kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивация обучения, через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке расмотриваются цели проектов   и проблемы, возникающие при реализации проектной деятельности учащихся.


«мотивация проекта»

ТЕМА: «Мотивация обучения , через проектную деятельность»




Методист МБОУ «СОШ с УИОП» Ерошенко Ю.В.

Вопрос о мотивации учения является очень важным, т. к. мотивированный ребёнок наиболее эффективно включается в процесс творчества на уроке. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Проектная деятельность позволяет ребятам приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем–то знакомым и понятным из их реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется учителями, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

В ходе проектной деятельности могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

  2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

  3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.

  4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

  5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить?

  1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

  2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

  3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

  4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

  5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Необходимо на каждом этапе работы над проектом хвалить ребёнка, мотивировать его на достижение цели. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой.

Последовательность работы над проектом в нашем классе строится по традиционным этапам.

Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Организационный

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочих групп.

Обсуждают задание. Уточняют информацию. Обсуждают цели проекта. Распределяют функциональные обязанности среди участников группы.

Мотивирует уч-ся.

Организует обсуждение целей проекта. Способствует продуктивному распределению обязанностей среди участников. Наблюдает за уч-ся.

Прогностический

Анализ проблемы. Планирование выполнения проекта.

Выявляют проблемы. Уточняют информацию. Формируют задачи этапов выполнения проекта.

Помогает в формировании проблем, планировании выполнения этапов проекта. Наблюдает за уч-ся.

Практический

Определение возможных источников информации. Поиск необходимой информации.

Определяют источники информации. Работают с информацией.

Обеспечивает консультирование уч-ся. Предлагает продуктивные методы работы с различными источниками информации. Наблюдает за уч-ся.

Обобщающий

Обобщение процесса и результатов реализации проекта.

Анализируют и оценивают процесс, промежуточные и итоговые результыты реализации проекта. Оформляют проект.

Организует аналитико-обобщающую деятельность уч-ся. Наблюдает за уч-ся.

Презентационный

Представление результатов проектирования. Итоговая оценка результатов реализации проекта

Готовят презентацию проекта. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Предлагает формы представления результатов проекта. Участвуют в коллективном анализе и итоговой оценке результатов проектирования. Наблюдает за уч-ся.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать. По мере взросления ребята начинают выполнять групповые межпредметные проекты. У них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.



Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

        Рекомендует источники       получения информации

Экспериментирует        

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика.

Несёт ответственность за свою деятельность        

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

 Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:

-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

    Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Проектный метод направлен на:

· Развитие критического мышления

· Развитие творческого мышления

· Умения работать с информацией

· Умения работать в коллективе;

· Владеть культурой коммуникации.

   Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

За время работы над проектами стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.





Выводы:

  1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

  2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

  3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивация обучения, через проектную деятельность

Автор: Ерошенко Юлия Викторовна

Дата: 01.01.2021

Номер свидетельства: 569155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Исследовательская работа на тему: «Формирование и развитие социальной компетентности учащихся 8-11 классов через проектную деятельность» "
    ["seo_title"] => string(155) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-formirovaniie-i-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-uchashchikhsia-8-11-klassov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "209653"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257607"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектная деятельность в ДОУ "Здравствуй, Дедушка Мороз" "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-dou-zdravstvui-diedushka-moroz"
    ["file_id"] => string(6) "102052"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402477082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства