kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание десятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития самоуправления в классе, в школе. орган самоуправления - Совет Старшеклассников. прописаны цели, задачи, паспорт программы, вся нормативно - правовая база. Есть интересные материалы для диагностик, которые будут полезны в работе. Богатейший список литературы, где можно найти все о том, как выстроить в школе эффективную систему самоуправления. Желаю удачи в работе!)))

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание десятиклассников »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»


Рассмотрено на

заседании педагогического совета школы

протокол № ____ от ________ 2014 г.

«Утверждаю»

директор МБОУ СОШ №15:

_____________ Е.А. Немзорова












Программа развития

ученического самоуправления

МБОУ СОШ №15
















Срок действия программы: 2014 – 2019 учебный год


Составители: А.М. Карпушкина – заместитель

директора по воспитательной работе,

С.Г. Тугунова – старшая вожатая.




г. Новосибирск

2014 г.

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа развития ученического самоуправления в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Новосибирска

Цель программы

Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой степенью ответственности и демократической культурой.

Задачи программы

    • Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;

    • Формирование нравственных качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;

    • Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Сроки реализации программы

Август 2014 года – август 2019 года

Нормативно-правовые основания для разработки программы развития

  1. Конвенция о правах ребенка;

  2. Конституция Российской Федерации;

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации;

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»;

  5. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

  6. Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Новосибирска.

Основные разработчики программы

Карпушкина А.М.– заместитель директора по воспитательной работе, первая квалификационная категория; Тугунова С.Г. – старшая вожатая, руководитель школьного органа самоуправления.

Исполнители основных мероприятий программы

Участники микросоциума (педагоги, родители, воспитанники, администрация).

Ожидаемые результаты

программы

Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка:

  • раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;

  • развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

  • формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.










«Всё нужное для ребёнка, что может

быть исполнено им самим и исполнение

его соответствует его умению, должно

быть предоставлено его самостоятельности».

Лесгафт

ВВЕДЕНИЕ.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления.

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих образовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в образовательном учреждении.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учащихся, воспитанников, педагогов и родителей (самоуправление).

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление.

Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому нередко в настоящее время переносятся все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе;

2. Иногда педагоги оказываются не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением;

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, формальная деятельность, не вызывающая интереса у школьников;

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать;

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач, стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления.

В результате чего приобретает особую актуальность ПРОБЛЕМА развития ученического самоуправления в школе.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.1

Принципами деятельности органов самоуправления в образовательном учреждении могут являться:

  1. Открытость и доступность

  2. Добровольность и творчество

  3. Равенство и сотрудничество

  4. Непрерывность и сотрудничество

  5. Многообразие форм и направлений

Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд конкретных задач:

  1. Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

  2. Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание.

  3. Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство.

  4. Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им находить себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям.

  5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу.

  6. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.2

В соответствии с представленными выше принципами, существующие в настоящее время модели самоуправления образовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:3

Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации. 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении. 2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического. 3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии. 2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении образовательным учреждением. 2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса. 3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в качестве обучения актива школьного самоуправления.

Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификация в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.4

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив.

Целесообразно выделить следующие основные сферы деятельности органов ученического самоуправления:

  1. Учебная деятельность.

  2. Научно-исследовательская деятельность.

  3. Досуг.

  4. Профориентационная деятельность.

  5. Информационно-социологическая деятельность.

  6. Социальная защита.

  7. Правовая защита.

  8. Развитие социального творчества.

  9. Трудовая деятельность.

  10. Творческая деятельность.

  11. Координация деятельности существующих детских и молодёжных объединений.

  12. Психологическая помощь.

  13. Организационно – дисциплинарная деятельность.5

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.



Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:

  1. С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;

  2. С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.


  1. Нормативно-правовое регулирование ученического самоуправления.


Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» и «Типовое положение об образовательном учреждении». Самоуправление – важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 26 Закона подчеркивается: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей)».

Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» гарантирует школьникам право на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

Статья 50. обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участии в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.6

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в Уставе общеобразовательного учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в управлении всех участников образовательного процесса – это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы. Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения», в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в «Положение о педагогическом совете», где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления. Возможно, принять и «Положение об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность реальным содержанием.7

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.8
















  1. Концептуальные основы программы

Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой степенью ответственности и демократической культурой.


Базовые подходы

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

  • Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу.

  • В общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение.

  • Педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем.

  • Защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.

  • В школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинство учащихся.

Деятельный подход. Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаны.


  1. Общая схема органов ученического самоуправления

Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей для достижения значимых целей.

По отношению к личности выделяются четыре основные функции:

  1. Обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе;

  2. Умение сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединять усилия педагогов, детей, родителей для результативной деятельности;

  3. Помогает определить перспективы на основе диагностики;

  4. Помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей.

Основная цель ученического самоуправления, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.


Цель создания модели ученического самоуправления:

  • Воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи модели:

  • предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность

  • обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, окружающих, общество и Отечество

  • создать в школе воспитательную среду, обеспечивающую условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся

  • организовать содружество и сотворчество учащихся и взрослых.

Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:

  • открытость и доступность – все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности;

  • добровольность и творчество – свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей;

  • равенство и сотрудничество – и выборный актив, и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;

  • непрерывность и перспективность – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.

Основные направления деятельности.

  1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления.

  2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.

  3. Обновление содержания воспитательной деятельности.

Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по следующим направлениям деятельности ученического самоуправления:


№ п/п



Направление


Содержание деятельности




1


Культурно-массовое направление

  • поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников;

  • развитие досуговой деятельности учащихся;

  • проведение в школе культурных мероприятий (дискотеки, концерты, вечера встречи и т.п.)


2


Трудовое направление

  • выполнение всех трудовых дел в школе;

  • экологическая работа в школе;

  • санитарная работа в школе.


3


Спортивное направление

  • организация спортивных мероприятий в школе;

  • организация команд для участия в спортивных соревнованиях за честь школы.

4


Учебное направление

  • организация учебно-познавательной деятельность обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время;

  • организация кружков по интересам.


5


Патриотическое направление


  • организация команды для участия в районной игре «Победа»;

  • организация команды для участия в соревнованиях по стрельбе,

  • организация команды для участия в районном смотре-конкурсе «Аты-Баты».


6


Направление социальной защиты и профилактики

  • организация шефства старших над младшими;

  • профилактическая работа с учащимися «группы риска».


  1. Этапы развития детской активности

В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поруче­ния формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо­дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на­вык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха­рактеризуется творческим отношением личности к конкретному делу.


  1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:

  • Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

  • Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.


Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

  • Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.


Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через МО, совещания, семинары, консультации, самообразование.

  • Изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.

  • Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.

  • Создание и развитие методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка.


  1. Структура школьных органов самоуправления


Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В школе сложилась определенная структура управления детским коллективом

Главным координирующим органом УС является Совет старшеклассников который уполномочен:

  • Представлять коллектив учащихся на педсоветах, Совете школы, в других общественных организациях.

  • Координировать деятельность первичных коллективов.

  • Принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы.

  • Анализировать, изучать и пропагандировать опыт работы первичных коллективов.


Структура Ученического Совета старшеклассников


СОВЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


СЕКТОРА:

культурно-массовый

патриотический

научный

спортивный

социальной защиты и профилактики


СТАРОСТАТ


КЛАССНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ








  1. Функциональные обязанности секторов

Председатель Совета старшеклассников является организатором и координатором всего школьного самоуправления, выбирается на основании голосования сроком на один год. В обязанности председателя входят следующие:

  • Распределение обязанностей по секторам;

  • Визирование проектов;

  • Составление отчетов;

  • Представление школы на разных уровнях;

  • Координирование работ лидеров секторов;

  • Утверждение планов работы Совета старшеклассников;

  • Организация общих собраний;

  • Представление на награждение активистов, учащихся;

  • Организация совместной работы с учениками, организаторами, администрацией школы.

Совет старшеклассников разделен на сектора, каждый из которых наделен своими функциями:

Учебный сектор:

  • Выполняет решения Совета по учебному направлению;

  • Вносит и реализует предложения Совету по учебному направлению;

  • Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании Совета;

  • Проводит рейды по проверке дневников, посещаемости, успеваемости и др.;

  • Совместно с методическими объединениями учителей и Советом организует проведение предметных недель в школе;

  • Посещает классные часы.


Трудовой сектор:

  • Выполняет решения Совета по трудовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения Совета по трудовому направлению;

  • Осуществляет контроль за дежурством по школе и классам;

  • Организует проведение субботников;

  • Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви.


Культурно-массовый сектор:

  • Выполняет решения Совета по культурно-массовому направлению;

  • Вносит и реализует предложения о работе Совета по культурно-массовому направлению;

  • Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;

  • Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.


Сектор социальной защиты и профилактики:

  • Осуществляет шефскую работу в младшей школе;

  • Оказывает помощь в организации консультаций и взаимной помощи среди учеников;

  • Ведет профилактическую работу с учащимися «группы риска».


Патриотический сектор:

  • Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся

  • Содействие в воспитании информационной культуры школьников;

  • Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;

  • организация команды для участия в районной игре «Победа»: участие в соревнованиях по стрельбе, в районном смотре-конкурсе «Аты-Баты», в военно-спортивной игре «Победа», организация и координация участия команды школы в районном проекте «Салют, Победа!».

.

Сектор физической культуры и спорта:

  • Занимается спортивными мероприятиями школьников;

  • Помогает организовывать спартакиады и олимпиады школы;

  • Пропагандирует здоровый образ жизни.


  1. Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления.

Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты. Затем учащиеся объединяются по интересам.


Самоуправление в классах

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Общее классное собрание выбирает командира класса. Командир класса руководит делами класса, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

На общем собрании выбирается также актив класса, распределяются общественные поручения среди учащихся.

Перечень основных общественных поручений (данный перечень примерный, он может меняться в зависимости от цели воспитательной работы в классном коллективе):

  • Командир (староста) класса, заместитель командира (старосты).

  • Физорг класса, заместитель физорга.

  • Ответственный за культмассовые мероприятия.

  • Ответственный за посещаемость.

  • Ответственный за дисциплину и учебу.

  • Ответственный за дежурство.

  • Ответственный за редколлегию.

Актив класса непосредственно работает под руководством старосты класса, заместителя старосты, классного руководителя, родительского комитета.



Ответственный за учебу и дисциплину

Цели:

  • Обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы.

  • Способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности.

  • Решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).


Ответственный за культмассовые мероприятия

Цели:

  • Создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.

  • расширение форм досуга подростков.

  • Развитие художественно- эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся.

Функции и дела.

Занимается организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д.; принимает заявки и пожелания классов, отдельных учащихся о культпоходах и экскурсиях.


Ответственный за редколлегию

Цели:

  • Овладение навыками журналистского мастерства.

  • Создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.

Организует:

  • Выпуск газет.

  • Смотры- конкурсы плакатов, рисунков.

  • Информационные линейки.

  • Размещение статей учащихся в газетах

  • Участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.

Физорг

Цели, функции и дела:

- Способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся.

  • Создание условий для формирования здорового образа жизни.

  • Организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, спортивные игры.

  • Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

Учащиеся осуществляют:

    • дежурство в школе и по классам;

    • поисковую работу;

    • организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);

    • проведение акций;

    • организацию и проведение работу в отрядах пришкольного лагеря в роли вожатых;

    • проведе­ние тематических конкурсов (рисунка, творче­ских работ, театральных постановок и т. д.)

    • шефство.


  1. Из опыта работы ученического самоуправления.

Развитие самоуправления предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности детскому коллективу и его органам самоуправления.

Можно выделить три этапа развития самоуправления: зарождение, становление, самосовершенствование, на каждом из которых достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.


Этапы развития

Самоуправления

Цели деятельности

Пути достижения целей

Зарождение






Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления

Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.

Становление

Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определять цели своей деятельности.

Определяются учащимися при консультативной роли педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно.

Самосовершенствование

Учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагогов.

Определяются учащимися самостоятельно.


Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашей школы показывает, что мы находимся на втором этапе развития, этапе становления.



  1. Управление развитием ученического самоуправления


Для развития ученического самоуправления необходимо управление этим процессом.

Основные функции управления:

-анализ;

-планирование;

-организация;

-коррекция;

-регулирование;

-контроль.

Анализ – осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).

Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документаций и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы. Это происходит через самих учащихся, а педагоги – консультанты оказывают поддержку начинаниям школьников.9


  1. Критерии и методы оценки результативности и эффективности работы системы ученического самоуправления.


Некоторые исследователи и педагоги-практики предлагают следующие критерии эффективности работы ученического самоуправления в образовательном учреждении:10

  1. Педагогическое обследование работы ученического самоуправления:

    • Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления.

    • Стиль руководства директора и зам. директора по ВР (демократичность в отношении детских инициатив).

    • Уровень взаимоотношений педагогов и детей.

    • Отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым органами самоуправления.

  2. Нормативное обеспечение ученического самоуправления:

  • Наличие документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления.

  1. Функциональные показатели:

  • Гибкое распределение функций и обязанностей в структурах ученического самоуправления.

  • Широта полномочий органов детского самоуправления.

  • Расширение с течением времени сфер влияния ученического самоуправления.

  1. Количественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:

  • Количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.

  • Количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.

  • Количество самостоятельно проведённых детьми мероприятий, акций, дел и т.д.

  • Количество конфликтов, спорных вопросов между детьми, педагогами и родителями, решённых при участии органов ученического самоуправления.

  • Количество реально установленных контактов, наличие структуры взаимодействия, дружбы между различными ученическими подразделениями внутри учреждения (района, города).

  • Количество школьников, реально участвующих в работе различных органов самоуправления.

  1. Качественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:

  • Общий порядок, организованность в учреждении.

  • Уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении.

  • Объём, качество работы, проделанной органами ученического самоуправления.

  • Мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления.

  • Ценностные приоритеты лидеров самоуправления.

  1. Общественный резонанс:

  • Авторитетность органов самоуправления в детской среде.

  • Заинтересованность детей в представительстве класса (школы, района), защите чести учреждения на более высоком уровне.11

Для выявления конкретных показателей работы органов ученического самоуправления по перечисленным критериям применимы следующие методы:

1.Анализ документов (нормативных, отчётных, планов работы)

2. Экспертная оценка – группа экспертов (педагоги, лидеры, родители, приглашённые специалисты) оценивает по определённой системе.

3. Наблюдение.

4. Беседа, интервью.

5. Анкетирование, опрос.

6. Тестирование.12


  1. Критерии, показатели и методики изучения эффективности ученического самоуправления:

Аспекты изучения

Диагностические средства

Эффективность ученического самоуправления:

1.Сформированность нравственного потенциала личности.

2.Сформированность коммуникативного потенциала личности.

3.Сформированность эстетического потенциала личности.

4.Сформированность общешкольного коллектива

1.Диагностика нравственной воспитанности;

2. Диагностика ученических коллективов «КОС» - коммуникативные и организаторские склонности.

3. Мониторинг участия в выставках, концертах, смотрах (экран участия в мероприятиях);

-Мониторинг внеурочной и внешкольной занятости учащихся (есть в каждой папке классного руководителя).

4. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

-Диагностика ученических коллективов

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе:

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.


1.Анкетирование «Включённость в общественную жизнь коллектива класса и школы»

- Анкетирование по определению уровня комфортности;

-Анкетирование «Классный руководитель глазами воспитанников»;

2. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов «Удовлетворённость воспитательной работой класса и школы»

3. Мониторинг «Анализ и оценка эффективности работы классных руководителей»

4.Анкетирование «Самооценка педагогической деятельности»

5.Сочиологические опросы по ЗОЖ.


ВЫВОДЫ:


    • Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

    • Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к не­прерывно изменяющимся жизненным условиям.

    • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

    • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

    • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и жизнь страны.

Таким образом, ученическое самоуправление – не самоцель, а средство достижения цели, составляющая в системе воспитательной работы школы, одной из подсистем ВСШ, основанной на гуманизации отношений. Решая задачи функционирования ученического самоуправления, мы «создаем условия для развития личности в современной развивающейся школе» (цель работы школы).

Педагогический коллектив придерживается следующих принципов развития ученического самоуправления:

Принцип социально значимой доминанты предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимости от реализации основной цели, стоящем перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени.

Различные цели могут выступать в качестве доминирующих у органов самоуправления, общешкольного коллектива и коллектива класса. Доминирующие цели выступают в качестве «Особых звеньев» в организации деятельности детей.

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детейпредполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого.

Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном отношении к деятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которой они оцениваются своими товарищами.

Принцип динамичности и вариативности структуры органов самоуправления предполагает, что структура органов самоуправления должна быть опосредована целями деятельности детей, содержание которых постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Этот принцип означает необходимость систематического поиска организационной структуры, сочетающей в себе как постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, так и временные, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом должно предусматриваться также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач.

Принцип интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправления предполагает, что отношения педагогов и детей в процессе развития самоуправления строятся на принципах сотрудничества, которое обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и ученическими коллективами определенных правил (норм) отношений, делегированием детям реальных управленческих полномочий, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и детского коллектива друг другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и дети участвуют в работе совместных органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, предоставляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне между педагогами и учащимися устанавливается взаимопонимание, они учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. Очень важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги, и дети, сопереживая и помогая, друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Структура управления школой


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.

  2. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с.

  3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с.

  4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.

  5. Куминцова Т.М. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе. – М.: 5 за знания, 2006. -240с.

  6. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.-184с.

  7. Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: — 250 с.

  8. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.

  9. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.

  10. Цикл статей авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук А.С.Прутченкова в приложении "Граждановедение" к "Учительской газете":

Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества

Типичные ошибки ученического самоуправления

На убеждение можно действовать только убеждением

Возможные возражения, или Зачем ученическое самоуправление в современной школе?

Одно из звеньев муниципальной цепи

Давайте разберемся, или Что такое школьное ученическое самоуправление

 Взаимное доверие и равноправное сотрудничество

Самоуправление и российская школа (историко-педагогический экскурс)

Помочь самоопределению личности, ее самореализации

Правовые основы организации школьного самоуправления

От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления (1)

От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления(2)

 Товарищ, союзник, собеседник (1)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

Товарищ, союзник, собеседник (2)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

 Товарищ, союзник, собеседник (3)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

Ньюландия — чудесная страна (1)

Игровая модель самоуправления

Ньюландия — чудесная страна (2)

Игровая модель самоуправления

 Без революционных потрясений (2)

«Демократическая республика» — совмещенная административно-игровая модель самоуправления

Без революционных потрясений (3)

«Демократическая республика» — совмещенная административно-игровая модель самоуправления

Из газеты "Первое сентября":

Андрей Полонский. Кодекс беспечности. Власть и право в современной европейской школе.

Анатолий Витковский. Самоуправление - новое слово в школьной жизни...

Ната Крылова. Самоорганизация или самоуправление?

 Из газеты "Школьный психолог":

Марина Битянова. Необыкновенная ночь.

Другие источники:

Сергей Прокошенко. Строптивая гимназия.

Ната Крылова. Образование как эволюция самоуправления.


11.Интернет-проект «Школьное ученическое самоуправление»:

http://doroga.karelia.ru/samo





1Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

2Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения

3Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах

4Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление

5Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах

6Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении

7Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы

8Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении

9Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении

10Куминцова Т.М. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе

11Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

12Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гражданско-патриотическое воспитание десятиклассников

Автор: Загорулько Альбина Николаевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства