Методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной дисциплины ЕН.02 «Математика» по теме «Основные понятия математической статистики» для групп первого курса на базе основного общего образования специальности 31.02.01 Лечебное дело.
В методической разработке представлено поэтапное планирование проведения занятия.
Вид занятия: занятие – практическое занятие с элементами проблемы.
Для проведения занятия выбран объяснительно-побудительный метод с использованием наглядно-иллюстративных методик, элементов эвристической беседы и самостоятельной работы.
Тема «Статистические методы в медицине» имеет объемную теоретическую базу и высокую степень внутрипредметной и межпредметной интеграции. Информация по теме дается с учетом того, что студенты уже познакомились с основными понятиями математической статистики и теории вероятностей, что соответствует рабочей программе УД ЕН.02 «Математика», разработанной на основе Федерального государственного стандарта.
Все понятия математической статистики (объект исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, математическое среднее, варианта, частота варианты, медиана, мода) и основные этапы статистического исследованияво всех разделах статистики, в том числе и медицинской, одинаковы.
В начале занятияпроводится мотивации, которая информирует студентов о важности знания и понимания темы для будущей профессиональной деятельности. Изложение материала осуществляется наглядно-иллюстративным методом с яркой и информативной презентацией, которая включает в себе не только схемы, таблицы, диаграммы, которые, безусловно, помогают студентам лучше воспринимать информацию, понимать, основные понятия математической статистики. Такая методика обеспечивает наглядность при изучении материала.
Для изложения нового материала используется мультимедийная презентация, которая особенно помогает обучающимся воспринимать материал при обсуждении таких вопросов как построение статистических таблиц и графическое представление статистических данных.
Как пример использования статистических методов в здравоохранении на занятии приводится расчет медико-демографических показателей и критерии оценки структуры населения.
Завершается повторение нового материала обсуждением студентов статистических данных по теме «Демографическая ситуация в Саратовской области».
Для закрепления нового материала обучающимся предлагается выполнить практическое задание из рабочей тетради «Математическая статистика и ее роль в медицине».
Для рационального использования аудиторного времени часть информации, представленной в мультимедийной презентации, студентам предлагается повторить дома при подготовке к следующему занятию. Мультимедийная презентация помимо представления на занятии раздается студентам для домашнего изучения на электронном носителе. Это позволяет студентам еще раз просмотреть всю информацию дома и разобрать основные моменты занятия. Таким образом, используется методика организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с элементами педагогической поддержки. По ходу изложения материала преподаватель ведет диалог с аудиторией, задает вопросы для активации внимания, мышления. Таким образом, используются элементы эвристической беседы, что обеспечивает сознательность и заинтересованность в качественном усвоении материала, а также актуализацию полученных ранее знаний. После объяснения некоторых вопросов, студентам предлагается выполнить задание для проверки их понимания и закрепления новых знаний.
Активация знаний в контексте новой темы проводится путем выполнения студентами заданийв виде статистических исследований. Это позволяет выявить уровень усвоения пройденного материала студентами и умение использовать ранее полученные знания при изучении темы. Такая технология организации учебного процесса позволяет преподавателю выступать в качестве организатора и руководителя познавательной деятельности студентов.
В ходе занятия при освещении отдельных вопросов темы используется методика организации самостоятельной работы с применением познавательно-поискового метода, заключающегося в работе студентов направленной на проведение самостоятельного статистического исследования, что способствует более эффективному запоминанию материала.
Данный вид деятельности позволяет развить навыки самостоятельной работы способствует развитию умения анализировать, делать выводы и обобщения, а также способствует формированию ответственного отношения к выполнению задания.
Чередование разных видов деятельности в ходе занятия способствует поддержанию устойчивого интереса к изучаемой дисциплине, активации внимания, мышления, памяти, нацеленности на работу, снятию психологической усталости, реализуя здоровье-сберегающий подход к обучению.
Закрепление материала также включает выполнение творческого задания в группах — составление выводов в виде мини-сочинений по предложенной схеме. Студентам предлагается текст, содержащий незаконченные фразы, которые студентам необходимо завершить. Схема помогает составить ответ быстро и концентрируетвнимание студентов именно на основныепонятиястатистики.
При выполнении данного задания создается атмосфера совместной деятельности студентов и преподавателя, формируются навыки коллективной работы, раскрываются индивидуальные творческие способности каждого студента в команде, реализуется педагогика сотрудничества. В результате преподаватель получает возможность оценить уровень усвоения учебного материала, а также отметить возникшие у студентов трудности, восполнить существующие пробелы в знаниях.
Таким образом, запланированная структура и методы проведения занятия позволяют реализовать следующие методические цели:
- демонстрация использования наглядно-иллюстративного метода обучения с использованием мультимедийной презентации;
- демонстрация использования объяснительно-побудительного метода с использованием наглядно-иллюстративных методик, элементов эвристической беседы и различных методов организации самостоятельной работы студентов: как аудиторной, так и внеаудиторной, как индивидуальной, так и групповой;
- демонстрация использования творческого подхода к закреплению изученного материала.
- методика использования внутри- и междисциплинарных связей для активизации мыслительной деятельности студентов;
- методика использования принципов педагогики сотрудничества для повышения качества образования.
Методы обучения: структурированный диалог, творчески воспроизводящие практические упражнения, элементы исследования.
Виды деятельности: фронтальная работа с группой, работа с интернет ресурсами, групповая работа, работа с картами.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная.