kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературные источники о танцах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал носит исследовательский характер. Интеграция таких предметов как литература, хореография и музыка способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развивать тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить искусство и красоту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературные источники о танцах»

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ТАНЦЕ


Шебалова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования


ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»,

Нижегородская область


2015 год указом президента был объявлен Годом литературы. И это не случайно.

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников. Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения.

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» , - писал М. Горький.

То же самое мы, участники танцевальной студии «Визави», занимающиеся по программе дополнительного образования «Хореографическое творчество», можем сказать о танцах: «Они облегчают нам жизнь, окрыляют ум и сердце, делают нас добрее друг другу, помогают лучше узнать культуру других стран, быть более толерантными, смотреть на мир другими глазами».

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Изучая различные произведения на уроках литературы, мы обратили внимание, что в классических произведениях часто затрагивается такая тема, как танец – главные герои встречаются на балу, действие происходит после бала и т.п. И мы решили проследить и выявить, в каких литературных источниках нашло отражение такой вид искусства, как хореография.


Начали с самого детства – со сказок.

Г. -ХАндерсен "Волшебный холм"

«Настал черед лесных дев показать, как они танцуют, и они исполнили и простые танцы, и с притоптыванием и так это ловко у них получалось! Ну а потом пошел художественный танец, тут полагалось «забываться в вихре пляски. Ух, ты, как они танцевали! Тут же не разобрать было, где конец, где руки, где ноги, - все разметалось, словно щепки».


Ш.Перро "Золушка”

После долгих злоключений Золушка все же попадет на бал с помощью своей крестной феи. На балу все поражены ее красотой, но больше всех поражен принц: он влюблен!

... Принц усадил свою гостью на самое почетное место, а чуть только заиграла музыка, подошел к ней и пригласил на танец.

Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде.


Э.Гофман "Щелкунчик"

Щелкунчик и Мари оказались в чудесном кукольном царстве, где их угощали разными сладостями и ...

И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет, а охотники весьма искусно трубили в рога.


П. Бажов «Огневушка-поскакушка»

Долго засиделись старатели в лесу: у костра тепло им. Сидят, случаи сказывают, а лучшим рассказчиком был дед Ефим. «... Ну, вот. Кончил дедко Ефим рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели все сидят да на эти угольки глядят. Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась. платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко и ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят - не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.

Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, видно ей тесно стало, - пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвигаются. Она еще круг даст и опять порастет. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, с петлями у ней круги стали. Потом вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками сверкнула, платочком махнула, как свистнула... и никакой девчонки не стало».



Далее изучили литературные произведения среднего и старшего звена.


С.Есенин «Плясунья»

Ты играй, гармонь, под трензель,

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь!

Парень бравый, синеглазый

Загляделся не на смех.

Веселя твои проказы,

Зарукавник - словно снег.

Улыбаются старушки,

Приседают старики.

Смотрят с завистью подружки

На шелковые косники.

Веселись , пляши угарней,

Развевай кайму фаты.

Завтра вечером от парней

Придут свахи и сваты.


А.С.Пушкин «Евгений Огенин»,

Театр уж полон, ложи блещут.

Партер и кресла , все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг лети,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан собьёт, то разорвёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремит мазурки гром

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё то же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.



В. Давыдов «Вальс»

Кипит поток в дубраве шумной

И мчится скачущей волной,

И катит в ярости безумной

Песок и камень вековой.

Но, покорен красой невольно,

Колышет ласково поток.

Слетевший с берега на волны

Весенний, розовый исток.

Так бурей вальса не сокрыта,

Так от толпы отличена.

Летит, воздушна и стройна,

Мол любовь, мол харита,

Виновница тоски твоей,

Волненья чувств моих и думы,

И поэтических безумий,

И поэтических страстей.



А. Куприн "Юнкера"

Часть П, гл.ХХШ, стр.185

Приглашенные постепенно съезжались. Екатерининский институт принимал гостей. «С незапамятных времен по праздникам и особо торжественным дням танцевали александровцы в институте, и в каждое воскресенье приходили многие из них с конфетами на официальный, церемонный прием к своим сестрам или кузинам, чтобы поболтать с ними полчаса под недреманным надзором педантичных и всевидящих классных дам».

Юнкера собрались уже в большом зале. Поочередно с поклонами приветствия они подходили к директрисе.

«Отошел, пятясь спиной, последний юнкер, Александров один. «Господи, помоги!» Но внезапно в памяти его всплывает круглая ловкая фигура училищного танцмейстера Петра Алексеевича Ермолова, вместе с его изящным поклоном и словесным уроком: «Руки свободно, без малейшего напряжения, опущены вниз и слегка, совсем чуточку окружены. Ноги в третьей позиции. Одновременно, помните: одновременно - в этом тайна поклона и его красота - одновременно и медленно - сгибается спина и склоняется голова. Так же вместе и, так же плавно, только чуть-чуть быстрее, вы выпрямляетесь и подымаете голову, а затем отступаете или делаете шаг вбок, судя по обстоятельствам.

Счастье Александрова, что он очень недурной имитатор. Он заставляет себя вообразить, что это вовсе не он, а милый круглый, старый Ермолов скользит спокойными, легкими шагами. Вот Петр Алексеевич в пяти шагах от начальницы остановил левую ногу, правой прочертил по паркету легкий полукруг и, поставив ноги точно в третьей позиции, делает полный почтения и достоинства поклон. Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него «вытанцевалось».


Часть П, гл.ХХ1, стр. 199-200

«Вкрадчиво и осторожно, с пленительным лукавством раздаются первые звуки штраусовского вальса. Какой колдун этот Рябов. Он делает с оркестром такие чудеса, что невольно кажется, будто все шестнадцать музыкантов члены его собственного тела, как, например, пальцы, глаза, уши.

Еще находясь под впечатлением пышного полонеза, Александров приглашает свою даму церемонным, изысканным поклоном- Она встает. Легко и доверчиво ее рука ложится, чуть прикасаясь, на его плечо, а он обнимает ее тонкую, послушную талию.

- В три темпа или в два? - спрашивает Александров.

- Если хотите, то в три, а уж потом в два...

Никогда еще в жизни не случалось Александрову танцевать с такой ловкостью и с таким наслаждением, как теперь. Он почти не чувствовал ни веса, ни тела своей дамы. Их движения дошли до той полной согласованности и так слились с музыкой, что казалось будто у них - одна воля, одно дыхание, одно биение сердца. Их быстрые ноги касались скользкого паркета лишь самыми кончиками "цыпочек". и оттого в их танце было чувство стремления ввысь, чудесное ощущение воздушного полета во вращательном движении, блаженная легкость, почти невесомость.

Подымались и опускались, вздрагивая, огни множества свечей. Веял легкий, теплый ветер от раздувавшихся одежд, из-под которых показывались на секунду стройные ноги в белых чулках и в крошечных туфельках или быстро мелькали белые кружева нижних юбок. Слегка нежно звенели шпоры и пестрыми, разноцветными, глянцевитыми реющими красками отражали бал в сияющем полу. А сверху лился из рук веселых волшебников, как ритмическое очарование, упоительный вальс. ...

И какие-то сладко опьяняющие голоса пели о том, что этому томному танцу - танцу-полету - не будет конца».


А. Бестужев-Марлинский "Испытание"

... «Бал уже склонялся к концу и многие из корифеев моды, зевая в гостиной на просторе, клялись, что он чрезвычайно весел, как вдруг шум и восклицания: "Маски, маски!" привлек всех беглецов в залу танцев. В самом деле, два блестящих кадриля, один в испанском, другой в венгерском костюмах, заслуживали внимание, равно по богатству, по вкусу уборов и по стройности замаскированных. Обежав кругом залу, каждый из них бросил по загадке знакомым и незнакомым, возбуждая следом спор уверяющих, что это он или не он. Хозяин, радуясь, что случай дал разнообразие его балу, пригласил замаскированных к танцам. Мазурка загремела, и венгерцы, попросив четырех дам сделать им честь украсить кадриль их, выиграли одобрение ото всех окружающих ловкостию и развязностию движений, новостью к благородством фигур.

Наконец послышалась одушевленная живая музыка французского кадриля, и одна из масок, ... гордо завернувшись в бархатную епанчу, вдруг сбросила с себя ее на пол и легкою стопой приблизилась к графине:

  • Дозволит ли графиня незнакомцу иметь счастье танцевать с нею? – произнес испанец почтительно, прижав к груди берет...Но ... Танцы разлучили их, и им во все время не удалось сказать друг другу ничего, кроме самых обыкновенных вещей. Кадриль восхитил всех; игроки бросили карты, домино и шахматы; все стеснилось в любопытный круг около танцующих, и отовсюду слышалось: "Ах, как они милы! Ах, как это красиво!" Особенно графиня и кавалер ее казались созданными, чтобы возвысить искусство и красоту один другого. Победа осталась за ними...

Провожаю графиню на место, посреди ропота зависти, испанец снова просил "осчастливить" его на попурри - и снова получил согласие. Попурри и котильон - роковые танцы для незнаковым между собою. Они назывались двухчасовою женитьбою, потому что каждая пара испытывает в них все выгоды и невыгоды брачного состояния.

Зато как осторожны дамы в выборе кавалеров на котильон! Все пружины миниатюрной их политики пущены в игру заранее, чтобы заставить себя "ангажировать" тем, кого любят они слушать или хотят заставить слушаться.


А.С.Пушкин «Арап Петра Великого»


Ибрагим, отдавая должное государственной ассамблее, дождавшись Корсакова отправился в путь. Их ожидали в Зимнем дворце.

«В это время толстый господин объявил, что танцы начались, - и тотчас ушел, за ним последовало множество гостей, в том числе и Корсаков. Неожиданное зрелище его поразило. Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы ещё ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, так опять прямо, опять направо и так далее.

Корсаков , смотря на сие зрелище, таращил глаза и кусал себе губы. Приседания и поклоны продолжались около получаса, наконец, они прекратились, и толстый господин провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт.

Корсаков обрадовался и приготовился блеснуть!»


А это произведение нам подсказал учитель литературы.

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Долго спорили у костра Павел и Крамер о том, что человек вправе находиться там, где хочет, где считает нужным: и только поэтому на следующий день Павки возле костра не было:

... На задке тачанки, заломив фуражку на самый затылок, терзал гармонь здоровенный буденовец. И она у него рявкала, сбиваясь с такта, и в кругу сбивался с сума шедшего гопака разудалый кавалерист в необъятных красных галифе. Неожиданно появился Павел и, взяв гармонь, заиграл «яблочко»:

... На лету подхватил знакомый мотив Топтало. И, взмахнув руками, словно птица, понесся по кругу, выкидывая невероятные кренделя, ухарски шлепая себя по голенищам, по коленям, по затылку, по лбу, оглушительно ладонью по подошве и, наконец, по раскрытому рту.

А гармонь подгоняла, подхлестывала в буйном, хмельном ритме, и Топтало завертелся, словно волчек, по кругу, выкидывая ноги, задыхаясь:

  • их, ах, их.ах!


Разумеется, здесь упомянуты не все произведения, в которых встречаются описания танцующих героев, их чувства во время танца, хореографические термины.

По завершении этой части исследовательской работы мы составили

Краткое описание танцевальных терминов для нетанцующих читателей:

Балет - вид сценического искусства.

Вальс – король танцев, бальный танец, основанный на плавном кружении парами. Название танца происходит от немецкого слова «Walzen», что означает «кружиться». Музыкальный размер ¾ Темп обычно быстрый или умеренно быстрый. Появился во второй половине XVIII в. в В XIX в. и распространился по всей Европе. Вальс получил также распространение в музыкальном театре и приобрел самостоятельную жизнь в виде фортепианной или оркестровой пьес, а так же как основу романса, арии. Вальс продолжает сохранять популярность уже на протяжении трех столетий.

Котильон - французский бальный танец XVIII- Х1Хв. Музыкальный размер и темп переменные. Первоначально состоял из одной фигуры, танец-игра, шаловливый и непринужденный. К началу XIX столетия превратился в большой танец, состоящий из нескольких танцевальных частей, в Котильон могут входить фигуры Вальса. Мазурки, Кадрили любых других, а также бальные игры. Котильон исполнялся всеми участниками, как правило, в конце бала.

Кадриль - народный и бальный парный танец.

Мазурка польский (изначально народный) бальный танец, от названия жителей Мазовии «мазуры», у которых впервые появился этот танец. Темп быстрый, часты резкие акценты. В 17 веке мазурка вошла в так называемые «сельские балы» польских крестьян. С 19 в. получила распространение как бальный танец в других странах Европы. Мазурка – середина бала. Исполнялась в 4 пары. Во время этого танца допускаются разговоры.

Полонез - старинный польский танец-шествие степенного торжественного характера. С XVI века получил распространение как придворный танец во Франции и других европейских странах. Танцующие двигались парами мягкими изящными шагами. Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и придворные балы. Танец мог длиться до 30 минут

Русские пляски - массовый народный танец

Яблочко - матросский танец


Приступая к постановочной работе на занятиях нашего танцевального коллектива, мы знакомимся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы дополнительного образования «Хореографическое творчество».

Интеграция таких предметов как литература, хореография и музыка способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развивать тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить искусство и красоту.


Использованные ресурсы:

  1. Андерсен Г.-Х. Волшебный холм. М., 1986. с-386

  2. Бестужев-Марлинский А. Испытание. Повести. М., 1986, глава 3, стр.63

  3. Гофман Э. Щелкунчик. М, 1986, с.475

  4. Давыдов В. Сборник стихов .Русская поэзия XIX – нач. XX в.. М., 1987, с.102

  5. Есенин С . Собр. Соч. в 2-х т., М., 1990, т.2, с.67.

  6. Куприн А. Юнкера. Собр. соч. в 5-ти т., М., 1982, т.5, часть П, гл.ХХШ, стр.185

  7. Куприн А. Юнкера. Собр. соч. в 5-ти т., М., 1982, т.5, часть П, гл.ХХ1, стр. 199-200

  8. Островский Н. Как закалялась сталь. Л.: Художественная литература, 1967, глава 8, стр.145-146

  9. П. Бажов П. Огневушка-поскакушка. Малахитовая шкатулка. Минск, 1979, стр.187.

  10. Перро Ш . Золушка. М. 1986, с.451

  11. Пушкин А.С. Арап Петра Великого. М., 1983, глава 3, с. 226.

  12. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Избранное, М., 1970, глава 1 XX строфа, С. 355

  13. http://soldance.narod.ru/program.html

  14. http://neznaika.pro/essay/364-god-literatury-v-rossii


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературные источники о танцах

Автор: Шебалова Ольга Александровна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема: «Современные бальные танцы - это искусство или спорт?» "
    ["seo_title"] => string(60) "tiema-sovriemiennyie-bal-nyie-tantsy-eto-iskusstvo-ili-sport"
    ["file_id"] => string(6) "150505"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420487786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Занятие музыкально-литературного объединения. Инсценировка сказки народов Среднего Поволжья. Чувашская сказка «Лиса-плясунья»"
    ["seo_title"] => string(139) "zaniatiie-muzykal-no-litieraturnogho-obiedinieniia-instsienirovka-skazki-narodov-sriedniegho-povolzh-ia-chuvashskaia-skazka-lisa-pliasun-ia"
    ["file_id"] => string(6) "258440"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448485431"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тест по музыке 5 класс "МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА""
    ["seo_title"] => string(38) "tiestpomuzykie5klassmuzykailitieratura"
    ["file_id"] => string(6) "278285"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453050201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация к уроку литературного чтения по теме "Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»)" 2 класс.. "
    ["seo_title"] => string(157) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-il-ia-muromiets-liubimyi-narodnyi-boghatyr-otryvok-iz-byliny-il-ia-muromiets-i-sviatoghor-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421995740"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства