудничества с родителями учащихся. В систему отношений «учитель - родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Стремитесь наладить деловые отношения с родителями. Для этого используйте следующие приемы.
Приемы: «поиск золотой середины»: т.е. достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. Нужно менять сформированную у большинства родителей стереотипную установку: раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка или о плохой успеваемости и т.д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор. Для того, чтобы снять отрицательную установку родителей нужно чаще общаться с родителями не только по поводу проблем в обучении ребенка, но и встречаться по приятным поводам (праздники, различные мероприятия).
Блок «педагог-педагог».
Основные нормы и принципы поведения между педагогами предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:
— слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
— доброжелательность, т.е. атмосфера в которой педагог может полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;
— чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личную жизнь;
— терпимость к особенностям и недостаткам коллег, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.
К группе чувств, которыми должны руководствоваться учителя в своих отношениях с коллегами по работе, прежде всего относятся:
солидарность,
коллективизм,
взаимопомощь,
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимная требовательность,
ответственность,
взаимоконтроль.
Очень важны и такие качества, как честь и гордость. Учитель начинает дорожить тем доверием, которое ему оказано, и гордиться результатами своего труда.
Если же в коллективе отсутствует откровенный анализ ошибок и недостатков в работе, гордость учителя может перерасти в гордыню, которая представляет собой переоценку своих заслуг, приводящую к нежеланию считаться с общественным мнением, неприятием замечаний в свой адрес.
Блок «педагог – администрация».
Основные принципы руководства в современных условиях — принципы справедливости и демократизма.
Считается, что продвижению «наверх», к занятию руководящего поста помогают следующие качества, которые должны быть присуще руководству школы:
— умение работать с людьми;
— готовность рисковать и брать ответственность на себя;
— способность «генерировать идеи»;
— умение при необходимости менять стиль управления;
Для обеспечения высокой работоспособности и оптимального морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и поручений. «Правильным» оно будет в случае соответствия служебных и общественных обязанностей педагога той «роли», к которой он предрасположен по организации своего мышления и наклонностей.
Вывод: Если вы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и хотите, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, учащимися, родителями, то следуйте известным советам :
Доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;
искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;
сначала научи, затем спрашивай;
Будь честным в оценке знаний и поведения детей;
Крепко держись данного детям слова;
Защити ребенка от всех видов самоуправства, оскорблений.
Будь сдержанным и терпеливым;
будь примером во всем: в труде, одежде, поведении;
никогда не требуй от ребенка того, что не делаешь сам;
ни на минуту не переставай учиться;
когда правда не твоя - попроси у ребенка прощения. Это никогда не унизит твой авторитет.
Живи интересами детей, и ты поймешь, что радость тесных отношений с ними – одна из величайших земных радостей.