kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в современном мире особенное  внимание уделяется  сфере общения, этому посвящены многие публикации многих педагогов и психологов. В школе на первом месте стоит проблема общения в детских коллективах. Организовать учебное сотрудничество можно создавая учебные группы, сообщества учеников разного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе»



Е.Г.Никифорова

МБОУ «СОШ №34» , г.Братск



Особенности организации разновозрастного сотрудничества

в современной школе



Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, новые Стандарты, учебные группы, совместная деятельность и общение, проектные задачи.

В статье исследован вопрос об организации разновозрастного сотрудничества в современной школе. В описании приведены характеристики и условия организации учебного сотрудничества на уроках в школе. В данной статье представлен опыт проведения разновозрастных занятий через решение проектных задач.





 

Сегодня в современном мире особенное внимание уделяется сфере общения, этому посвящены многие публикации многих педагогов и психологов. В школе на первом месте стоит проблема общения в детских коллективах. Организовать учебное сотрудничество можно создавая учебные группы, сообщества учеников разного возраста. Разновозрастное сотрудничество – это совместное решение разнообразных задач обучающихся разного возраста, в результате чего каждый достигает определенных лично значимых для него целей.

Общение ребенка с другими детьми важно для его психического развития. Когда происходит взаимодействие детей между собой, то обучающиеся имевшие более низкий уровень общения подтягивались к более высокому уровню в процессе совместной деятельности. Выполняя роль старшего, ученик имеет возможность самоутверждаться и решать свои личностные задачи. Для младших школьников разновозрастные уроки очень важны, так как это дает весомую эмоциональную поддержку, повышает мотивацию к учению, позволяет лучше усвоить учебный материал и обогатить арсенал средств общения с другими детьми. Школьнику необходимо побывать в роли учителя по отношению к другому человеку, чтобы утвердиться в позиции учащегося и научиться добывать знания самостоятельно. Такие возможности и дает организация в школе разновозрастного сотрудничества.

Рассмотрим, какие же задачи решает разновозрастное сотрудничество. Во-первых, работа учителем от школьников требует большой подготовки и прогноза трудностей, с которыми столкнутся младшие школьники при решении задач. Во-вторых, у подростков формируется учебная самостоятельность, они помогают младшим исправить свои ошибки или неправильно сделанный вывод. В-третьих, ребенок готовясь к деятельности непринужденно и свободно сам осваивает те знания и умения, которыми он владел не в совершенстве, ведь то, чему учишь других запоминается надолго. В-четвертых, для самих младших школьников разновозрастные уроки важны – это повышает мотивацию к учению, дает им большую эмоциональную поддержку, развивает умение общаться и позволяет усваивать учебный материал.

Работа по организации разновозрастного сотрудничества через решение проектных задач ведется в нашей школе с 2012 года. Почему нами было выбрано это направление? В данное время при переходе на новые Стандарты в современном образовании на уроках появились следующие составляющие:

-создание полезного общения на уроке;

-развитие способности детей к сотрудничеству;

-моделирование ситуаций для самостоятельного прогнозирования и принятия решений в процессе обучения;

- умение анализировать свои действия.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, проводить рефлексию и коррекцию.

Для достижения этой цели мы используем метод решения проектных задач. Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий формируется система действий ребенка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в его практике результата – «продукта» (текст, сборник, алгоритм, карта, книга и др.), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Проектная задача - это система заданий и действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.

Существует несколько видов проектных задач:

-предметные и межпредметные;

-разновозрастные и одновозрастные;

-учебные и творческие;

-конкретно-практические.

В чём же отличие проектной задачи от проекта? Во-первых, для решения задачи детям предлагаются все необходимые материалы. Во-вторых, при решении проектной задачи используется только групповая форма работы.

В-третьих, выполнение заданий основаны на имеющихся знаний у детей. И, конечно, обязательное условие - это создание «продукта» деятельности.

Выделяют несколько этапов работы над проектной задачей.

1.Постановка задачи (создание проблемной ситуации).
2.Этап поиска способа её решения (через выполнение заданий).
3.Контроль и коррекция.
4.Презентация работы.

5.Оценивание результата.

6.Рефлексия.

В нашей школе проводятся различные занятия по организации разновозрастного сотрудничества:

1. «Рождение образа Осени» (изготовление плаката - 2, 3, 5 классы)

2. «Тайны морей и океанов» (изготовление коллажа - 1,2,4 классы)

3. «В гостях у сказки» (проект книги сказок - 1,2,4,8 классы)

4. «Космический рейс» (учебное пособие - 2,4,5 классы)

5.«Веселая азбука» (изготовление азбуки для первоклассников - 2,3,5 классы)

6. «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» (изготовление изделий из бросового материала - 2,4,5,8 классы)

7.«Азбука пешехода» (сборник материалов по ПДД- 1,2,4 классы)

8. «Россия - Родина моя» (изготовление иллюстрированного альбома - 2,3,5 классы);

9. «Времена года в поэзии» (составление сборника - 4,5,7,классы)

При организации разновозрастного сотрудничества, при решении проектных задач могут быть достигнуты следующие результаты:

-складываются отношения доверия: «учитель-дети»;

-у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества;

-дети могут стать инициативными: в поиске нужной информации с помощью вопросов, в организации совместного действия;

-в области контроля и оценки своих действий.

Разновозрастное сотрудничество в современной школе играет важную роль в развитии процесса взаимодействия педагога и учащихся разных классов. Разновозрастной урок это смотр знаний и для самих учащихся. Он формирует у детей волю, стремление к победе, желание добывать знания самостоятельно. Ощущение успеха позволяет школьнику не останавливаться на достигнутом и вызывает стремление идти вперед.


Литература



1. Батербиев М.М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения. Школьные технологии. 2008. № 1.

2. Грибанова Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения//Педагогическое образование в России №9 2014 С.141-145.

3. Проектные задачи в начальной школе/ Под ред. А.Б. Воронцова.- М.:Просвещение, 2010.

4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http:// www.standart.edu.ru







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности организации разновозрастного сотрудничества в современной школе

Автор: Никифорова Елена Геннадьевна

Дата: 23.02.2020

Номер свидетельства: 540783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "сетевой проект "Байкал-жемчужина Бурятии" "
    ["seo_title"] => string(47) "sietievoi-proiekt-baikal-zhiemchuzhina-buriatii"
    ["file_id"] => string(6) "231647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442582640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства