kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нормативно – правовая база патриотического воспитания в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной трактовке патриот – человек, который любит свою Родину. Он готов пожертвовать всем: принципами, идеалами, материальными благами во имя своего Отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины.

Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью.  Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно-нравственным достоянием.  Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно – правовая база патриотического воспитания в школе»

8


Нормативно – правовая база патриотического воспитания в школе

В современной трактовке патриот – человек, который любит свою Родину. Он готов пожертвовать всем: принципами, идеалами, материальными благами во имя своего Отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины.

Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью. Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно-нравственным достоянием. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта. Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Исторические корни патриотизма уходят глубоко в многовековую историю. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. Однако, понятие «патриот» прочно вошло в жизнь людей с 1789 года, благодаря эпохе Великой Французской революции. В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести. Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства. Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направление государственной политики. Именно Петр I провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.

Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности. Повсеместно в школах вводились предметы «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.

Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам.

В наше время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

В настоящее время создана нормативно – правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание.

Во-первых, это главный закон Российской Федерации - Конституция.

В главном документе записано:

1. Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России.

2. Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков.

3. Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости.

4. Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795.

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

- совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

- внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

- повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях».

Важное значение данной темы на современном этапе обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация в стране.

На эту проблему обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. По мнению В.В. Путина «быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране».

Президент России считает, что формирование патриотизма позволит создать прочную моральную основу для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально - ориентированного сознания. «На фоне противоречивых процессов, протекающих в мире, интересы нации требуют от государственных структур решительных действий. Все это обуславливает необходимость нашего устремления только вперед, только в будущее».

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно уяснить содержание понятия патриотизма: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; защиту Отечества; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в школе. Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.

Кроме того, существуют и другие нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

К ним относятся:

1.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №551 «О военно - патриотических молодежных и детских объединениях»

3.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 0201.2000 №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи».

4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005 №03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».

5.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2002 №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».

6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.10.1999 №06-9ин/28-06 и Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.10.1999 №4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи».

7.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений"

Таким образом, в Российской Федерации организовано проведение единой государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания.

Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

У учителей должны быть сформированы ключевые компетентности, необходимые для успешной реализации идей гражданского и патриотического воспитания и образования.

Компетентный подход в патриотическом воспитании и образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Педагог должен обладать набором следующих компетенций:

- Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

- Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

- Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

- Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми.

- Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Все виды компетентности не могут быть сформированы без опоры на нравственные ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Поэтому у педагога должна быть сформирована определенная жизненная позиция и внутренняя готовность к ее реализации в процессе воспитательного и образовательного процесса. Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи. В образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нормативно – правовая база патриотического воспитания в школе

Автор: Синючкова Елена Анатольевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Гражданско-патриотическое воспитание десятиклассников "
    ["seo_title"] => string(60) "grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-diesiatiklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "161264"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422196960"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Комплексная gрограмма ВР школы "
    ["seo_title"] => string(34) "komplieksnaia-groghramma-vr-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "223706"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438065074"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа по патриотическому воспитанию школьников "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-po-patriotichieskomu-vospitaniiu-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "136274"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417081523"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Духовно-нравственное воспитание учащихся в сельской местности. "
    ["seo_title"] => string(73) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-v-siel-skoi-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "121016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413858106"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тематический план  по технологии 7 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "tiematichieskii-plan-po-tiekhnologhii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173324"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423977944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства