kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие музыкально-литературного объединения. Инсценировка сказки народов Среднего Поволжья. Чувашская сказка «Лиса-плясунья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи мероприятия:

1. Образовательные:

сформировать представления у учащихся о фольклоре народов Среднего Поволжья, а именно, чувашского народа;

- познакомить школьников с чувашской сказкой «Лиса-плясунья»;

- дать представление об особенностях чувашского костюма;

- познакомить с основными движениями чувашского женского танца

 - закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

2. Развивающие:

1)  активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения  сопоставлять,   выделять главное;

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

3. Воспитательные:

1) воспитывать нравственную, духовную личность;

2) воспитывать эстетический вкус;

3) воспитывать интерес к предмету.

4) способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Форма проведения внеклассное театрализованное занятие музыкально-литературного объединения.

Методы: историко-культурный, аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод выразительного чтения.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, хореография.

Оборудование:

Кукла Петрушка, ширма; иллюстрации, изображающие чувашский костюм и народные чувашские узоры; элементы  женского чувашского костюма (хушпу, мониста, перевязь-тевет), костюм лисы: маска, хвост; нож, точильный камень, шапка.

Действующие лица театрального представления: Петрушка, Арзюри,  автор, дед, баба, лисица.

Группы детей: оформители: 3 человека; «мастерицы» - 3 человека; хореограф и танцоры: 3 человека.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово

Учитель.

Сказки нравятся всем. Детям и взрослым. И взрослым детям тоже. Поэтому сегодня мы оживим сказку, чтобы каждый узнал про то, как в самой трудном случае можно выпутаться и даже захватить награду за пережитые неприятности.

Вопросы

1) Что в классе вы увидели необычного? (ширма)

2) Где такая ширма может находиться?  (на улице, в аптеке, в музее или в театре такой предмет стоит?)

3) Зачем она там? прятаться? украшать? или и то, и другое? (разыгрывать представление)

Да. Сегодня в нашем классе мы  будем разыгрывать театральное представление. А кто у нас главный эксперт по части театральных постановок?

Петрушка.

Привет девчушки-вертушки, мамочки-болтушки, старушки-стряпушки, ребята ретивые, дедушки ворчливые, учителя красноречивые! Всем привет! Я — Петрушка! Там, где я — там смех и праздник!

Учитель:

Здравствуй, Петрушка. Мы тебя позвали, чтобы сказку показать, да выслушать твоё мнение по поводу представления.

Петрушка.

Что ж. Уважу публику. Побуду в первый раз зрителем, а не исполнителем. И очень строгим ценителем!

И какую же сказку вы мне покажете?

Арзюри.

Говорите: сказка вам  нужна? А в гости к ней только я могу позвать.

Петрушка

Да кто ж ты такой?

Арзюри.

У меня имён много. В русских сказках зовусь леший, в татарских и башкирских – шурале прозываюсь, а в чувашских зовут меня Арзюри.

Учитель.

Не случайно у нас гость из чувашских лесов, ребята. Потому что сегодня мы оживим, выпустим на свободу чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья».

Арзюри.

И как вы это будете делать?

2. Подготовительный этап

Учитель:

1) как оживить сказку? (раздать роли)

Кто является героями этой сказки? (лисица, дед, баба и сказочник)

2)Но это только чёрные буквы на белых листах. Сказка немая. Не звучит (нужно прочитать её по ролям) (выбираются чтецы)

3)Но пока сказка – это мир чёрно-белый.  (нужно раскрасит её, добавить узоры, приготовить костюмы)

4) Мало того, что сказка была цветная и умела говорить, нам нужно научит её ходить и даже танцевать.

Сейчас мы попросим ребят раскрасить сказку и научить её движением народного чувашского танца. Чем займёшься ты, Петрушка?

Петрушка.

А я нарисую афишу к нашей сказке. Ведь любое театральное представление  начинается с неё.

Учитель.

А ты, Азюри, что будешь делать?

Арзюри.

А я перенесу вас в сказочный лес. Ведь главная героиня сказки – лесной житель. Лисица. Хотите посмотреть на лисицу – притворитесь лесными зверями. (раздаёт маски животных)

Учитель.

А пока предлагаю нашим гостям заглянуть в творческие мастерские и узнать, как продвигается работа.

1 группа.

1 подготовленный ученик. Чувашия – край ста тысяч вышивок. Чувашский старинный орнамент – это узоры, которые несут символическое значение. Крестики – люди (знаки жизни), треугольники – горы, волнистые линии - вода. Две параллельные линии – земля. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символ солнца. И цвета имели свои символические значения. Часто встречается в одежде чуваш белый цвет – цвет мудрости и правдивости – и красный, олицетворяющий жизнь, источник счастья, радости. Жёлтый  - свет, тепло. Зелёный – растения. Синий – небосвод.

2 ученик читает стихотворение:

Вышивает белый холст до зари,

Словно лучики звёзд, - посмотри!

Красный шёлк – любовь, кровь и слова.

Шёлк зелёный – мир дубрав и трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте.

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней:

Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

3 подготовленный ученик рассказывает о деталях чувашского костюма.

Особенностью женского чувашского костюма можно назвать наличие большого количества монет. Монеты нашивались на женский головной убор – хушпу, из монет делались мониста, нагрудная перевязь – тевет так же украшалась монетами. Общее количество монет могло доходит до двух-трёх килограммов. Мелодичный звон висящих деталей при движении, при исполнении танца складывался в красивую музыку.

Учитель.

А в чём же особенность чувашского танца?

3 рассказывает об особенностях чувашского танца.

 Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем  в ладоши.

Предки чуваш считали, что мир создаётся птицам. Когда рождался ребёнок, чуваши говорили: «Прилетела новая птица». И первое движение, которое мы разучим, будет похоже на взмахи крыльями. (ведущий показывает движения руками: попеременное взмахивание правой и левой рукой в стороны, двумя руками перед собой и др.)

Руки не должны были подниматься выше уровня глаз.

Разучим основные положения ног.

Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. При танце ноги от пола почти не отрываются. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводит мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку.

Разучим чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой и шаг с припаданием на одну ногу.

Припрыгивание, не отрываясь от пола.  Руки можно держать за спиной, а можно слегка развести в стороны. Ладони при этом горизонтально полу.

Следующее движение напоминает плывущую уточку. Сгибаем ногу в колене и показываем пяточку.

Учитель.

Значит, танец в спектакле у нас будет.

А афиша готова? А артисты нарядились? Ну тогда, Арзюри, позволишь начать сказку?

Арзюри (Хозяин леса хлопает в ладоши, топает и говорит):

Пусть будет дом, где был ваш класс, пусть глядят звери  и Петрушка на ваш рассказ

Кто скажет "Слушать не хочу", того возьму, защекочу.

3. Инсценировка сказки.

4. Итоги

Учитель.

Ну что скажете, гости дорогие? Понравилось представление?

Арзюри

А вот спросим у лесных жителей.

Учитель:

1) Похожа эта сказка на русские народные? Чем? (вид сказки – сказка о животных, героиня –лиса такая же хитрая.

2) Какому персонажу вы симпатизируете?

3) Как относитесь к деду и бабке?

4) А чем эта сказка отличается от русских народных?

5) Довольны ли вы финалом сказки?

Ну раз звери довольны, то и мне хорошо. Значит, пора мне возвращаться в свой лес.

 (Хозяин леса хлопает в ладоши, топает и говорит):

Пусть будет класс, где был ваш дом, пусть ученики будут в нём (школьники снимают маски).

Учитель

А что ты скажешь, Петрушка?

Петрушка:

А скажу, что лисица-хитрюга. И сама спаслась, и добро деда и бабы прихватила

Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

Учитель благодарит за представление и предлагает гостям музыкальный подарок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие музыкально-литературного объединения. Инсценировка сказки народов Среднего Поволжья. Чувашская сказка «Лиса-плясунья»»

Занятие музыкально-литературного объединения.

Инсценировка сказки народов Среднего Поволжья.

Чувашская сказка «Лиса-плясунья»

Цели и задачи мероприятия:


1. Образовательные:

сформировать представления у учащихся о фольклоре народов Среднего Поволжья, а именно, чувашского народа;

- познакомить школьников с чувашской сказкой «Лиса-плясунья»;

- дать представление об особенностях чувашского костюма;

- познакомить с основными движениями чувашского женского танца

- закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;


2. Развивающие:

1) активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное;

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).


3. Воспитательные:

1) воспитывать нравственную, духовную личность;

2) воспитывать эстетический вкус;

3) воспитывать интерес к предмету.

4) способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.


Форма проведения внеклассное театрализованное занятие музыкально-литературного объединения.


Методы: историко-культурный, аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод выразительного чтения.


Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, хореография.


Оборудование:

Кукла Петрушка, ширма; иллюстрации, изображающие чувашский костюм и народные чувашские узоры; элементы женского чувашского костюма (хушпу, мониста, перевязь-тевет), костюм лисы: маска, хвост; нож, точильный камень, шапка.


Действующие лица театрального представления: Петрушка, Арзюри, автор, дед, баба, лисица.


Группы детей: оформители: 3 человека; «мастерицы» - 3 человека; хореограф и танцоры: 3 человека.


Ход мероприятия:

1. Вступительное слово

Учитель.

Сказки нравятся всем. Детям и взрослым. И взрослым детям тоже. Поэтому сегодня мы оживим сказку, чтобы каждый узнал про то, как в самой трудном случае можно выпутаться и даже захватить награду за пережитые неприятности.

Вопросы

1) Что в классе вы увидели необычного? (ширма)

2) Где такая ширма может находиться? (на улице, в аптеке, в музее или в театре такой предмет стоит?)

3) Зачем она там? прятаться? украшать? или и то, и другое? (разыгрывать представление)

Да. Сегодня в нашем классе мы будем разыгрывать театральное представление. А кто у нас главный эксперт по части театральных постановок?

Петрушка.

Привет девчушки-вертушки, мамочки-болтушки, старушки-стряпушки, ребята ретивые, дедушки ворчливые, учителя красноречивые! Всем привет! Я — Петрушка! Там, где я — там смех и праздник!

Учитель:

Здравствуй, Петрушка. Мы тебя позвали, чтобы сказку показать, да выслушать твоё мнение по поводу представления.

Петрушка.

Что ж. Уважу публику. Побуду в первый раз зрителем, а не исполнителем. И очень строгим ценителем!

И какую же сказку вы мне покажете?

Арзюри.

Говорите: сказка вам нужна? А в гости к ней только я могу позвать.

Петрушка

Да кто ж ты такой?

Арзюри.

У меня имён много. В русских сказках зовусь леший, в татарских и башкирских – шурале прозываюсь, а в чувашских зовут меня Арзюри.

Учитель.

Не случайно у нас гость из чувашских лесов, ребята. Потому что сегодня мы оживим, выпустим на свободу чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья».

Арзюри.

И как вы это будете делать?

2. Подготовительный этап

Учитель:

1) как оживить сказку? (раздать роли)

Кто является героями этой сказки? (лисица, дед, баба и сказочник)

2)Но это только чёрные буквы на белых листах. Сказка немая. Не звучит (нужно прочитать её по ролям) (выбираются чтецы)

3)Но пока сказка – это мир чёрно-белый. (нужно раскрасит её, добавить узоры, приготовить костюмы)

4) Мало того, что сказка была цветная и умела говорить, нам нужно научит её ходить и даже танцевать.

Сейчас мы попросим ребят раскрасить сказку и научить её движением народного чувашского танца. Чем займёшься ты, Петрушка?

Петрушка.

А я нарисую афишу к нашей сказке. Ведь любое театральное представление начинается с неё.

Учитель.

А ты, Азюри, что будешь делать??

Арзюри.

А я перенесу вас в сказочный лес. Ведь главная героиня сказки – лесной житель. Лисица. Хотите посмотреть на лисицу – притворитесь лесными зверями. (раздаёт маски животных)

Учитель.

А пока предлагаю нашим гостям заглянуть в творческие мастерские и узнать, как продвигается работа.

1 группа.

1 подготовленный ученик. Чувашия – край ста тысяч вышивок. Чувашский старинный орнамент – это узоры, которые несут символическое значение. Крестики – люди (знаки жизни), треугольники – горы, волнистые линии - вода. Две параллельные линии – земля. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символ солнца. И цвета имели свои символические значения. Часто встречается в одежде чуваш белый цвет – цвет мудрости и правдивости – и красный, олицетворяющий жизнь, источник счастья, радости. Жёлтый - свет, тепло. Зелёный – растения. Синий – небосвод.

2 ученик читает стихотворение:

Вышивает белый холст до зари,

Словно лучики звёзд, - посмотри!

Красный шёлк – любовь, кровь и слова.

Шёлк зелёный – мир дубрав и трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте.

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней:

Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

3 подготовленный ученик рассказывает о деталях чувашского костюма.

Особенностью женского чувашского костюма можно назвать наличие большого количества монет. Монеты нашивались на женский головной убор – хушпу, из монет делались мониста, нагрудная перевязь – тевет так же украшалась монетами. Общее количество монет могло доходит до двух-трёх килограммов. Мелодичный звон висящих деталей при движении, при исполнении танца складывался в красивую музыку.

Учитель.

А в чём же особенность чувашского танца?

3 рассказывает об особенностях чувашского танца.

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши.

Предки чуваш считали, что мир создаётся птицам. Когда рождался ребёнок, чуваши говорили: «Прилетела новая птица». И первое движение, которое мы разучим, будет похоже на взмахи крыльями. (ведущий показывает движения руками: попеременное взмахивание правой и левой рукой в стороны, двумя руками перед собой и др.)

Руки не должны были подниматься выше уровня глаз.

Разучим основные положения ног.

Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. При танце ноги от пола почти не отрываются. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводит мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку.

Разучим чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой и шаг с припаданием на одну ногу.

Припрыгивание, не отрываясь от пола. Руки можно держать за спиной, а можно слегка развести в стороны. Ладони при этом горизонтально полу.

Следующее движение напоминает плывущую уточку. Сгибаем ногу в колене и показываем пяточку.

Учитель.

Значит, танец в спектакле у нас будет.

А афиша готова? А артисты нарядились? Ну тогда, Арзюри, позволишь начать сказку?

Арзюри (Хозяин леса хлопает в ладоши, топает и говорит):

Пусть будет дом, где был ваш класс, пусть глядят звери и Петрушка на ваш рассказ

Кто скажет "Слушать не хочу", того возьму, защекочу.

3. Инсценировка сказки.

4. Итоги

Учитель.

Ну что скажете, гости дорогие? Понравилось представление?

Арзюри

А вот спросим у лесных жителей.

Учитель:

1) Похожа эта сказка на русские народные? Чем? (вид сказки – сказка о животных, героиня –лиса такая же хитрая.

2) Какому персонажу вы симпатизируете?

3) Как относитесь к деду и бабке?

4) А чем эта сказка отличается от русских народных?

5) Довольны ли вы финалом сказки?

Ну раз звери довольны, то и мне хорошо. Значит, пора мне возвращаться в свой лес.

(Хозяин леса хлопает в ладоши, топает и говорит):

Пусть будет класс, где был ваш дом, пусть ученики будут в нём (школьники снимают маски).

Учитель

А что ты скажешь, Петрушка?

Петрушка:

А скажу, что лисица-хитрюга. И сама спаслась, и добро деда и бабы прихватила

Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

Учитель благодарит за представление и предлагает гостям музыкальный подарок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Еленец Снежана Николаевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства