kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура и традиции-это основа основ, без которой не может быть большого будущего у страны. Настоящими колодцами, хранителямикультуры является народ и его традиции.

Просмотр содержимого документа
«"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА


Муниципальная общеобразовательная организация

«Андреевская школа Волновахского района»





Открытый республиканский конкурс поисково-краеведческих работ учащейся молодежи

«Донбасс – мой родной край»



Направление

«Из нас слагается народ»



Тема работы

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»





Подготовила: Марьенкова Татьяна Александровна









г. Донецк, Ленинский район , 2018 г.

Каждый народ хранит и уважает свою историю, ведь культура и традиции - это основа основ, без которой не может быть большого будущего у страны. Именно поэтому историко-культурное наследие каждого народа передается из поколения в поколение как ценное его достояние. А настоящими колодцами, хранителями культуры является народ и его традиции.

Наш край по праву может гордиться своим культурным достоянием.

Все население проживает, в основном, в населенных пунктах двух типов – городах и селах. У нас преобладает городское население, т.к. каждые 90 человек из 100 проживают в городах и поселках городского типа, и только 10 человек из 100 - в сельской местности: деревнях и селах.

Городами областного подчинения являются: Донецк, Авдеевка, Артемовск, Горловка, Дебальцево, Димитрово, Дзержинск, Доброполье, Дружковка, Енакиево, Ждановка, Мариуполь, Кировское, Константиновна, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Новогродовка, Селидово, Славянок, Снежное, Торез, Угледар, Харцызск, Шахтерск, Ясиноватая. Районными центрами - города Александровна, Амвросиевна, Артемовен, Великая Новоселка, Волноваха, Володарское, Доброполье, Константиновна, Красноармейск, Красный Лиман, Марьинка, Новоазовск, Першотравневое, Славянск, Старобешево, Тельманово, Шахтерск, Ясиноватая.

История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей, из которых:

50,7% -украинцы,

43,6% -русские,

1,58% -греки,

1,45% -белорусы,

0,53% -евреи,

0,48% -татары,

0,25% -молдаване,

0,14% -болгары,

0,13% -поляки,

0,12% -немцы,

0,09% -цыгане,

0,93% -др. национальности.

1.Народные промыслы.

Издавна на территории нашего края жили трудолюбивые и талантливые люди, умеющие всё необходимое для жизни сделать собственными руками. Они выращивали различные сельскохозяйственные культуры, разводили домашних животных, изготавливали ткани, посуду, орудия труда. В быту, например, для приготовления пищи в печи и хранения продуктов традиционно использовалась глиняная посуда (рис.1). Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными "стругами", сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек - тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел (рис.3). Кустари корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха (рис.4). Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Основным орудием сбора зерновых были серп и коса. Серпом жали только рожь, стараясь срезать пониже, чтобы сохранить ровные снопики, т.к. ржаная солома использовалась как кровельный материал. С распространением у греков черепичного покрытия, серпы вскоре вышли из употребления, их заменила коса. Для того чтобы колосья ложились в ровные валки, приспосабливали «лучок» - тонкую лозу, согнутую дугой, которую привязывали от косовища к полотну. В начале XX века косы постепенно сменились сеножатками. В большинстве сел зерно молотили с помощью каменного катка, изредка - цепом. Для переработки зерна в муку в каждом селе строили ветряные или водяные мельницы. В богатых селах их было несколько.

Для изготовления тканей выращивали волокнистые культуры: лён, коноплю. Растительное сырьё долго перерабатывали: вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, ткали. Из шерсти овец пряли пряжу. До сих пор в некоторых сёлах сохранились ручные прялки, на которых наши бабушки долгими вечерами изготавливали шерстяную нить и вязали из неё носки, варежки и прочее.
2.Традиционные занятия населения. 

Донбасс - это крупнейший промышленный регион. Здесь живут и работают шахтеры и металлурги, машиностроители и химики, энергетики и строители, хлеборобы и животноводы. Главное богатство нашего края - каменный уголь, поэтому традиционными профессиями нашего края стали шахтерские - проходчики, горнорабочие очистного забоя, комбайнеры, крепильщики, взрывники и др.

