Особенности формирования учебной мотивации у первоклассников
Особенности формирования учебной мотивации у первоклассников
Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением и усложнением содержания образования, переходом на четырехлетнее начальное обучения и снижением возраста поступающих в школу детей, постановкой перед системой образования задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования учебной мотивации у первоклассников»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением и усложнением содержания образования, переходом на четырехлетнее начальное обучения и снижением возраста поступающих в школу детей, постановкой перед системой образования задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Мотивация оказывает самое существенное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивации к получению образования у большинства учащихся, причем эти проблемы возникают уже на начальном этапе обучения.
Проблема формирования учебной мотивации исследована отечественными учеными (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.). Учебная мотивация рассматривается как процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей обучения.
Среди внешних мотивов учебной деятельности первоклассника центральное место занимает стремление к признанию в новой социальной позиции (Л. И. Божович); приобретению прав, характерных для позиции «школьник»; к осуществлению соответствующей деятельности. В структуре внутренних мотивов учебной деятельности следует различать три побуждения: познавательный интерес, потребность компетентности в познавательной деятельности и функциональная познавательная потребность.
Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе, которая выражается в ощущении потребности посещать школу, занять новое положение среди окружающих. Непосредственность, открытость, доверчивость первоклассников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Однако, интересы учащихся первых классов недостаточно действенны, неустойчивы, ситуативны и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться. Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. По статистике учебная мотивация находится на стадии формирования почти у 80% поступающих в школу первоклассников. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.
В современной начальной школе постоянно актуальной является задача повышения эффективности обучения, что обусловливает необходимость поиска таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств следует рассматривать формирование у детей уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.
Термин «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.
В теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Философский энциклопедический словарь определяет мотив как движущую, побудительную силу, повод. В психологическом словаре мотив определяется, как: 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определённой силы; 3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, т.е. всё то, в чём нашла воплощение потребность. Это определение мотива объединяет в единое целое энергетическую, динамическую и содержательную его стороны. В нашем исследовании это определение мотива будет ведущим.
По А. Н. Леонтьеву, мотив - психическое образование, реальное или воображаемое, мыслимый предмет потребности, побуждающий и направляющий на себя деятельность.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив определяется потребностями, которые связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения, предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.
Мотивы классифицируются по различным основаниям:
а) по характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А. Н. Леонтьеву);
б) по времени определения деятельности (далёкая - близкая мотивация, по Б. Ф. Ломову);
в) по социальной значимости (социальные и узколичностные, по П. М. Якобсону);
г) по факту включённости в саму деятельность или находящихся вне её (широкие социальные мотивы и узколичностные мотивы, по Л. И. Божович);
д) мотивы определённого вида деятельности, например, учебной деятельности;
е) по характеру общения (деловые и эмоциональные, по П. М. Якобсону).
Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы первоклассников, включает в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившихся у ребенка ранее мотивационных установок, которые нужно укрепить и поддержать;
создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок;
изменение внутреннего отношения ребенка как к имеющемуся уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью первоклассников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
На основе анализа литературы и собственной работы были подобраны и разработаны рекомендации по формированию учебной мотивации первоклассников.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель может использовать следующие приемы:
1) создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических минуток.
Мотивационно-целевой блок включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания и решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Деятельность учителя направлена на осознание обучаемыми целей и задач предстоящей работы. Это достигается благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;
5) создание проблемной ситуации;
6) формулировка основной учебной задачи.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у первоклассников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Анализ литературных источников показывает, что понятие "мотив" является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия "мотив" и "мотивация" используются в разных смыслах. Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через деятельность влиять на формирование учебной мотивации. Для этого необходимо учитывать своеобразие проявления мотивации в учебной деятельности первоклассников. Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Мотивы классифицируются по различным основаниям. Выделяются внешние и внутренние, осознаваемые и неосознаваемые, понимаемые и действующие мотивы, социальные и познавательные мотивы. Анализ литературы показывает, что все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам: удовольствие от процесса деятельности; прямой конечный результат деятельности; вознаграждение за деятельность; депривация (избежание) страха наказания. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования учебной мотивации первоклассников: выявление и учет педагогом психолого-возрастных особенностей первоклассников, уровня их готовности к школе, особенностей мотивационной сферы; выполнение требований к организации режима школьной жизни первоклассников; правильная организация учебной деятельности школьников, отработка всех ее компонентов; безотметочная система оценивания его деятельности; создание ситуации успеха; грамотное выстраивание общения между учителем и учащимися.
Опытная работа проведена на базе первого класса МОУ «Ромодановская СОШ № 2» Республики Мордовия. Опытная работа включала в себя несколько этапов:
1 этап – подбор диагностических методик по изучению учебной мотивации первоклассников.
2 этап – проведение исследования на базе общеобразовательного учреждения.
3 этап – обработка полученных результатов, формулирование выводов, разработка рекомендаций по повышению эффективности процесса формирования учебной мотивации первоклассников.
В ходе исследования были использованы следующие методы и методики: интервьюирование, наблюдение, беседа, методика М. Р. Гинзбурга.
Анализ результатов показывает, что в структуре учебных мотивов первоклассников преобладают внешние мотивы получения похвалы, поощрения, игровые и позиционные. Достаточное число учащихся указали на познавательный мотив. Подтвердились результаты многих исследований о том, что у первоклассников практически отсутствуют социальные мотивы.
Важное значение в формировании учебной мотивации имеет уровень готовности ребенка к школе. По данным психолого-педагогической диагностики, проведенной психологом школы, 25% детей оказались психологически готовыми к школьному обучению, 25% детей - психологически не готовыми к обучению в школе, остальные 50% детей обладали частичной готовностью к школе. Естественно, что у первоклассников, готовых к школе, существенно отличается уровень сформированности и характер учебной мотивации. Психолог выявил, что в этой группе все дети обладают внутренней позицией школьника, а в группе психологически не готовых к школьному обучению большинство детей этой позицией не обладали.
В процессе исследования выяснилось, что практически все готовые к школе первоклассники находятся на втором (50%) и третьем (20%) уровне школьной мотивации; их действия направлены на содержательную сторону учебного процесса. В группе психологически не готовых к школе первоклассников большинство испытуемых находятся на четвертом (16%), уровне школьной мотивации, характеризующихся слабой выраженностью познавательных и социальных мотивов, у них преобладают интересы, связанные с общением, игрой и внеучебными ситуациями.
Проведенное исследование учебной мотивации первоклассников показывает, что необходимо особое внимание уделять созданию условий для формирования подлинных учебных мотивов. На характер и уровень сформированности учебной мотивации оказывает влияние уровень готовности ребенка к школе, характер взаимодействия и стиль общения учителя с учащимися, оценивание учебных достижений первоклассников.
Литература
1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. – М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
2. Виноградова, Н. Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс / Н. Виноградова // Начальное образование. – 2006. - №4. – С. 3-7.
3. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л. В. Гончарик // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 48-56.
4. Дубовицкая, Т. Д. : К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 73-80.
5. Кочергова С. А. Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников / С. А. Кочергова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2011. - № 1. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psyedu.ru/journal/2011/1/2064.phtml. – Загл. с экрана.
6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения : учеб. пособие для вузов / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
7. Подласый, И. П. Как побуждать к учению и самовоспитанию / И. П. Подласый // Народное образование. - 1993. - № 9/10. - С. 28-37.
8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1998. – 208 с.