Просмотр содержимого документа
«Новые стандарты в преподавании гуманитарного направления»
Новые стандарты в преподавании гуманитарного направления
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
А что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.
Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Они ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Работая по новым стандартам, я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.
Одним из результатов моей работы по требованиям ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты.
Я заметила, что четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.Поэтому при составлении плана урока считаю важным продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, то есть, через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин.
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.
Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика.
На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое педагога и учащихся. Поэтому организационный момент я начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.
На этапе мотивации часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным материалом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.
На этапе актуализации знаний я стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим предлагаю проблемные задания в виде загадок, пословиц, сказок, афоризмов, притч, которые обладают огромным воспитательным потенциалом при условии их тщательного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.
При изучении новой темы мною часто даётся задание исследовательского характера, работа над ним осуществляется в парах, что опять-таки является неотъемлемой частью воспитательного процесса на уроке.
При получении новых знаний обучающиеся имеют возможность сами, без участия учителя, выявить новое, а затем помочь друг другу применить новые знания на практике.
Я использую своего рода мини-исследование. Если материал сложный, ученик может использовать схему построения рассуждения, подсказку – опору из слов, помогающих выстроить логику мыслей.
Хорошо, если результаты полностью совпадают с содержанием параграфа.
Это вселяет в детей уверенность, укореняет мысль – «Я могу!». Это и есть воспитание личности, понимающей, что происходит, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.
На этапе рефлексии ученики не только учатся подводить итоги и контролировать себя, но и осознавать свою значимость в процессе проделанной работы. Успех рождает желание проявить творчество, предложить помощь, поработать в группе.
Если в полном объёме проанализировать технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, то можно заметить, что весь урок направлен не только на образование ученика, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (таких как планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности и др).
Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.
Так, в 5 классе после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий.Дети с удовольствием выполняют это задание и рисуют охотно.Итогом служит: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного и , конечно же, отметка. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.
Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Учащиеся с удовольствием работают в группах, выполняя творческое задание учителя. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.
В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.
Также практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.
Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Большую помощь оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты. Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Современный урок несет детям гораздо больше информации. Он делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации
Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание учащихся, да и самого учителя.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, ещё раз хочу подчеркнуть, что современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.