Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе
Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе
Сегодня в современном мире особенное внимание уделяется сфере общения, этому посвящены многие публикации многих педагогов и психологов. В школе на первом месте стоит проблема общения в детских коллективах. Организовать учебное сотрудничество можно создавая учебные группы, сообщества учеников разного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе»
Е.Г.Никифорова
МБОУ «СОШ №34» , г.Братск
Особенности организации разновозрастного сотрудничества
в современной школе
Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, новые Стандарты, учебные группы, совместная деятельность и общение, проектные задачи.
В статье исследован вопрос об организации разновозрастного сотрудничества в современной школе. В описании приведены характеристики и условия организации учебного сотрудничества на уроках в школе. В данной статье представлен опыт проведения разновозрастных занятий через решение проектных задач.
Сегодня в современном мире особенное внимание уделяется сфере общения, этому посвящены многие публикации многих педагогов и психологов. В школе на первом месте стоит проблема общения в детских коллективах. Организовать учебное сотрудничество можно создавая учебные группы, сообщества учеников разного возраста. Разновозрастное сотрудничество – это совместное решение разнообразных задач обучающихся разного возраста, в результате чего каждый достигает определенных лично значимых для него целей.
Общение ребенка с другими детьми важно для его психического развития. Когда происходит взаимодействие детей между собой, то обучающиеся имевшие более низкий уровень общения подтягивались к более высокому уровню в процессе совместной деятельности. Выполняя роль старшего, ученик имеет возможность самоутверждаться и решать свои личностные задачи. Для младших школьников разновозрастные уроки очень важны, так как это дает весомую эмоциональную поддержку, повышает мотивацию к учению, позволяет лучше усвоить учебный материал и обогатить арсенал средств общения с другими детьми. Школьнику необходимо побывать в роли учителя по отношению к другому человеку, чтобы утвердиться в позиции учащегося и научиться добывать знания самостоятельно. Такие возможности и дает организация в школе разновозрастного сотрудничества.
Рассмотрим, какие же задачи решает разновозрастное сотрудничество. Во-первых, работа учителем от школьников требует большой подготовки и прогноза трудностей, с которыми столкнутся младшие школьники при решении задач. Во-вторых, у подростков формируется учебная самостоятельность, они помогают младшим исправить свои ошибки или неправильно сделанный вывод. В-третьих, ребенок готовясь к деятельности непринужденно и свободно сам осваивает те знания и умения, которыми он владел не в совершенстве, ведь то, чему учишь других запоминается надолго. В-четвертых, для самих младших школьников разновозрастные уроки важны – это повышает мотивацию к учению, дает им большую эмоциональную поддержку, развивает умение общаться и позволяет усваивать учебный материал.
Работа по организации разновозрастного сотрудничества через решение проектных задач ведется в нашей школе с 2012 года. Почему нами было выбрано это направление? В данное время при переходе на новые Стандарты в современном образовании на уроках появились следующие составляющие:
-создание полезного общения на уроке;
-развитие способности детей к сотрудничеству;
-моделирование ситуаций для самостоятельного прогнозирования и принятия решений в процессе обучения;
- умение анализировать свои действия.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, проводить рефлексию и коррекцию.
Для достижения этой цели мы используем метод решения проектных задач. Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий формируется система действий ребенка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в его практике результата – «продукта» (текст, сборник, алгоритм, карта, книга и др.), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Проектная задача - это система заданий и действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.
Существует несколько видов проектных задач:
-предметные и межпредметные;
-разновозрастные и одновозрастные;
-учебные и творческие;
-конкретно-практические.
В чём же отличие проектной задачи от проекта? Во-первых, для решения задачи детям предлагаются все необходимые материалы. Во-вторых, при решении проектной задачи используется только групповая форма работы.
В-третьих, выполнение заданий основаны на имеющихся знаний у детей. И, конечно, обязательное условие - это создание «продукта» деятельности.
Выделяют несколько этапов работы над проектной задачей.
1.Постановка задачи (создание проблемной ситуации). 2.Этап поиска способа её решения (через выполнение заданий). 3.Контроль и коррекция. 4.Презентация работы.
5.Оценивание результата.
6.Рефлексия.
В нашей школе проводятся различные занятия по организации разновозрастного сотрудничества:
5.«Веселая азбука» (изготовление азбуки для первоклассников - 2,3,5 классы)
6. «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» (изготовление изделий из бросового материала - 2,4,5,8 классы)
7.«Азбука пешехода» (сборник материалов по ПДД- 1,2,4 классы)
8. «Россия - Родина моя» (изготовление иллюстрированного альбома - 2,3,5 классы);
9. «Времена года в поэзии» (составление сборника - 4,5,7,классы)
При организации разновозрастного сотрудничества, при решении проектных задач могут быть достигнуты следующие результаты:
-складываются отношения доверия: «учитель-дети»;
-у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества;
-дети могут стать инициативными: в поиске нужной информации с помощью вопросов, в организации совместного действия;
-в области контроля и оценки своих действий.
Разновозрастное сотрудничество в современной школе играет важную роль в развитии процесса взаимодействия педагога и учащихся разных классов. Разновозрастной урок это смотр знаний и для самих учащихся. Он формирует у детей волю, стремление к победе, желание добывать знания самостоятельно. Ощущение успеха позволяет школьнику не останавливаться на достигнутом и вызывает стремление идти вперед.
Литература
1. Батербиев М.М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения. Школьные технологии. 2008. № 1.
2. Грибанова Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения//Педагогическое образование в России №9 2014 С.141-145.
3. Проектные задачи в начальной школе/ Под ред. А.Б. Воронцова.- М.:Просвещение, 2010.
4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http:// www.standart.edu.ru