Последнее время всё чаще и чаще в школах возникает проблема трудных подростков. В основной своей массе дети стали нервными, жестокими с заниженными способностями к обучению. Причин много, но одна из них – снижение общения с интересными личностями. В школах по сложившимся обстоятельствам остались неинтересные детям личности.
Неинтересны они по многим причинам:
1. старшее поколение – это уставшее поколение, живущее прошлым и не способное понять детей. Это люди совершенно других взглядов и по современным нормам люди «несостоявшиеся», обросшие множеством проблем. Ностальгия о прошлой жизни, неприятие новых реалий – главная преграда.
2. среднее поколение – это наиболее работоспособно и казалось бы на них основная надежда. Но здесь дело обстоит так, что тот, кто энергичен и способен адаптироваться к современной жизни, те оказались вне школы. Остались те, кто не смог или не захотел изменить свою жизнь. Ушедшие не имеют влияния на детей, а оставшиеся автоматически оказались неинтересными.
3. молодые учителя по уровню подготовки и по миру увлечений и эрудиции опять вышли из области интереса детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Последнее время всё чаще и чаще в школах возникает проблема трудных подростков. В основной своей массе дети стали нервными, жестокими с заниженными способностями к обучению. Причин много, но одна из них – снижение общения с интересными личностями. В школах по сложившимся обстоятельствам остались неинтересные детям личности.
Неинтересны они по многим причинам:
1. старшее поколение – это уставшее поколение, живущее прошлым и не способное понять детей. Это люди совершенно других взглядов и по современным нормам люди «несостоявшиеся», обросшие множеством проблем. Ностальгия о прошлой жизни, неприятие новых реалий – главная преграда.
2. среднее поколение – это наиболее работоспособно и казалось бы на них основная надежда. Но здесь дело обстоит так, что тот, кто энергичен и способен адаптироваться к современной жизни, те оказались вне школы. Остались те, кто не смог или не захотел изменить свою жизнь. Ушедшие не имеют влияния на детей, а оставшиеся автоматически оказались неинтересными.
3. молодые учителя по уровню подготовки и по миру увлечений и эрудиции опять вышли из области интереса детей.
Ко всему этому современные школьные нагрузки, неинтересная рутина, задавленность и унижение, бесправие и обязательность в выполнении не связанной с педагогикой работы не даёт возможности учителям быть интересными для детей.
Таким образом, объектов подражания для детей в школах осталось очень мало, а для мальчишек почти нет вообще!!! Дома много неполных семей, то есть мужских объектов подражания нет. В этом случае либо мальчишки теряют мужские качества и вырастают нечто средним, либо ищут мужские начала в подворотнях на улице и с экранов телевизоров. Находят они там жестокость, введённую в ранг обыденности, процветающее хамство, грубый приоритет силы и с этим вступают во взрослую жизнь.
К тому же профессия учителя стала абсолютно не престижной, с крохотным коэффициентом подражания и низким материальным стимулом.
Учитель сегодня ущербен, унижен и задавлен по его положению и, следовательно, не интересен.
Если ранее он был уважаемым, так как был самым грамотным, эрудированным и единственным его недостатком считалась низкая заработная плата, но тогда и не было у основной массы людей сильного стремления к богатству, ценились человечность, порядочность, душевность, преданность делу и так далее, а всем этим набором обладал почти каждый учитель. Сейчас все эти преимущества не востребованы среди молодёжи.
И если учесть что основная масса родителей в гонке за «выживание» или богатством практически не видят своих детей, обеспечивая им только материальные потребности, то дети в основном «брошены» и сбиваются в «кучки» по интересам или зависают за компьютерами в клубах.
Природа не терпит пустоты, и если нет цивилизованного заполнения, то заполнение происходит стихийное и не лучшее. Более того, вырастает поколение, которое считает, что именно так нужно жить. И, следовательно, это поколение не будет видеть трагедии в таком развитии своих детей. Теперь по поводу воспитания. Воспитание это просто красивое слово и учитель, который не является объектом подражания, не сможет воспитывать. В природе есть только подражание, только делай как я. Так происходит обучение всему и плохому и хорошему. И если мы имеем проблемы, следовательно, окружение и объекты подражания не те, которые мы хотели бы иметь.
Никакие современные технологии, никакие программы и современные здания не смогут решить проблему, пока в школы не прейдут интересные личности, а уже потом грамотные педагоги. Когда школам дадут возможность заниматься детьми, а не бумагами. Школа – это не место накопления статистической отчётности, это не накопленные папки для всевозможных проверок, это даже не показатели успеваемости и качества, которым подчинено на сегодняшний день всё и все, а это ХРАМ для детских и учительских душ. А в каком храме от вас требуют отчётность, в какой храм идут вопреки своей воле и желанию. Мы заставляем учиться, но это невозможно сделать даже в принципе, насильственно не научить, не воспитать нельзя. А стимула действительно качественно учиться, сегодня нет. Ребёнок видит, что хорошо, с его точки зрения, живёт не тот, кто хорошо учился, а как раз наоборот, тот, кто не очень преуспевал в школе или ВУЗе, а кто смог пристроится. Теперь прибавьте ко всему формальное отношение к ним учителей, задавленных рутиной, которых они не считают примером для подражания и тем более успешными людьми. В этом случае рассчитывать на успех не приходится, так как исчезло искреннее соприкосновение душ. И вскоре мы можем получить идеал – прагматичного, оцифрованного, успешного, приспособленца, как среди учеников, так и среди учителей. И для того, чтобы хоть немного сдвинуть с места данную проблему, не нужны особые средства, нужно просто дать возможность школе заниматься только тем делом, для чего она создана – учить детей. Ибо сейчас мы тратим до 90% времени на то, что кажется важным и нужным и только 10% на то, что действительно нужно. Страшно, но исчезает необходимость общения душ, всё это потерянно в каких-то отчётах, анализах, протоколах, установках, обязаловках. Спросите любого ребенка, когда с ним последний раз говорили учителя, родители не по поводу, а просто по душам. Ребёнок долго будет вспоминать. Но стоит спросить его, когда воспитывали, ругали, что-то требовали, вспомнит очень быстро. И если прибавить к этому огромный поток информации и ускоряющийся темп жизни, то кто и когда занимается его душой. У нас даже в официальной терминологии не всё понятно. Не ученик, а обучающийся, то есть теперь он не учится, а его обучают. Мы теперь не учим, а оказываем образовательную услугу. Значит теперь у нас не учитель, менеджер от образования, оказывающий услугу ученику. Мне кажется, что школе, как это не банально звучит, нужно вернуть статус ХРАМА НАУКИ, а не высоко технологичного, отформатированного производства.