Шахта - это настоящий подземный завод с огромным количеством машин и автоматических установок, которыми управляет человек. Сегодня шахтер - это высококвалифицированный рабочий(рис.2). Благодаря самоотверженному шахтерскому труду в восстановлении шахт Донбасса, 10 сентября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена первый профессиональный праздник – «День шахтера».Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье августа. Это самый любимый праздник, который широко отмечается в нашем крае. Позже появились и другие профессиональные праздники: День металлурга, День химика, День машиностроителей, День сельскохозяйственных работников и т.д.

«Огненной» профессией называют профессию металлурга. При выплавке металла температура в доменной печи достигает 2000 °С, поэтому нужно быть очень осторожным. Самое главное в профессии металлурга - дисциплинированность. Тот, кто не может выполнять это условие, не может быть настоящим сталеваром.

Мы живем в век машин. Трудно представить нашу жизнь без них, поэтому широко распространены у нас машиностроительные профессии: токарь, слесарь, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и другие.

Ежедневно и ежечасно люди самых разных профессий трудятся на благо нашего края, умножая его славу и могущество.

3.Особенности быта.
Особенности быта нашего края вобрали в себя национальные черты народов, проживающих в нашем крае. Раньше в сельской местности с особой тщательностью относились к выбору места и строительству нового жилья. Народное творчество - явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство (рис.5-6). Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения. С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На предполагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая - можно строить, если же она исчезла или была нарушена - искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос. Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены - горы и леса, потолок и крыша - небо со звездами. Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол - крыло птицы, клок шерсти - на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.

Основным строительным материалом был природный камень. Крышу делали из камыша и соломы. Дом белили известью, а печь расписывали различными узорами. Так выглядела традиционная украинская хата. В каждой хате был Красный угол, который ориентировали на юг или восток. Здесь располагался иконостас, украшенный рушниками, устанавливалось молодое дерево или крест, символизирующие космос. Чтобы в доме было благосостояние, в Красный угол клали деньги, под порог – горсть муки, в печной угол – крыло птицы или клок шерсти. Села нашей местности были многолюдными, состоящими из нескольких улиц, и располагались по берегам рек, вдоль дорог или на возвышенностях. Так как жители сел были хлеборобами, то с особым уважением относились к хлебу. Его очень берегли и в богатых, и в бедных семьях: никогда не сметали со стола крошки, а после захода солнца не начинали новой буханки.
Традиционными блюдами жителей нашего края всегда были украинский борщ и вареники, русские каши и пироги. На праздники готовили колбасы и другие блюда из мяса. У греков позаимствовали чебуреки. Много внимания уделялось народной одежде, которая вобрала в себя элементы традиционного украинского костюма. Основой украинского женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности (рис.7-8).

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» - символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Головным убором у женщин были платки и шали, молодые девушки носили венки с разноцветными лентами. Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее - передник. Мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль», зимой – суконная шапка. В Великоновоселковском и Волновахском районах среди греческого населения сохранились элементы балканского костюма. Наряду с сельской культурой формировалась и городская. Большая часть городских поселений возникла в конце XIX века в местах строительства промышленных предприятий и шахт. В центре города располагалась торговая площадь с церковью и диаметрально или кольцеобразно расходящимися от неё улицами. Здесь же располагались и здания городской администрации.

В каждой семье всегда пользовались рушниками, которые вышивала хозяйка дома. Их использовали как в быту, так и для убранства дома (рис.9-10). Были особые ритуальные рушники для свадеб, крещения детей. «Дом без рушника, что дом без детей», – говорили в народе. Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб.

В настоящее время рушники сохранились лишь в отдельных семьях и этнографических музеях.

4.Религии. 

По вероисповедованию в нашем крае есть христиане (православные, католики, протестанты, старообрядцы), иудеи, мусульмане и другие. К основным разновидностям храмов относятся церкви, костёлы, синагоги. Наиболее известными православными памятниками нашей области являются Святогорский монастырь и Успенская церковь в городе Мариуполе, сохранившая религиозные традиции греков. Однако большая часть культовых сооружений в области была разрушена в 30-х годах XX века, а уникальные образцы иконописи разных школ и культовые предметы утрачены навсегда.

5.Религиозные обряды и обычаи

Верования и поверья - важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности, связанной с календарными праздниками.

Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.

Рождество - праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю). А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушниками и пучками высушенных цветов. Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар - обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) - таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.

В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.

На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги - магические заклинания, травы. В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники. Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Хрис-товым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.

Пасха - величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник - Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.

Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами. Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца. К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.

Существовало еще множество других праздников (Масленица, Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.

Народные верования не исчерпывают всей сложности мировосприятия народа. Вера в единого Бога занимала важное место в жизни людей. Религиозные представления гармонично переплетались с народными обрядами. Религиозная обстановка в нашем крае была столь же разнообразна, как и национальный состав населения. По вероисповеданию у нас были православные, католики, протестанты, старообрядцы, мусульмане и иудеи. Небезызвестная кампания 30-х годов привела к тому, что многие культовые сооружения не сохранились. Навсегда утеряны уникальные образцы иконописи разных школ, культовые предметы.

Уникальным памятником в нашем крае является Святогорский монастырь - иноческая обитель монахов, Успенская церковь в Мариуполе сохранила религиозные традиции греков.

С переселением в наш край евреев появились синагоги - в Юзовке (Донецк), Мариуполе, Бахмуте (Артемовск), а вместе с поляками появились костелы - в Краматорске, Константиновне.

Это интересно знать

...накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».

...если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.

...если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.

...на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.

...если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.

В Донецке находится 140 музеев и музейных комнат. Среди них два крупных государственных областных музея: Донецкий областной художественный музей и Донецкий областной краеведческий музей. Кроме государственных музеев, есть музеи созданные предприятиями и организациями города. Среди них: музей истории и развития Донецкой железной дороги, созданный Донецкой железной дорогой; музей связи, созданный центром технической эксплуатации местной телефонной связи; музей еврейского наследия Донбасса, созданный Донецким еврейским общинным центром; музей истории ДМЗ, созданный Донецким металлургическим заводом и другие. Силами энтузиастов создаются народные музеи. Среди них «Донбасс непокоренный». Также в школах создаются музейные комнаты.

Школьные музеи. Особенности деятельности школьных музеев

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.

  • Поддержка детского творчества.

  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.

  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.

  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.

  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.

  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории. Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.

  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.

  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории. Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.

  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.

  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.

  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию. В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов: систематический; тематический; ансамблевый. Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Самобытный дух Донецка всегда привлекал литераторов. Наблюдая за суровыми испытаниями, выпадающими на долю дончан, за их характерами и бытом, писатели получали богатейший материал для творчества. В удивительный город, где закаляются характеры, а человеческие ценности проходят самые суровые испытания, приезжали по несколько раз. В частности, Викентий Вересаев дважды побывал в Донецком крае и после каждой поездки описывал свои впечатления.

Автор пронзительного рассказа о любви "Суламифь" Александр Куприн посвятил городу-заводу несколько произведений. Самое значительное из которых – повесть "Молох".

Рафинированный знаток русской природы Константин Паустовский оставил в своих мемуарах описание первой Юзовской гостиницы.

Каждый писатель находил в Донецке свою тему. Городу посвящали романы, повести и стихи.

Александр Куприн "Молох" (рис.11)

Более столетия назад был написан "Молох" Куприна, но с тех пор он не только не потерял актуальности – наоборот, это произведение все более ярко и отчетливо отражает современную жизнь. Машины, заводы, грохот цехов – кто-то называет это прогрессом, а герою Куприна видится Молох, пожирающий своих жертв. Повесть Александра Куприна "Молох" хорошо известна в России, её изучают в школах и вузах, восхищаясь тем, как точно и неумолимо автор описывает ужас человека перед железной хваткой прогресса.

Куприн пишет целую серию очерков о тяжелой жизни рабочих – "Юзовский завод", "В главной шахте", "В огне" и, конечно же, повесть "Молох". В этих произведениях вам откроется суровый рабочий Донецк староюзовских времен.

Викентий Вересаев "Без дороги" (рис.12)

Одним из первых Донецк упоминает известный советский писатель Викентий Вересаев, который посещал Юзовку дважды. Вначале он приезжал в 1890 году, чтобы написать восемь очерков под названием "Подземное царство". В своей работе писатель рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал во время эпидемии холеры. Второй раз Вересаев нанес визит в 1892 году, чтобы продолжить борьбу с холерой. В поездке он пишет повесть "Без дороги", рассказывая о быте и условиях труда шахтеров. Эта книга приносит писателю известность.

Александр Серафимович. "На заводе" (рис.13)

Лауреат Сталинской премии, писатель Александр Серафимович приезжал в город, названный в честь вождя, от газеты "Приазовский край". После поездки издал рассказ "На заводе". В произведении Серафимовича живо и красочно описан быт жителей Юзовки в 1899 году. 

Борис Горбатов "Донбасс"

Уроженец Донбасса Борис Горбатов посвятил родному краю значительную часть своего творчества . Он писал романы и повести и даже снимал фильмы.

Родился будущий писатель в 1908 году на Первомайском руднике в Луганской области. В Донецке Горбатов жил с 1946 по 1954 год.

Лауреат двух Сталинских премий Второй степени задумал многотомный роман "Донбасс", в котором описывал тему 1930-х годов и стахановского движения, Но проект остался незаконченным. Из-под пера Бориса Горбатого вышли красочные описания Донецка, которые можно найти в пьесе "Юность отцов", в кинофильмах "Это было в Донбассе" и "Донецкие шахтеры", снятых Горбатовым. Горбатов даже выступил одним из создателей объединения пролетарских писателей Донбасса "Забой".

Григорий Володин "Дикое поле"(рис.15)

Еще одно свидетельство об историческом прошлом Донецка оставил нам советский писатель, прозаик Григорий Володин, который жил и работал в Донецке. Володин посвятил родному городу роман "Дикое поле": в нем Донецк называется Юзовкой, но несмотря на это, черты более современного города узнаются легко. К примеру, известно, что парк Щербакова находится в Скоморошинской балке, которая с XIX века служила местом собрания рабочих юзовского металлургического завода и близлежащих шахт. В эпизоде "Дикого поля" упоминается один из таких митингов на Первом городском пруду.





Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/osobennosti-bita-i-religii-obryadov-i-obichaev-doneckoy-oblasti-1266296.html

  2. https://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm

  3. http://detecddonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=7

  4. ttps://pedportal.net/starshie-klassy/mirovaya-hudozhestvennaya-literatura/prezentaciya-quot-narodnye-promysly-i-remesla-donbassa-quot-1217706

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8

  6. http://donbass.ua/news/culture/literature/2013/03/02/dvenadcat-pisatelei-proslavivshih-doneckii-krai.html

  7. https://libkirova.ru/ru/donetskij-kraj/literaturnyj-donbass.html

Приложения:





(рис.1)





(рис.2)

(рис.3)



(рис.4)

(рис.5)



(рис.6)

(рис.7)

(рис.8)

(рис.9)



(рис.10)













Приложение Музеи Донбасса:

Артемовский государственный краеведческий музей

Первый музей в Бахмуте (с 1924 года - Артемовск) известен с 1909 года - музей народного образования, созданный уездным земством. После революции, с 1924 года, работал окружной историко-краеведческий музей. Его коллекции погибли в годы второй мировой войны. В 1962 году открылся городской историко-краеведческий музей на общественных началах (с 1967 года - народный музей). На его базе был создан Артемовский государственный краеведческий музей, который находится в здании - памятнике истории и архитектуры начала 20 века. 
Находится: Донецкая область, г. Артемовск, улица Советская, 26.

Волновахский районный краеведческий музей в Донецкой области

Волновахский районный краеведческий музей был открыт 29 октября 1977 года как отдел Донецкого краеведческого музея. В 1992 году отдел был преобразован в государственный музей. Площадь музея составляет 259 квадратных метров.
Находится: Донецкая область, г. Волноваха, улица 1 Мая, 4.

Музей истории города Горловка в Донецкой области

Музей истории города Горловка Донецкой области был основан в 1957 году. Музейная экспозиция расположилась в комнате-музее Дворца культуры шахты «Кочегарка» и была отражением социалистических идей и взглядов. Первая выставка музея была посвящена 40-летию Октябрьских событий 1917 года. Так было положено начало музею - музей истории города Горловка.
Находится: Донецкая область, г. Горловка, улица Пушкинская, 15.

Горловский художественный музей в Донецкой области

Горловский художественный музей в Донецкой области был основан 26 апреля 1959 года. Идея создания музея принадлежала общественности и была поддержана донецкими художниками, которые первыми передали собственные произведения в собрание музея. Значительный вклад в комплектование музейного фонда внесли киевские и московские коллекционеры. 
Находится: Донецкая область, г. Горловка, улица Пушкинская, 23. 

Енакиевский исторический музей имени Георгия Берегового

Музей истории г. Енакиево открылся в 1977 году как народный музей, в 1979 году стал отделом Донецкого областного Краеведческого музея. В 1992 г. музей получает статус самостоятельного Государственного музея истории г. Енакиево.
Находится: Донецкая область, г. Енакиево, улица Щербакова, 122. 

Музей Комсомольского Рудоуправления и города Комсомольское

Музей Рудоуправления и города Комсомольское создан в 1974 году, и его открытие было приурочено к 40-летию горнодобывающего предприятия. Огромную работу по сбору материала провел директор Алексей Васильевич Аникеев вместе с инициативной группой работников рудоуправления.
Находится: Донецкая область, г. Комсомольское.

Макеевский художественно-краеведческий музей


Музей основан 20 мая 1958 года согласно приказу Министра культуры Украины № 123-М, как филиал Донецкого областного краеведческого музея. 2 января 1995 года он был реорганизован в Макеевский городской художественно-краеведческий музей. Находится: Донецкая область, г. Макеевка, улица Ленина

Мариупольский музей народного быта и этнографии

Музей народного быта и этнографии является филиалом Мариупольского краеведческого музея, был открыт в 1989 году в доме, где ранее располагался музей Андрея Жданова – известного советского политического и партийного деятеля, который в 1896 году родился в Мариуполе. 
Находится: Донецкая область, г. Мариуполь, улица Георгиевская, 55.

Ясиноватский филиал музея истории и развития Донецкой железной дороги

28 июня 2008 года в жизни музея истории и развития Донецкой железной дороги произошло знаменательное событие - открытие Ясиноватского филиала музея истории и развития Донецкой железной дороги. Находится он в Доме науки и техники локомотивного депо Ясиноватая. 
Находится: Донецкая область, г. Ясиноватая, площадь Ленина, 2, в здании Дома науки и техники.

Музей истории города Харцызска

Музей  истории города  Харцызска в Донецкой области был создан благодаря самоотверженному труду и преданности родному городу коллектива энтузиастов под руководством Александра Афанасьевича Пригоды и Ивана Афанасьевича Татарчука. Музей истории города  Харцызска  был  открыт  4  ноября 1967  года.  В 1971 году музею  было  присвоено  звание - «народный». С  1991 года музей  истории города  Харцызска -  отдел областного  краеведческого  музея. С 1992года музей  истории  города  Харцызска становится самостоятельным государственным музеем. 
Находится: Донецкая область, г. Харцызск, улица Октябрьская, 37.



Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"

Автор: Марьенкова Татьяна Александровна

Дата: 12.02.2019

Номер свидетельства: 499542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Исследовательская работа «Символика Бардымского района» "
    ["seo_title"] => string(57) "issliedovatiel-skaia-rabota-simvolika-bardymskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "241102"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445181209"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок - панорама  "Ратное поле Бородино""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-panorama-ratnoie-polie-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "254488"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447770763"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "ТЕМА УРОКА: «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» "
    ["seo_title"] => string(38) "tiema-uroka-piesn-o-vieshchiem-oliegie"
    ["file_id"] => string(6) "222851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436888166"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Урок на тему: "Казахские ханы""
    ["seo_title"] => string(31) "urok_na_tiemu_kazakhskiie_khany"
    ["file_id"] => string(6) "380926"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484750119"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства