Организация разновозрастного сотрудничества в школе
Организация разновозрастного сотрудничества в школе
В статье исследован вопрос об организации разновозрастного сотрудничества в современной школе. В описании приведены характеристики и условия организации учебного сотрудничества на уроках в школе. В данной статье представлен опыт проведения разновозрастных занятий через решение проектных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация разновозрастного сотрудничества в школе»
УДК 373.1
Е.Г.Никифорова
МБОУ «СОШ №34» , г.Братск
Организация разновозрастного сотрудничества в школе
Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, новые Стандарты, учебные группы, совместная деятельность и общение, проектные задачи.
В статье исследован вопрос об организации разновозрастного сотрудничества в современной школе. В описании приведены характеристики и условия организации учебного сотрудничества на уроках в школе. В данной статье представлен опыт проведения разновозрастных занятий через решение проектных задач.
E. G. Nikiforovа
MBOU "school №34", Bratsk
Organization of mixed-age collaboration the school
Key words: multi-age cooperation, new Standards, training groups, joint activities and communication, project tasks.
The article investigates the question of the organization of cooperation of different ages in the modern school. The description describes the characteristics and conditions of the organization of educational cooperation in the classroom. This article presents the experience of different age classes through the solution of project tasks.
Сегодня в современном мире особенное внимание уделяется сфере общения, этому посвящены многие публикации многих педагогов и психологов. В школе на первом месте стоит проблема общения в детских коллективах. Организовать учебное сотрудничество можно создавая учебные группы, сообщества учеников разного возраста. Разновозрастное сотрудничество – это совместное решение разнообразных задач обучающихся разного возраста, в результате чего каждый достигает определенных лично значимых для него целей.
Общение ребенка с другими детьми важно для его психического развития. Когда происходит взаимодействие детей между собой, то обучающиеся имевшие более низкий уровень общения подтягивались к более высокому уровню в процессе совместной деятельности. Выполняя роль старшего, ученик имеет возможность самоутверждаться и решать свои личностные задачи. Для младших школьников разновозрастные уроки очень важны, так как это дает весомую эмоциональную поддержку, повышает мотивацию к учению, позволяет лучше усвоить учебный материал и обогатить арсенал средств общения с другими детьми. Школьнику необходимо побывать в роли учителя по отношению к другому человеку, чтобы утвердиться в позиции учащегося и научиться добывать знания самостоятельно. Такие возможности и дает организация в школе разновозрастного сотрудничества.
Рассмотрим, какие же задачи решает разновозрастное сотрудничество. Во-первых, работа учителем от школьников требует большой подготовки и прогноза трудностей, с которыми столкнутся младшие школьники при решении задач. Во-вторых, у подростков формируется учебная самостоятельность, они помогают младшим исправить свои ошибки или неправильно сделанный вывод. В-третьих, ребенок готовясь к деятельности непринужденно и свободно сам осваивает те знания и умения, которыми он владел не в совершенстве, ведь то, чему учишь других запоминается надолго. В-четвертых, для самих младших школьников разновозрастные уроки важны – это повышает мотивацию к учению, дает им большую эмоциональную поддержку, развивает умение общаться и позволяет усваивать учебный материал.
Работа по организации разновозрастного сотрудничества через решение проектных задач ведется в нашей школе с 2012 года. Почему нами было выбрано это направление? В данное время при переходе на новые Стандарты в современном образовании на уроках появились следующие составляющие:
-создание полезного общения на уроке;
-развитие способности детей к сотрудничеству;
-моделирование ситуаций для самостоятельного прогнозирования и принятия решений в процессе обучения;
- умение анализировать свои действия.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, проводить рефлексию и коррекцию.
Для достижения этой цели мы используем метод решения проектных задач. Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий формируется система действий ребенка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в его практике результата – «продукта» (текст, сборник, алгоритм, карта, книга и др.), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Проектная задача - это система заданий и действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.
Существует несколько видов проектных задач:
-предметные и межпредметные;
-разновозрастные и одновозрастные;
-учебные и творческие;
-конкретно-практические.
В чём же отличие проектной задачи от проекта? Во-первых, для решения задачи детям предлагаются все необходимые материалы. Во-вторых, при решении проектной задачи используется только групповая форма работы.
В-третьих, выполнение заданий основаны на имеющихся знаний у детей. И, конечно, обязательное условие - это создание «продукта» деятельности.
Выделяют несколько этапов работы над проектной задачей.
1.Постановка задачи (создание проблемной ситуации). 2.Этап поиска способа её решения (через выполнение заданий). 3.Контроль и коррекция. 4.Презентация работы.
5.Оценивание результата.
6.Рефлексия.
В нашей школе проводятся различные занятия по организации разновозрастного сотрудничества.
5.«Веселая азбука» (изготовление азбуки для первоклассников - 2,3,5 классы)
6. «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» (изготовление изделий из бросового материала - 2,4,5,8 классы)
7.«Азбука пешехода» (сборник материалов по ПДД- 1,2,4 классы)
8. «Россия - Родина моя» (изготовление иллюстрированного альбома - 2,3,5 классы);
9. «Времена года в поэзии» (составление сборника - 4,5,7,классы)
При организации разновозрастного сотрудничества, при решении проектных задач могут быть достигнуты следующие результаты:
-складываются отношения доверия: «учитель-дети»;
-у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества;
-дети могут стать инициативными: в поиске нужной информации с помощью вопросов, в организации совместного действия;
-в области контроля и оценки своих действий.
Разновозрастное сотрудничество в современной школе играет важную роль в развитии процесса взаимодействия педагога и учащихся разных классов. Разновозрастной урок это смотр знаний и для самих учащихся. Он формирует у детей волю, стремление к победе, желание добывать знания самостоятельно. Ощущение успеха позволяет школьнику не останавливаться на достигнутом и вызывает стремление идти вперед.
Литература
1. Батербиев М.М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения. Школьные технологии. 2008. № 1.
2. Грибанова Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения//Педагогическое образование в России №9 2014 С.141-145.
3. Проектные задачи в начальной школе/ Под ред. А.Б. Воронцова.- М.:Просвещение, 2010.
4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http:// www.standart.edu.ru