kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения  детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о их, как правило ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности агрессивного поведения детей и подростков»

Особенности проявления агрессивного поведения детей и подростков


Психологи отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о их, как правило ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения ( Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.). Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

Агрессия- ( от лат. «agressio»- нападение, приступ ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Ещё Н.Д. Левитов в 1990 году описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, насилие) и вербальную ( оскорбление, распространение клеветы ,отказ общаться ); прямую и косвенную.

А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

Додж и Койе (1987) выделили реактивную проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно всретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе).

Теория социального научения агрессии А. Бандура пишет, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные « успехи» в причинении ущерба другим людям. Теория социального научения лежит в основе большинства программ профилактики

и коррекции агрессивного поведения, т.к., по мнению многих практиков, поведенческий подход в развитии просоциального поведения является наиболее эффективным, методически универсальным и быстро достигающим результата.

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности.

В некоторые возрастные периоды- раннем и подростковом возрасте- агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в некоторой степени необходимыми для становления самостоятельности.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам. Защитная агрессивность- основной причиной ее является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Функция агрессии-защита от окружающего мира.

Поведенческие проявления защитной агрессивности –часто конфликтует дерется; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает;

Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельности, то в активном варианте у него формируется деструктивная агрессивность. Агрессивные действия ребенка- это сообщение о своих потребностях, установке своего места в жизни. Первые агрессивные действия ребенок направляет на близких, которые из лучших побуждений стараются их пресечь, тогда ребенок будет стараться открыто не проявлять гнев. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В.Оклендер, остается внутри ребенка. Ребенок привыкает жить. Систематически подавляя свои эмоции, используя косвенные способы проявления агрессии.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью: испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; присутствует стремление ломать; склонны к проявлению косвенной агрессии (ябедничают, действуют исподтишка) ; редко дерутся.

Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости и воровству.

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были разработаны характерологические особенности агрессивных детей.


Характерологические особенности детей и подростков.


1.Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3.Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4.Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5 Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6.В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7.Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9.В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10.Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12.Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13.Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14.Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.


Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Большое значение в становлении агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы следующие факторы семейного воспитания (Р.Бэрон,Д. Ричардсон,1997):

- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

-характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:

  1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

  2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенднеции.

  3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности.

  4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу ,и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

  5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей,-это физические наказания, угрозы, лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви заботы в случае проступка, причем сами родители не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

  6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер.

Работу с агрессивными детьми лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю.

Успешность групповой терапии зависит от ряда показаний. К ним относятся характерологические и аффективные нарушения, которые создают проблемы в межличностных отношениях и проявляются повышенной агрессивностью. Такими нарушениями могут являются эгоцентризм . неустойчивость самооценки, тревожно- мнительные черты характера, неадекватный уровень притязаний . Детям занятия в группе показаны только после проведения индивидуальной работы, в результате которой уровень агрессивности заметно снизился. При работе с агрессивными детьми важно занять без оценочную позицию. При работе с агрессивным ребенком важно относиться с уважением к его внутренним проблемам.

Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. С этой целью в школе должны быть разработаны профилактические занятия с педагогами, лекция для и непосредственно регулярные занятие для подростков.





Список литературы

  1. Бандура А.Подростковая агрессия. Изучение влияния семейных отношений .,М., 1999.

  2. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности., 2006.

  3. Журавлев Д., Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен/ Нар. Образование 2/2003.

  4. Лебедев Л. Д.,Арт- терапия детской агрессивности / Начальная школа 2/ 2001.

  5. Рогов.Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании , М., 1996.

  6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей., Ростов на Дону., 2003.

  7. Сорокин А. И.Конфликтность в поведении детей и подростков., Уфа., 1996.

  8. Хухлаева О.Классификация нарушений / Школьный психолог № 41/2001.

  9. Школьный психолог / Агрессивный ребенок.,№ 18/2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Автор: Нарыгина Евгения Александровна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "korriektsiia-aghriessivnogho-poviedieniia-u-podrostkov-s-umstviennoi-otstalost-iu-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "154520"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421164410"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Программа занятий с элементами тренинга  по эпрофилактике агрессивного поведения у подростков "
    ["seo_title"] => string(105) "proghramma-zaniatii-s-eliemientami-trieningha-po-eprofilaktikie-aghriessivnogho-poviedieniia-u-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "144260"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418671840"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "родительский лекторий по теме "Девиантное поведение детей" "
    ["seo_title"] => string(67) "roditiel-skii-liektorii-po-tiemie-dieviantnoie-poviedieniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "119097"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413315829"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конфликты среди старших подростков как социально-педагогическая проблема "
    ["seo_title"] => string(83) "konflikty-sriedi-starshikh-podrostkov-kak-sotsial-no-piedaghoghichieskaia-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "236474"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444068955"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства