Эссе отражает позитивный опыт эффективного использования многообразных возможностей образовательного процесса финской школы. В эссе рассматриваются нестандартные подходы к обучению финских школьников с целью реализации и применения данной практики на своих уроках. Особую ценность данные подходы предоставят тем учителям, которые уделяют особое внимание практической составляющей окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Один из способов продвинуться вперёд в области образования - взять на вооружение удачный опыт других стран. Исходя из своего школьного опыта, мне хотелось бы, чтобы у детей было больше свободы в самовыражении, нежели когда училась я. За ориентир в своей практике мне хотелось бы рассмотреть опыт Финляндии и взять из него самое лучшее. Остается только разобраться в том, что именно вывело это образование в лидеры и какой опыт мы можем перенять и что применить.
Там комфортабельные школы, высокий уровень преподавания, ученики получают одни из лучших в Европе и мире оценок на выпускных экзаменах. В обычной хельсинской школе занятия по родному языку отличаются от привычных: никакой диктовки и правил. Детям за три часа, которые отведены расписанием по предмету, предстоит прочитать предложенные педагогом источники, скомпилировать материал с тем, чтобы подготовить максимально полный обзор по выбранной теме, поработать в мини-группе. Они должны представлять новостные материалы, статьи из газет, пересказывать их так, чтобы одноклассникам, другим людям было интересно. Ученики могут выбрать интересующую их тему из печатных СМИ про спорт, археологию, новости о беженцах. Затем они готовят мини-презентации по прочитанному. Цель урока - отработка навыка поиска, компилирование и презентация информации.
Финны подходят к образованию очень практично и дают своим детям только те знания, которые пригодятся в жизни. Ведь самое главное - это воспитать самостоятельную и уверенную в своих силах личность. Что такое оценки дети не знают вплоть до 7 класса! В финских школах не принято сравнивать достижения одного ребенка с результатами других детей, а результаты оцениваются лишь словесно: "посредственно", "удовлетворительно", "хорошо" или "отлично". Юные финны разгуливают по классу босиком, не имеют понятия об оценках соседа по парте, тратят на домашнее задание по 15 минут в день.
В Финляндии практикуется кросс-предметное преподавание. На уроке могут совместно работать преподаватели географии и английского языка, чтобы сделать его более полезным и разносторонним. Разумеется, полностью границы между предметами не стираются. География остается географией. Их задача - выбрать оптимальный баланс между разными науками, описывающими одну и ту же проблему и обеспечить ученикам доступ к этим знаниям.
Мыслительные и риторические навыки - это основа будущей профессии. В любой области познания педагоги и дети должны искать и осваивать практическую составляющую. Мир вокруг нас меняется, и это не может не сказываться на процессе познания, освоения ребёнком этого мира. В будущем детям понадобятся именно навыки взаимодействия с окружающим миром.
Хотя, результаты обучения, увы, приходится озвучивать в цифрах, своих учеников я стараюсь не сравнивать. Это позволяет спокойно себя чувствовать одновременно и вундеркиндам, и обычным детям. Данная практика учит детей тому, что мир разнообразен и одинаковых людей нет.
Лично мне хотелось бы когда-нибудь провести совместный урок, к примеру, с учителем музыки, поскольку языки лучше запоминаются в сочетании с мелодией и ритмом. На уроках английского языка я всегда стараюсь давать детям как можно больше свободы в самовыражении. В первую очередь стараюсь затрагивать только то, что им интересно и совмещаю это с тем, что они обязаны пройти за урок. За время работы в школе у меня сложилось чёткое понимание того, что детям необходимо давать как можно больше возможности в проявлении своих талантов, ведь творить - значит становиться на шаг ближе к своей мечте.