Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Воспитывать – значит способствовать формированию отношений ребёнка к себе, к людям, к Родине, к умственному и физическому труду, к здоровью, к культурным и духовным ценностям, к природе, вовлекая учащихся в жизненные ситуации, систему отношений, в которых проявляются лучшие свойства личности. Это ежедневный спланированный, а иногда спонтанный комплекс действий и мероприятий с обязательным участием детей.
Учитель – это особый человек в жизни каждого из нас
Чему учить? Что формировать? Важно учить правилам человеческого общежития и создавать условия для формирования у детей норм, правил и ценностей, соответствующих нравственным и культурным нормам, выработанным человечеством за тысячелетия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От нравственной личности к нравственному обществу»
13
ОТ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К НРАВСТВЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
Асия Зиганшеевна Сысоева
МБОУ «СШ № 33»
Учитель английского языка
высшей категории
Отличник народного просвещения
8 913 530 84 01
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее. Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь»
Святитель Игнатий Брянчанинов
Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации. [2]
Каким бы трудным ни был переживаемый страной период её развития, как бы ни складывались внешние условия – ничто не должно поколебать лиц, выполняющих функции воспитателей, в их стремлении и усилиях вырастить достойную смену, способную на основе апробированного опыта и традиций общества обеспечить его прогрессивное развитие. Эту задачу нельзя решить методами муштры и схоластики, увещеваниями и призывами к совершенствованию.
Я считаю правильным рассматривать объект воспитания как элемент сложной педагогической системы, в структуре которой он обладает определёнными связями. Надо научиться дирижировать этими связями, в которых личность будет формироваться естественным путём.
Я, Сысоева Асия Зиганшеевна, учитель английского языка высшей категории, Отличник народного просвещения, национальный победитель Российско-Американского конкурса учителей английского языка и страноведения - 2000, дважды победитель национального проекта «Образование – 2006», «Образование – 2012», ветеран труда России, посвятила жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Люблю свою работу, горжусь своими учениками!
Воспитывать – значит способствовать формированию отношений ребёнка к себе, к людям, к Родине, к умственному и физическому труду, к здоровью, к культурным и духовным ценностям, к природе, вовлекая учащихся в жизненные ситуации, систему отношений, в которых проявляются лучшие свойства личности. Это ежедневный спланированный, а иногда спонтанный комплекс действий и мероприятий с обязательным участием детей.
За 54 года работы в школьном образовании (44 года классным руководителем) я вырастила, воспитала несколько выпусков, с каждым из которых работала в течение 6-7 лет, с 5 по 10-11 класс.
Воспитательную работу я организую по своим (авторским) программам, рецензированным Норильским институтом повышения квалификации. См. Приложение 1
Цель воспитательной системы -формирование разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, мобильного, обладающего широким кругозором гражданина, физически и нравственно здоровой личности, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, способной реализовать себя в социальном пространстве, к активной жизненной позиции. [1]
Задачи воспитательной системы:
Создавать условия для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учётом интересов, склонностей и возрастных особенностей.
Способствовать процессу перехода школьного воспитания в самовоспитание.
Развивать ученическое самоуправление как воспитательную среду школы.
Воспитывать потребность учащихся к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Совершенствовать формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия на учащихся.
Создавать воспитательно-образовательную среду, которая обеспечивала бы условия учащимся для максимальной самореализации и формировала у учащихся потребность в самосовершенствовании.
К вопросу о создании социального пространства или благоприятной воспитательной среды. Это не только социальная среда, она существует объективно. Важно создать обстановку, в которой педагогические формы и приёмы дадут наилучший результат.
Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально-ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Соотнесение себя с окружающим миром позволяет ребенку осознать и почувствовать себя частицей этого мира. [3]
Я апробировала свою программу совместной воспитательной работы для учащихся 5 и 10 классов, a затем для учащихся 1, 6 и 11 классов. Цель программы – объединить разновозрастных детей в совместной деятельности. Десятиклассники передавали свой опыт пятиклассникам, учили их самоуправлению. Через год уже шестиклассники продолжали учиться и набираться опыта у одиннадцатиклассников, и в свою очередь, передавали свой опыт первоклассникам. Программы так и назывались «Союз 10 + 5» и «Союз 11 + 6 + 1». Работа по этим программам потребовала много времени, усилий, нервного напряжения, но была очень интересной, увлекательной и самое главное полезной для ребят. Старшеклассники проявили свои лучшие качества, пятиклассники успешно адаптировались в средней школе, научились заботиться о младших, а первоклассники чувствовали себя комфортно. Я радовалась, что моя разновозрастная семья счастлива. Научная работа «Теория педагогики на практике», представленная ученицей 11 класса Суменко Юлией, о результатах реализации программ получила высокую оценку на городской научно-практической конференции, программы были рекомендованы для использования в других школах. См. Приложение 2
Коллектив в моём классе не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он обладает органами самоуправления и координирования; объединяет школьников общей целью и организацией труда.
Главной функцией детского коллектива по моему твёрдому убеждению является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений.
Учитель – это особый человек в жизни каждого из нас. Именно с учителями мы проводим много времени в детстве и юности, учимся у них не только различным дисциплинам, но и мудрости, поведению, перенимаем взгляды на жизнь…
Действительно, чем бы ни был занят учитель, где бы он ни находился, в любое время суток его мысли о детях, которых ему доверили.
А у классного руководителя забот и тревог на порядок выше. Чему учить? Что формировать? Наверно, нужно учить алгоритмам, учить пониманию и проникновению в тайны непознанного, учить правилам извлечения информации. И это правильно. Но тем более важно учить правилам человеческого общежития и создавать условия для формирования у детей норм, правил и ценностей, соответствующих нравственным и культурным нормам, выработанным человечеством за тысячелетия.
Каким образом строить отношения с детьми, чтобы было комфортно, интересно и полезно для всех? Важны не только психологически комфортные отношения, но и уют, чистота, красота места, где строятся комфортные отношения.
Мой кабинет отвечает всем требованиям (1 место в городском смотре - конкурсе учебных кабинетов)
Деловые игры («Процедура знакомства»), недели комплиментов друг другу, родителям, учителям, конкурсы («Самый …, самый …, самый …»), праздники («Посвящение в мужчины»), выставки (несколько персональных выставок будущего художника, выставки различных поделок и др.), экскурсии (хлебозавод, молокозавод, гидропорт, музей железной дороги Норильска, институт Крайнего Севера, музеи города Норильска и Талнаха, редакция газеты ЗП, театральные кулисы), походы в театр, выступления перед родителями с номерами художественной самодеятельности – вот основные формы работы с детьми. Огромную помощь оказывают родители учащихся и старшеклассники.
Включая своих учащихся в различные виды деятельности, в процессе которых развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, я формирую у подростков потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих их взаимоотношения. См. Приложение 3
В процессе выполнения детьми главных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной – в коллективе формируются деловые отношения по типу деловых отношений общества. Отношения деловой зависимости, ответственности, контроля, взаимопомощи, руководства, подчинения и требовательности являются основными, благодаря которым достигается эффективность процесса коллективного воспитания. На этой основе я создаю условия и организовываю психолого-педагогическое сопровождение для развития многосторонних отношений дружбы, товарищества, человеческой симпатии, доверительного общения, товарищеского взаимодействия. Чем крепче и чётче организационно-деловая структура коллектива, тем лучше условия для создания в нём высоконравственной атмосферы, здорового морального климата. Для организации и выполнения различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления. Все дети учатся выступать как в роли организаторов, так и в роли исполнителей. Организационная структура коллектива становится орудием формирования деловых качеств, средством воспитания и всестороннего развития личности ребёнка. Она действует и воспринимается как форма делового сотрудничества.
См. Приложение 3
Анализируя свою работу, наблюдая за своими воспитанниками в школе и после окончания школы, я вижу плюсы и минусы, преимущества и недостатки. В следующих программах я корректирую, совершенствую индивидуальные подходы и требования, условия сопровождения.
За годы реализации воспитательной системы «От нравственной личности – к нравственному обществу» достигнуты следующие результаты:
Уровень воспитанности учащихся по М.И.Шиловой: высокий, выше среднего и средний. Все учащиеся соблюдают Устав школы и Правила внутреннего распорядка дня.
Коллектив в классах сплочённый и дружный, нет учащихся, нарушающих дисциплину, имеющих вредные привычки, состоящих на учёте в ИДН. Нет конфликтов на национальной почве, хотя классы в основном многонациональные.
От 45% до 73% учащихся учатся на «4» и «5», есть учащиеся – медалисты.
Более 50% учащихся занимаются разными видами спорта; учащиеся занимают 1-3 места на региональном уровне.
До 50% учащихся принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах, получают дипломы и свидетельства.
Учащиеся активные участники школьных и городских мероприятий.
Все учащиеся являются членами классного самоуправления. В течение 7 лет мои ученики заботились о ветеране тыла Булук А.Д. до его смерти, и в течение 9 лет уже заботятся о малолетнем узнике Скобликовой А.М., посещают социальный приют, помогают нуждающимся детям, ветеранам. Самостоятельно готовят и проводят тематические классные часы, праздники.
См. Приложение 4
Родители учащихся проявляют активную заинтересованность в жизнедеятельности класса, являются единомышленниками и помощниками классного руководителя во всех делах; 90-95% родителей посещают родительские собрания.
Весь комплекс межличностных деловых, эмоциональных, дружеских отношенийформирует сущность личности, её нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе.Отражая и преломляя в себе все общественные отношения, личность на этой основе развивает свои материальные и духовные потребности, формирует мотивы поведения и деятельности.
Ещё одна важная функция детского коллектива - это его способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. В основе общественного мнения детского воспитательного коллектива лежит общественный интерес к делам, успехам и неудачам коллектива, общественный интерес к личности, её положению в обществе, её радостям и огорчениям. Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей. Все это даёт им общественное мнение в хорошо организованном воспитательном коллективе.
Процесс формирования общественного мнения в 6-а классе имеет место; доказательством этому является совместное обсуждение «Заповедей ученика» и «Кто я?» Ребята осмысленно говорили о дружбе и товариществе, о добре и милосердии, о чести и достоинстве; советовали и предлагали свою помощь в улучшении школьной жизни. В ходе обсуждения «Заповедей» шестиклассники показали, насколько ответственно и серьёзно они воспринимают своё место в общественной жизни школы.
Хорошо налаженное самоуправление позволяет учащимся решать вопросы корректировки и регулирования как их собственного поведения и деятельности, так и своих одноклассников. См. Приложение 3
Воспитательный коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через такой коллектив ребёнок входит в жизнь общества.
Наблюдая за своими воспитанниками в школе и после окончания школы, я испытываю чувство гордости.
Своим опытом работы классного руководителя я охотно делюсь с коллегами в МО и ГМО, мой опыт обобщался методическим центром; я участвую в конкурсах разного уровня и имею публикации в Справочнике классного руководителя.
Но это не значит, что нет трудностей и проблем в работе, что удаётся выполнить всё задуманное.
За последние несколько лет я пришла к неутешительному выводу: наши бывшие неуспешные ученики приводят своих уже детей и даже внуков к нам в школу, с такими же проблемами, какие были у них самих; значит необходимо работать не только с учениками, но и с их родителями.
Родительские собрания 1 раз в месяц и даже индивидуальная работа с ними не всегда дают ожидаемых результатов. Не секрет, что современное поколение родителей и детей - это не читающее поколение, к великому сожалению. Срочно приходится организовывать для них родительский всеобуч или ликбез.
В годы активной деятельности октябрятской, пионерской, комсомольской организаций школьная жизнь была насыщена не только яркими сборами, слётами и праздниками, но и серьёзными аттестациями, отчётами о своей учёбе, об участии в общественной жизни и в других важных событиях школы и города. Можно сожалеть, можно радоваться, что эти организации ушли из жизни школы в лету, но, несомненно, для родителей и учителей пионерия и комсомол были настоящими помощниками в воспитании детей и формировании у них многих ценных качеств.
Что мы имеем сейчас?
В школе нет такой организации, которая объединила бы школьников для совместной деятельности. Спортивные секции, творческие клубы охватывают меньшую часть детей. Компьютерные игры, общение в сети – основное занятие большинства детей сегодня, но эти виды деятельности имеют узкую направленность и не способствуют всестороннему развитию личности. Многие подростки стихийно объединяются в псевдо группы: эмо, готы, др. Как правило, последствия бывают печальны.
Моя задача как классного руководителя организовать жизнедеятельность своего класса так, чтобы было не только интересно и увлекательно, но и так чтобы это способствовало формированию разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, мобильного, обладающего широким кругозором гражданина, физически и нравственно здоровой личности, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, способной реализовать себя в социальном пространстве, к активной жизненной позиции. [1]
См. Приложение 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Виноградова М.Ю. и Слинина Н.В. Взаимодействие педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка, стр. 57-58, Москва, 2013, научно-методический журнал «Классный руководитель»
Соколова О.С. Культуросообразная воспитывающая среда как фактор духовно-нравственного воспитания, стр. 55-56, Москва, 2013, научно-методический журнал «Классный руководитель»
ОТ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К НРАВСТВЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
Асия Зиганшеевна Сысоева
МБОУ «СШ № 33»
Учитель английского языка
высшей категории
Отличник народного просвещения
8 913 530 84 01
ТЕЗИСЫ
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее. Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь»
Святитель Игнатий Брянчанинов
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации. [2]
Каким бы трудным ни был переживаемый страной период её развития, как бы ни складывались внешние условия – ничто не должно поколебать лиц, выполняющих функции воспитателей, в их стремлении и усилиях вырастить достойную смену, способную на основе апробированного опыта и традиций общества обеспечить его прогрессивное развитие. Эту задачу нельзя решить методами муштры и схоластики, увещеваниями и призывами к совершенствованию.
Я считаю правильным рассматривать объект воспитания как элемент сложной педагогической системы, в структуре которой он обладает определёнными связями. Надо научиться дирижировать этими связями, в которых личность будет формироваться естественным путём.
Я, Сысоева Асия Зиганшеевна, учитель английского языка высшей категории, Отличник народного просвещения, национальный победитель Российско-Американского конкурса учителей английского языка и страноведения - 2000, дважды победитель национального проекта «Образование – 2006», «Образование – 2012», ветеран труда России, посвятила жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Люблю свою работу, горжусь своими учениками!
Воспитывать – значит способствовать формированию отношений ребёнка к себе, к людям, к Родине, к умственному и физическому труду, к здоровью, к культурным и духовным ценностям, к природе, вовлекая учащихся в жизненные ситуации, систему отношений, в которых проявляются лучшие свойства личности. Это ежедневный спланированный, а иногда спонтанный комплекс действий и мероприятий с обязательным участием детей.
За 54 года работы в школьном образовании (44 года классным руководителем) я вырастила, воспитала несколько выпусков, с каждым из которых работала в течение 6-7 лет, с 5 по 10-11 класс.
Воспитательную работу я организую по своим (авторским) программам, рецензированным Норильским институтом повышения квалификации. См. Приложение 1
Цель воспитательной системы -формирование разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, мобильного, обладающего широким кругозором гражданина, физически и нравственно здоровой личности, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, способной реализовать себя в социальном пространстве, к активной жизненной позиции. [1]
Задачи воспитательной системы:
Создавать условия для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учётом интересов, склонностей и возрастных особенностей.
Способствовать процессу перехода школьного воспитания в самовоспитание.
Развивать ученическое самоуправление как воспитательную среду школы.
Воспитывать потребность учащихся к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Совершенствовать формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия на учащихся.
Создавать воспитательно-образовательную среду, которая обеспечивала бы условия учащимся для максимальной самореализации и формировала у учащихся потребность в самосовершенствовании.
Я апробировала свою программу совместной воспитательной работы для учащихся 5 и 10 классов, a затем для учащихся 1, 6 и 11 классов.
Цель программы – объединить разновозрастных детей в совместной деятельности. Десятиклассники передавали свой опыт пятиклассникам, учили их самоуправлению. Через год уже шестиклассники продолжали учиться и набираться опыта у одиннадцатиклассников, и в свою очередь, передавали свой опыт первоклассникам. Программы так и назывались «Союз 10 + 5» и «Союз 11 + 6 + 1». Работа по этим программам потребовала много времени, усилий, нервного напряжения, но была очень интересной, увлекательной и самое главное полезной для ребят. Старшеклассники проявили свои лучшие качества, пятиклассники успешно адаптировались в средней школе, научились заботиться о младших, а первоклассники чувствовали себя комфортно. Я радовалась, что моя разновозрастная семья счастлива. Научная работа «Теория педагогики на практике», представленная ученицей 11 класса Суменко Юлией, о результатах реализации программ получила высокую оценку на городской научно-практической конференции, программы были рекомендованы для использования в других школах. См. Приложение 2
Коллектив в моём классе не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он обладает органами самоуправления и координирования; объединяет школьников общей целью и организацией труда.
Главной функцией детского коллектива по моему твёрдому убеждению является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений.
Каким образом строить отношения с детьми, чтобы было комфортно, интересно и полезно для всех? Важны не только психологически комфортные отношения, но и уют, чистота, красота места, где строятся комфортные отношения.
Мой кабинет отвечает всем требованиям (1 место в городском смотре - конкурсе учебных кабинетов)
Деловые игры («Процедура знакомства»), недели комплиментов друг другу, родителям, учителям, конкурсы («Самый …, самый …, самый …»), праздники («Посвящение в мужчины»), выставки (несколько персональных выставок будущего художника, выставки различных поделок и др.), экскурсии (хлебозавод, молокозавод, гидропорт, музей железной дороги Норильска, институт Крайнего Севера, музеи города Норильска и Талнаха, редакция газеты ЗП, театральные кулисы), походы в театр, выступления перед родителями с номерами художественной самодеятельности – вот основные формы работы с детьми. Огромную помощь оказывают родители учащихся и старшеклассники.
Включая своих учащихся в различные виды деятельности, в процессе которых развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, я формирую у подростков потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих их взаимоотношения. См. Приложение 3
Анализируя свою работу, наблюдая за своими воспитанниками в школе и после окончания школы, я вижу плюсы и минусы, преимущества и недостатки. В следующих программах я корректирую, совершенствую индивидуальные подходы и требования, условия сопровождения.
За годы реализации воспитательной системы «От нравственной личности – к нравственному обществу» достигнуты следующие результаты:
Уровень воспитанности учащихся по М.И.Шиловой: высокий, выше среднего и средний. Все учащиеся соблюдают Устав школы и Правила внутреннего распорядка дня.
Коллектив в классах сплочённый и дружный, нет учащихся, нарушающих дисциплину, имеющих вредные привычки, состоящих на учёте в ИДН. Нет конфликтов на национальной почве, хотя классы в основном многонациональные.
От 45% до 73% учащихся учатся на «4» и «5», есть учащиеся – медалисты.
Более 50% учащихся занимаются разными видами спорта; учащихся занимают 1-3 места на региональном уровне.
До 50% учащихся принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах, получают дипломы и свидетельства.
Учащиеся активные участники школьных и городских мероприятий.
Все учащиеся являются членами классного самоуправления. В течение 7 лет мои ученики заботились о ветеране тыла Булук А.Д. до его смерти, и в течение 9 лет уже заботятся о малолетнем узнике Скобликовой А.М., посещают социальный приют, помогают нуждающимся детям, ветеранам. Самостоятельно готовят и проводят тематические классные часы, праздники.
См. Приложение 4
Родители учащихся проявляют активную заинтересованность в жизнедеятельности класса, являются единомышленниками и помощниками классного руководителя во всех делах; 90-95% родителей посещают родительские собрания.
Своим опытом работы классного руководителя я охотно делюсь с коллегами в МО и ГМО, мой опыт обобщался методическим центром; я участвую в конкурсах разного уровня и имею публикации в Справочнике классного руководителя.
Но это не значит, что нет трудностей и проблем в работе, что удаётся выполнить всё задуманное.
За последние несколько лет я пришла к неутешительному выводу: наши бывшие неуспешные ученики приводят своих уже детей и даже внуков к нам в школу, с такими же проблемами, какие были у них самих; значит необходимо работать не только с учениками, но и с их родителями.
Родительские собрания 1 раз в месяц и даже индивидуальная работа с ними не всегда дают ожидаемых результатов. Не секрет, что современное поколение родителей и детей - это не читающее поколение, к великому сожалению. Срочно приходится организовывать для них так родительский всеобуч или ликбез.
В годы активной деятельности октябрятской, пионерской, комсомольской организаций школьная жизнь была насыщена не только яркими сборами, слётами и праздниками, но и серьёзными аттестациями, отчётами о своей учёбе, об участии в общественной жизни и в других важных событиях школы и города. Можно сожалеть, можно радоваться, что эти организации ушли из жизни школы в лету, но, несомненно, для родителей и учителей пионерия и комсомол были настоящими помощниками в воспитании детей и формировании у них многих ценных качеств.
Что мы имеем сейчас?
В школе нет такой организации, которая объединила бы школьников для совместной деятельности. Спортивные секции, творческие клубы охватывают меньшую часть детей. Компьютерные игры, общение в сети – основное занятие большинства детей сегодня, но эти виды деятельности имеют узкую направленность и не способствуют всестороннему развитию личности. Многие подростки стихийно объединяются в псевдо группы: эмо, готы, др. Как правило, последствия бывают печальны.
Моя задача как классного руководителя организовать жизнедеятельность своего класса так, чтобы было не только интересно и увлекательно, но и так чтобы это способствовало формированию разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, мобильного, обладающего широким кругозором гражданина, физически и нравственно здоровой личности, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, способной реализовать себя в социальном пространстве, к активной жизненной позиции. [1]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
2. Виноградова М.Ю. и Слинина Н.В. Взаимодействие педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка, стр. 57-58, Москва, 2013, научно-методический журнал «Классный руководитель»
3. Соколова О.С. Культуросообразная воспитывающая среда как фактор духовно-нравственного воспитания, стр. 55-56, Москва, 2013, научно-методический журнал «Классный руководитель»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мои авторские программы
Девиз (можно сказать цель) программы или воспитательной системы в моих классах с 5 по 11 – «От нравственной личности – к нравственному обществу» не меняется, это на стратегическом уровне. Тематика воспитательной системы и модуль ВС меняются и по форме, и по содержанию: когда мои дети были в 5, затем в 6 классе, я разработала воспитательную систему (модель ВС – игра) «Этика и эстетика быта». В 7 и 8 классе «Воспитание – великое дело. Им решается участь человека» (модель ВС – вовлечение учащихся в ситуации, приближенные к реальным, практические дела). В 9 классе «Ответственность, действенность, управление эмоциями – качества для становления успешной личности» (модель ВС – самоуправление, самовоспитание, самосовершенствование). В 10 – 11 классе, «Я в этом мире» (модель ВС – профессиональный выбор, здоровый образ жизни).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мнения учащихся, родителей и учителей
Лубянова Наталья Владимировна, учитель 1-А класса: «Старшеклассники и шестиклассники помогают малышам правильно читать, беседуют с ними о дружбе, вежливости, искусстве, о внешнем виде, учат уважать старших, помогают им в играх. Они приучили детей к порядку, правильно складывать свои вещи, вести себя в обществе, со своими сверстниками. Первоклассники привыкают к общению со старшими людьми, друзьями, становятся более раскованными».
В беседе со мной старшеклассницы отмечают важность и полезность полученных знаний на уроках педагогики, психологии, гигиены и педиатрии и других специальных предметов. Многие применяют свои знания не только в общении с шестиклассниками и первоклассниками, но и со своими младшими сестрёнками и братьями, племянниками и племянницами. Из курса психологии девочки узнали много нового не только об особенностях маленьких детей, но и лучше узнали самих себя, свои особенности и способности. Теперь они прекрасно знают, как научить ребёнка правильно вести себя в обществе, развивать музыкальные способности ребёнка. Опыт педагогической практики с младшими школьниками в течение двух лет пригодятся девочкам, когда они сами станут мамами.
Неописуемый восторг и воодушевление испытывают первоклассники, когда вместе с старшеклассниками они готовятся к праздникам, конкурсам, фестивалям, смотрам, выставкам. Фотографии и видеозаписи различных совместных мероприятий они готовы рассматривать каждый день, радуясь, по-детски, непосредственно. «Посвящение в ученики» для первоклассников, «Посвящение в мужчины» для пятиклассников стали не только ярким праздником, но и нравственным мерилом поступков и действий для каждого школьника.
На переменах первоклассники бегут к своим старшим друзьям, оказывают всяческие знаки внимания и обожания.
Особенно довольны родители первоклассников, так как они находятся в центре внимания и шестиклассников, и старшеклассников. В интервью члены родительского комитета 1-А класса рассказали мне: «В начале учебного года на родительском собрании была предложена программа экспериментальной деятельности в параллели 1х, 6х, 11х классов. В группе продлённого дня шестиклассники играют с детьми на улице. Они помогают организовывать с первоклассниками развлекательные игровые мероприятия: «Осень в лесу», «Играем вместе», «Лепим снежную бабу». Ребята учат своих подшефных умению общаться, разрешать споры, умению сопереживать. Нам, родителям, нравится такая забота, внимание к нашим маленьким детям. Ребята стали более общительны, с желанием идут в школу, принимают активное участие в жизни класса, школы».
Я побеседовала с учителями, работающими в 6-ом классе, чтобы выяснить есть ли какие-либо заметные качественные изменения в учениках по сравнению с 5-ым классом. Все учителя отмечают, что класс стал сплочённым, дружным; микроклимат уравновешенный, доброжелательный, заметны положительные изменения в характерах и поступках. Учителя отмечают, что дети стали более усидчивыми, самостоятельными. Конечно, есть ученики, которые проявляют лень, пассивность, но взаимодействие продолжается, совершенствуется, и обязательно будут положительные результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КТО, ЕСЛИ НЕ Я?
1
Абрамова Ангелина
Член актива школы, организатор досуга
2
Бессольцев Влад
Член актива школы, ответственный за штаб «Забота»
3
Бороденко Андрей
Ответственный за спортивную работу в классе
4
Васильев Алексей
Ремонт мебели в кабинете № 24
5
Волокитина Алёна
Ответственная за редколлегию, организатор досуга
6
Гулузаде Парвиз
Оформитель рекреации у кабинета № 24
7
Грязнова Анастасия
Член актива школы, организатор досуга
8
Кадач Павел
Ответственный за спортивную работу в классе
9
Камаев Аюб
Ремонт мебели в кабинете № 24
10
Касьянов Виталий
Ответственный дежурный в классе и столовой
11
Колганова Валерия
Член актив школы, организатор досуга
12
Колесников Влад
Ответственный за спортивную работу в классе
13
Лёвин Вадим
Член актива школы, ответственный дежурный на III
14
Леонтьев Максим
Ответственный дежурный на III этаже
15
Прилепо Илья
Член актива школы, кандидат в президенты школы
16
Пыхачёв Павел
Организатор досуга
17
Раджабов Рамиль
Ремонт мебели в кабинете № 24
18
Руднев Сергей
Ответственный дежурный в классе и столовой
19
Савченко Андрей
Разовые поручения
20
Сырбу Ольга
Редколлегия
21
Шинавова Айгуль
Командир класса, ответственная за шефскую работу
22
Юров Алексей
Ремонт мебели в кабинете № 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАПОВЕДИ УЧЕНИКА 10 - А КЛАССА
Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, - мука. Постарайся полюбить свою школу.
Нас много, и все мы разные - учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдёт.
Ты постоянно растёшь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
Хочешь - не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в школе плохо. Учти, что в России встречают по одёжке, а провожают по уму.
Если случится ошибиться, оступиться - не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой.
Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и себя.
Дорожи школьным товариществом: оно на всю жизнь. Не забывай и не предавай друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу родной школы.