kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конфликты среди старших подростков как социально-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты среди старших подростков как социально-педагогическая проблема »

Конфликты среди старших подростков как социально-педагогическая проблема


В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью нашей жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления.

Конфликт как сложное явление общественной жизни изучается многими научными дисциплинами: философией, социологией, этикой, педагогикой, социальной психологией, психологией управления, психологией труда, медицинской психологией и др.

В настоящее время в исследовании конфликта используется системный подход, без которого вряд ли возможно дать приемлемые для практики описание, объяснение конфликтов, а также рекомендации по их предупреждению и конструктивному разрешению.

А.Я. Анцуповым была предложена универсальная понятийная схема описания конфликтов, которая включает 11 понятийно–категориальных групп: сущность конфликтов; их классификация; структура; функции; генезис; эволюция; динамика; системно – информационное описание конфликтов; предупреждение; завершение; исследование и диагностика конфликтов.

Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами (Н.В.Гришина, Т.А. Полозова, Е.М. Бабосов, Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк).

Другие (Н.С. Данакин, И.В. Конев, А.Г. Здравомыслов) определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.

В течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.

Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, так как его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

Большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. В частности, Л.Г. Здравомыслов считает, что «конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Ю.Г. Запрудский полагает, что «конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

По мнению А.В. Дмитриева «под конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны». Данный анализ изучения проблемы конфликта приводится в книге А.В. Дмитриева «Конфликтология».

В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт (от лат. глагола konfliktus, "противостоять") - это:

- столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия; в зависимости от источников и носителей конфликта они делятся на социальные, психологические, организационные (управленческие);

- одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей;

- целенаправленное, активное взаимодействие и противостояние сторон при разнонаправленных интересах и противоречивых потребностях;

- процесс резкого обострения противоречия, борьба двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из её участников.

В связи с этим можно дать конфликту определение, как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми (группами людей), с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

Другими словами, конфликт – «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающихся негативными эмоциями». Английский социолог Г.Спенсер считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление нежелательное, что его необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако есть и противоположное мнение: конфликт служит своего рода сигналом: «что-то не в порядке»; это выражение неудовлетворённости, протеста, информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. Один из основателей современной социологии Макс Вебер считает, что «конфликт очищает».

Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-педагогическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.

Каковы же должны быть «ингредиенты», сочетание которых приводит к возникновению конфликта? Прежде всего, должны наличествовать субъекты и объект (объекты) конфликта. Также необходимы: конфликтная ситуация и инцидент.

Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтую ситуацию и влиять на ход развития конфликта в зависимости от своих интересов. Количество субъектов варьируется в каждой конкретной ситуации, их может быть два и более. Таким образом, субъекты - это непосредственные участники, стороны, имеющие несовместимые желания, цели, потребности. Непосредственных участников конфликта также называют «оппонентами» (в переводе с латинского – «противополагающий, возражающий, противник в споре)».

Также выделяют косвенных участников конфликта, которые участвуют в чужом конфликте, преследуя свои цели. Косвенный участник может вовлекаться в конфликт и совершенно случайно, помимо его воли. Однако в ходе развития конфликта статус косвенного участника нередко сменяется статусом субъекта.

Объект конфликта - это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта; фокус пересечения интересов, имеющих персональную значимость для каждого из участников конфликта. Это и есть то самое «яблоко раздора», на которое претендуют все стороны. Субъекты конфликта, преследуя свои цели, могут скрывать, маскировать или подменять истинные мотивы, побудившие их к противоборству. Все объекты подразделяются на три вида:

- объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими одновременно с кем-нибудь невозможно;

- объекты могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;

- объекты, которыми все стороны конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

Конфликтная ситуация (почва для конфликта, но ещё не конфликт) - это среда напряжения, которая даёт энергию взаимодействия. Конфликтные ситуации могут:

- возникать по инициативе субъектов конфликта либо объективно;

- «передаваться по наследству», переходить к новым субъектам конфликта даже в случае, когда начало их положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли.

Инцидент - открытое столкновение сторон в эмоционально напряжённом поле взаимодействия. Это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними. Чаще всего мы воспринимаем конфликт именно по инцидентам. Инцидент может возникнуть:

- по инициативе субъектов (или одного из них);

- независимо от их воли и желания;

- вследствие объективных обстоятельств;

- вследствие случайности).

Возникновение конфликтной ситуации или инцидента может носить целевой и стихийный характер. Однако течение конфликта, конфликтная деятельность субъектов-оппонентов всегда целенаправленны в том смысле, что характер их действий, их последовательность, сами действия всегда диктуются теми целями, которые ставят перед собой оппоненты.

По проблемам конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Поэтому предлагается определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берётся за основание классификации:

- по характеру влияния конфликты делят на конструктивные, деструктивные и стабилизирующие;

- по количеству причин на монокаузальные (одна причина), дикаузальные (две причины) и поликаузальные (несколько причин);

- по степени объективности на объективные (деловые) и субъективные (эмоциональные);

- по степени протяжённости на кратковременные, долговременные и хронические;

- по степени явности на явные и скрытые (латентные);

- по степени участия субъектов на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.

В обобщенном виде конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.).

В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия выделяют межличностный тип конфликтов, в котором конфликт развивается по схеме «индивид – индивид». Как показывают наблюдения и анализ последствий подростковых конфликтов изменить содержание и интенсивность конфликтного взаимодействия, его масштабов можно лишь при условии его контролируемого, управляемого развития.

В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-педагогическом плане. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В. Гришина предлагает определять психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других. Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

Составные части конфликта: противоречие, осознание индивидом этого противоречия, активность.

Типологическое подразделение конфликтов:

- «подлинный» - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;

- «случайный или условный» - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

- «смещенный» - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо символической форме;

- «неверно приписанный» - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

- «скрытый» - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

- «ложный» - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Межличностный конфликт - это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой - этот вид конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим видам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт - выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

-кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

-недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

-инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

-напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

-дискомфорт (интуитивное ощущение, волнение, страх, которые трудно выразить словами).

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель – передача учащимся определенного социального опыта, более  полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в учебном коллективе необходимо создать благоприятные социально-педагогические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Конфликты оказывают негативное влияние на настроение, психическое состояние участников педагогического процесса и в целом на результаты учебно-воспитательного процесса. Если конфликтов нельзя избежать, то ими необходимо управлять, научиться их позитивно использовать в формировании личности школьника.

Именно в школе у подростка формируются навыки общественного поведения, социальных отношений, разрешения внутренних и межличностных противоречий.

Конфликт в учебном коллективе - это столкновение интере­сов субъектов системы взаимоотношений, прямо или косвенно свя­занное с проблемами обучения и воспитания учащихся, проявляющееся на поведенческом уровне в виде противоборства и сопровождающееся эмоциональ­ными переживаниями. Конфликты в учебном коллективе имеют те же основные призна­ки, динамику развития и функции, что и другие конфликты.

Природа педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у подростков опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения конфликтов, но и как среду, в которой протекает данный процесс.

Структура конфликта:

А) Конфликтующие стороны - две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники - сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Б) Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

В) Представления о ситуации - сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

Г) Мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.

Процесс развития конфликта:

- Предконфликтная ситуация - положение дел накануне конфликта.

- Инцидент - первая стычка конфликтующих.

- Эскалация - конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон.

Кульминация - верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

Завершение конфликта - сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

Постконфликтная ситуация - последствия конфликтов: позитивные, негативные.

Таким образом, конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместной деятельности подростка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями подростка в деятельности и общении (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями подростка и сверстников (потребности находятся за пределами деятельности). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей деятельности общения со сверстниками у подростков, что способствует развитию психологического конфликта.

Если при внутриличностном конфликте происходит борьба различных побуждений в одном человеке, то в ситуации межличностного конфликта, которым в данном случае и является конфликт в системе «ученик-ученик», имеет место столкновение интересов разных людей. Разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между учащимися, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания детьми друг друга довольно сложна, и поэтому мы остановимся на ней подробно.

Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного «Я» есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п..

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает «загадкой», которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека: метод интроспекции (ребенок ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации). На основе результатов анализа строится взаимодействие со сверстником. Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление.

Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, педагог может продемонстрировать детям преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.

В процессе общения и учебной деятельности дети оказываются в проблемных ситуациях, нередко приводящих к конфликтам. Участие в конфликтах выступает как неизбежный момент взросления, через преодоление внутренних и внешних конфликтов происходит формирование личности ребенка. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии. Возникает необходимость проведения специального исследования конфликтных проявлений, отражающих опыт детей.

Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящим к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Подросток в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Практически любой возникший конфликт можно решать эффективными социально-педагогическими методами, но никогда не следует откладывать решение во времени.

В конфликтной ситуации с подростком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам ребенка; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Содержание преодоления конфликтов состоит в конструктивном разрешении конфликта, которое зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.

Таким образом, преодоление конфликтов в системе «ученик-ученик» - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Преодоление конфликтов в системе «ученик-ученик» заключается в создании таких объективных условий, когда каждый ребенок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конфликты среди старших подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Барамзина Виктория Аркадьевна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства