Организация учебного процесса как средства адаптивной образовательной среды
Организация учебного процесса как средства адаптивной образовательной среды
ПАРАДИГМА - совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ - положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой).
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ - Основное требование – переход от принципа учения к эволюционному принципу научения, самообучения, от отдельных связей к связям системного характера.
Переход от триады «знания – умения — навыки», к замкнутому циклу «знания – умения – навыки — актуализация (применение, технология) – производство знаний».
ПРИЧИНЫ СМЕНЫ ПАРАДИГМ - Образование неизбежно отстает от жизни
- Образование должно предвосхищать эволюцию потребностей человека и общества
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности. Б. Паскаль
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Лев Толстой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса как средства адаптивной образовательной среды»
Организация учебного процесса как средства адаптивной образовательной среды
Из опыта работы учителя истории и
обществознания Нефедовой Е.М.
ПАРАДИГМА - совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ - положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой).
Современная парадигма образования
Основное требование – переход от принципа учения к эволюционному принципу научения, самообучения, от отдельных связей к связям системного характера.
Переход от триады «знания – умения — навыки», к замкнутому циклу «знания – умения – навыки — актуализация (применение, технология) – производство знаний».
Причины смены парадигм
Образование неизбежно отстает от жизни
Образование должно предвосхищать эволюцию потребностей человека и общества
Парадигма обучения
Парадигма учения
Распределение ролей, отношения
Преподаватель – передатчик информации
Преподаватель- менеджер образовательного процесса, создатель методов учения и образовательной среды
Преподаватели и обучающиеся работают изолированно
Преподаватели и обучающиеся работают в одной команде
Авторитаризм
Партнерство
Парадигма обучения
Парадигма учения
Структура процесса, организация
Атомистическая: части предшествуют целому
Время - постоянно; Учение - варьируется
Целостная: целое предшествует частям
Учение постоянно; время варьируется
Независимые учебные курсы
Оценка в конце курса
Интеграция курсов
Оценка знаний в начале, середине, конце курса
Оценки выставляются преподавателем
Внешняя оценка учения
Технология развития критического мышления
Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
Б. Паскаль
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не
памятью».
Лев Толстой
сквозная технология" width="640"
ТРКМ
Критическое мышление — разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Ее можно начинать использовать, еще в начальной школе, а продолжать использовать и при обучении взрослых = сквозная технология
Основные цели занятия с применениемТРКМ
развитие критического мышления;
развитие творческого потенциала будущего исследователя;
развитие умений сотрудничать и работать в группе;
развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
развитие умения решать учебные проблемы.
Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
информационные учебные тексты;
повествовательные тексты;
проблемные тексты.
Три фазы технологии развития критического мышления
1.Вызов
Учащиеся
-«вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения),
-систематизируют информацию до ее изучения;
задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ,
формулируют собственные цели.
Стратегия «Знаю — Хочу узнать — Узнал»
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
Записывают
то, что уже знают об этом вопросе; группируют предложенные идеи и категории
УЗНАЛ
Спорные идеи и вопросы.
Затем читается текст и находятся ответы на вопросы
Записывают то, что узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки
Прием «толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения.
«Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.
Три фазы технологии развития критического мышления
2. Осмысление
Учащиеся
-читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения,
-делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации,
-отслеживают понимание при работе с изучаемым конструируют (корректируют) цели своего учения .
Прием « INSERT »
Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:
« V » - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?»— не понял, есть вопрос
Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».
«Кластер»
является приемом графической систематизации материала. Автор данного приема — американец Гудлат.
Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Три фазы технологии развития критического мышления
3. Рефлексия.
Учащиеся
-соотносят получаемую новую информацию с уже и известной, используя знания, полученные на стадии осмысления,
-производят отбор информации, наиболее значимой для пони мания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учении,
-выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Прием «синквейн»
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза материала в пяти кратких предложениях;
Прием «синквейн» используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п
Схема синквейна
Существительное
Прилагательное
Прилагательное
Глагол
Глагол
Глагол
Фраза со смыслом
Резюме
Пример синквейна
Перестройка
Освежающая
Противоречивая
Реформирует
Ускоряет
Совершенствует
Привела от частных преобразований к смене модели общественного развития.
Итог – распад СССР
РЕФЛЕКСИЯ
СИНКВЕЙН
Метод шести шляп
Пятиминутное эссе-
позволяет узнать,
что происходит в
голове учеников
Прогноз
Эмоциональное
восприятие
информации
Нейтральная
эмоция
Изобретение,
творчество
Критическая,
негативная
Размышления,
анализ, поиск
Литература
Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? / Журн. "А L МА МАТЕ R ". 1999. № 10.
Генике Е. Портрет на фоне профессии // Газета «Первое сентября» с15 мая 2001 г.
Загашев И. О, Заир-Бек С. И. Критическое мышление; технология развития. СПб.: