«О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности»
«О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности»
проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.
Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания у школьников сегодня? Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности, наркомании, утрате культурных ориентаций, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.
В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к проблемам деятельности детских объединений, призванных помогать полноценной социализации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе.
Детские объединения позволяют в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности»»
«О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности»
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.
Наш меняющий мир трудно определить, одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.
Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания у школьников сегодня? Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности, наркомании, утрате культурных ориентаций, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.
В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к проблемам деятельности детских объединений, призванных помогать полноценной социализации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе.
Детские объединения позволяют в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребёнка.
Значимую роль в формировании духовно-нравственных качеств играет старший вожатый.
Вожатый-это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми, вожатый - духовный наставник детей, формирующий их мировоззрение и характер, вожатый - это и строгий воспитатель, и родные мама и папа, вожатый- это и взрослый, и ребенок одновременно. Вожатый - это старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба.
Вожатый выступают душой детского объединения. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере.
Кроме того, не нужно забывать, что детское объединение – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван, не командовать, а активизировать ребят, увлекать их интересными и полезными делами.
На протяжении 17 лет в КГУ «Архангельсккой СШ» в с. Архангельском Кызылжарского района СКО существует детско-юношеская организация «Жас Улан». Руководителем организации является старшая вожатая Бойко Евгения Владимировна.
Благодаря школьной организации многие учащиеся школы смогли раскрыть свои творческие способности и лидерские качества: лидер школы Даутбаев Аслан, лидеры классов 5-11 –х. В системе духовно-нравственного развития и воспитания важной составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая школой в разрезе коллективных творческих дел.
Значимая ступень развития гражданина - осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, города. Благодаря традициям, наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля Казахстан», «Малая Родина», «Моя школа». Традиции расширяют возможности межвозрастного общения, способствуют пониманию детьми смысла жизни наших предков с позиции современного человека. Традиции формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство, необыкновенность, привлекательность.
Наша школа очень богата своими традициями: «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники», «Праздник Букваря», «Танцевальные батлы», акции милосердия и т.д.
Не обходим мы стороной и календарные праздники.
Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера. При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами.
Самой важной и, наверное, самой сложной проблемой в работе вожатого является создание дружного, работоспособного коллектива.
Задача вожатого заключается в создании психолого-педагогических условий, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
Для того чтобы успешно взаимодействовать со своими воспитанниками, необходимо знать, какие тенденции превалируют в их ценностных ориентирах, что характеризует их сознание, потребности, интересы, в какие группы объединяются, почему их привлекают те или иные организации. Вожатый не только организатор деятельности, руководитель дела, но и лидер группы. Здесь важно развести понятия «лидер» и «руководитель», «лидер» и «организатор».
Профессия вожатого - творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Для творческого подхода к деятельности, ориентированного на получение высоких результатов, важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется.
Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером (А.Г.Кирпичник).
Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности.
Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его объединении, какие моральные нормы жизни, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в объединении вседозволенности, подавлению сильными, слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д. Поэтому вожатому важно, чтобы в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки. А для этого нужно знать своих воспитанников.
Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания вожатого, и процессов, происходящих в его коллективе. Чтобы вожатый работал профессионально, нужно знать данные методы исследования и умело применять их в своей работе. Применение разнообразных методик - это пополнение опыта вожатого в сфере изучения личности ребёнка, определения эффективности воспитательного процесса.
Сегодня государство снова заинтересовано в возрождении профессии вожатого. Хочется верить, что профессия воспитателя детей и подростков во внешкольной среде, в условиях добровольной самодеятельной организации станет одной из самых авторитетных, любимых и детьми, и взрослыми. Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, личностью, физически и нравственно совершенной. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом.