kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности применения междисциплинарного подхода в среднем профессиональном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время образование претерпевает существенные изменения в содержании и методике обучения студентов, это продиктовано современными требованиями рынка труда. В результате перемен в профессиональном образовании одно из важных мест в процессе обучения студентов занимает межпредметные связи. Они способствуют лучшему формированию понятий, явлений внутри отдельных предметов или спецдисциплин. Полное представление о межпредметных понятиях невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«Особенности применения междисциплинарного подхода в среднем профессиональном образовании»



Особенности применения междисциплинарного подхода в среднем профессиональном образовании


Яшина Ирина Николаевна,

Зам.директора по учетной работе

ГПОУ ТО "ТТПП"


В настоящее время образование претерпевает существенные изменения в содержании и методике обучения студентов, это продиктовано современными требованиями рынка труда. В результате перемен в профессиональном образовании одно из важных мест в процессе обучения студентов занимает межпредметные связи. Они способствуют лучшему формированию понятий, явлений внутри отдельных предметов или спецдисциплин. Полное представление о межпредметных понятиях невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины.

Сформировать у студента целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, делать знания практически более значимыми и применимыми в других областях науки, дать возможность применять эти умения и знания в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, помогают межпредметные связи. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения студентов колледжа.

Осуществление междисциплинарного подхода на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательнуюадеятельность студента, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия преподавателей разных предметов в достижении и воспитательного эффекта обучения. Очень многие педагоги представляют междисциплинарный подход как некую модель непостоянную, несистемную, которую можно использовать при изучении тех или иных тем учебного материалаа. Однако, видно, что этот процесс постоянный, целостный, объединяющий общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули в единую систему. Междисциплинарный подход в процессе преподавания предмета необходимо усложнять познавательными задачами, расширять возможности творчества познавательной деятельности, применяя всё многообразие дидактических средств в целях формирования профессионально-творческого потенциала студентов.

Большинство студентов колледжа не осознают цели изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в конкретных заданиях, применять эти знания для решения задач, связанных с будущей специальностью. Студенты не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для объяснения процессов, изучаемых в других дисциплинах. Все это отрицательно сказывается на эффективности процесса обучения.

В процессе подготовки к занятиям с использованием междисциплинарного подхода, требуется значительное количество времени и тесного взаимодействия всех преподавателей.

Анализируя полученные результаты наблюдений ,можно сделать вывод о необходимости использования междисциплинарного подхода в практике преподавателя. Их актуальность заключается в следующем:

  • смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного занятия;

  • упрощение подготовки к занятию преподавателя

  • расширение возможностей иллюстративного сопровождения занятия;

  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности студента;

  • подготовка печатных материалов для преподавателя и студенты.

Рациональное использование междисциплинарного подхода позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.

С помощью многосторонних междисциплинарных подходов не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому междисциплинарный подход является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов .

Разработка теоретическихаоснов межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применитьамеханизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным те­мам изучаемого учебного предмета.

При подготовке высококвалифицированныхарабочих в колледже большое значение уделяется теоретическому обучению специальным предметам. Эффективность их изучения во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его знания предмета, умения применять на уроках межпредметные связи. Одним из необходимых условий целостности формируемыхазнаний является осуществление межпредметных связей в процессе обучения.

Способы, содержание, объем и время применения знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательноеаизучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.

Межпредметные связи позволяют определить главные пункты содержанияаобразования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студента. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных дисциплин. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Формыасвязи должны соответствовать содержанию и специфике каждого учебного предмета, не нарушая его внутренней логики. Чтобы определить дидактическуюамодель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Внутренний - это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана колледжа с целью определения степени пересечения их содержания с содержанием изучаемой темы и определение “опорных” межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы изучаемого учебного предмета.

Существуют четыре виды занятий с целью реализации межпредметных связей:

1) бинарное занятие - учебное занятие, объединяющее содержание двух дисциплин одного цикла в одном уроке. Особенностью такого занятия является то, что изучение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом. При бинарном занятии межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

2) интегрированное занятие - учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается под различным углом зрения, применяя средства нескольких предметов. Ведут его два или даже несколько преподавателей.

3) межпредметное занятие – эта форма занятий, при которой изучаемый учебный материал демонстрируется сведениями из других дисциплин, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких дисциплин, которые разделены по времени (семестры, курсы). Межпредметное занятие, как правило, ведет один преподаватель.

4) производственная практика. Большую роль играют спецпредметы и производственное обучение. Когда теория и профессиональная практика ведутся в параллели это не что иное, как межпредметная связь.

Также преподавателями колледжа используются следующие формы учебных занятий и разнообразные виды деятельности: обобщающие; комплексные домашние задания; комплексные экскурсии; конференции; комплексные семинары; олимпиады; проблемные и творческие задания; проектная деятельность; факультативы и т.д.

Хочется выделить преимущество эвристических методов обучения перед традиционными методами:

  • активные формы организации учебного процесса снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам;

  • метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания;

  • способствует большей вовлеченности обучаемых;

  • игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;

  • игровой метод предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов;

  • деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

Межпредметные связи с другими спецдисциплинами, общеобразовательными дисциплинами и производственным обучением преподавателем устанавливаются самостоятельно и отражаются в перспективно-тематическом плане, а затем, более конкретно, в планах уроков.

Анализируя и обобщая процесс применения междисциплинарных связей, можно выделить некоторые этапы деятельности преподавателя:

1) анализ учебного материала курса математики с целью выявления вопросов, для многоаспектного рассмотрения которых необходимо привлечь междисциплинарный материал;

2) подбор междисциплинарного материала для каждой темы в соответствии с целями ее изучения и научным содержанием;

3) анализ и подбор методического материала других дисциплин, связи с которыми преподаватель планирует использовать в учебном процессе;

4) определение места междисциплинарного материала, логики его подачи и выбор методов и средств обучения;

5) прогнозирование предполагаемых результатов междисциплинарного синтеза;

6) определение критериев и показателей оценки знаний студентов, сформированных на междисциплинарной основе в соответствии с целями обучения.


Несомненно, межпредметные связи должны служить главной цели СПО – формированию общих и профессиональных компетенций.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яшина Ирина Николаевна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(64) "soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241992"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445356390"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Аналитическая справка о расписании уроков 2014 - 2015г. "
    ["seo_title"] => string(56) "analitichieskaia-spravka-o-raspisanii-urokov-2014-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "208814"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430914862"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Основные понятия математической статистики"
    ["seo_title"] => string(45) "osnovnye_poniatiia_matematicheskoi_statistiki"
    ["file_id"] => string(6) "474405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1530087197"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства