помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предпола- гает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Обратим внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педаго- гом не о преобразовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных
в нем изначально.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «за-
ложить в ребенке механизмы сомореализации, саморазвития, адаптации, само-
регуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становле- ния самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людь-
ми, природой, культурой, цивилизацией».
Содержание личностно ориенитрованного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека,
то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобо-
да и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, само-
стоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, само-
определение и творчество. Содержание личностно ориентированного образова-
ния призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для
себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения,
открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предпола- гает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Обратим внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педаго- гом не о преобразовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных
в нем изначально.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «за-
ложить в ребенке механизмы сомореализации, саморазвития, адаптации, само-
регуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становле- ния самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людь-
ми, природой, культурой, цивилизацией».
Содержание личностно ориенитрованного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека,
то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобо-
да и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, само-
стоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, само-
определение и творчество. Содержание личностно ориентированного образова-
ния призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для
себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения,
открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
-оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим с помощью адекватных средств;
-отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно ориентированного образования должно включать в себя следующие компоненты:
-аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);
-когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о чело- веке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
-деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
-личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и
самоопределения, формирования жизненной позиции).
При безусловной значимости каждого из приведенных компонентов необ- ходимо подчеркнуть, что системообразующим среди них является личност- ный компонент. И в этом существенное отличие от традиционного подхода к образованию, согласно которому приоритетным считался когнитивный компо- нент.
Традиционно именно ученик определяется как объект образования. Сравнительно давно декларируется необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса. Но реаль-
ный переход от объект-субъектных к субъект-субъектным отношениям в обра- зовании до сих пор как в теории, так и на практике, остается проблемой.
Обычно субъектность ученика раскрывается в том, что он является субъек-
том образовательной деятельности , при этом образовательная деятельность
отождествляется с педагогической. Иначе говоря, ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями и т.д. В какой-то степени это правильно,
ученик может быть субъектом педагогической деятельности, но в большей мере
это относится лишь к его участию в педагогическом процессе (самоконтроль,
взаимоконтроль, взаимообучение, анализ высказываний товарищей, работа с учащимися младших классов и др.) Ученик является субъектом своего поведе-
ния в образовательной ситуации уже в силу того, что имеет активное начало. свою позицию, свой неповторимый индивидуальный опыт познания, пережива-
ний, отношения и действий.
Субъектность позиции ученика- достаточно сложное понятие уже в силу того. что ученик является участником многих видов деятельности, и не обязате-
льно педагогической. Когда мы имеем дело с образовательной ситуацией, ситуацией взаимодействия педагога и учащегося, понятие субъекта требует уточнения. По мнению С.Д.Полякова, может быть принято такое различение:
-учащийся как субъект своей жизнедеятельности (от рождения до наступив- шего для него возраста). Этот вид развивается практически независимо от педагога;
-учащийся как субъект деятельности и общения, складывающийся в образо-
вательной ситуации. Эта субъектность нарастает по мере освоения учеником приемов, способов, условий учебной деятельности. Позиция и действия педаго-
га, направленные на организацию совместной по форме и индивидуальной по направленности деятельности в ходе образовательного процесса, может способ- ствовать развитию этого вида субъектности или тормозить его.
-учащийся как субъект обучения, воспитания, образования в целом. Включа-
ет в себя четыре формы (субъект витального отношения к миру, субъект пред- метного отношения, субъект общения, субъект самопознания).
Иначе говоря, развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обре- тает круг значимых других людей и проявляет себя перед самим собой.
Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет
создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе об- разовательной деятельности. Можно выделить несколько групп таких условий:
1.Межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении- педагогами,
одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа фор-мирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т.д.).
2.Направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь
важным являются приоритетные методы преподавания (учения, ориентация на коллективные /индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.
4.Материальные условия реализации образовательного процесса (степень
комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной лите- ратуры, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно- гигиенических требований и др.).
Подчеркнем, что личностно ориентированными можно считать в образова- нии лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосред- ственно соотносятся с личностным развитием учащихся, а также других участ-
ников образовательного процесса. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностноеразвитие учащихся и других участников образователь- ного процесса.
В основе личностно ориентированного обучения лежит признание инди-
видуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллек-
тивного субъекта», но прежде всего, как индивида, наделенного своим непов-
торимым субъективным опытом.
Образование- это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
И.С.Якиманская отмечает, что, исходя из специфики личностно ориентиро- ванной системы обучения, качество знаний учащихся зависит не только от организации урока, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса.
Рассматривая личностно ориентированную модель обучения, можно существенно по- новому и более конкретно определить сущность педагогичес- кой деятельности.
Педагогическими в собственном смысле слова являются такие действия
учителя, когда им целенаправленно создаются условия, ставящие ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемого учителем.
Следовательно, в личностно ориентированном образовании предполага- ется иная позиция педагога.
Что стараюсь использовать на уроках я?
-Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятель- ности, позволяющих раскрыть опыт учащихся.
-Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
-Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
-Использовать на уроках дидактический материал, уровневые задания, тесты,
контрольные вопросы.
-Поощрять стремления ученика предлагать свой способ работы (решение
задач), анализировать в ходе работы разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать
оригинальные.
-Применять задания,позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
-Создавать педагогические ситуации общения, позволяющих каждому уче-
нику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоя- тельность, избирательность к способам работы.
-Обсуждать с детьми в конце урока не только того, что мы «узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.
-При опросе на уроке анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить
разнообразные способы дополнения заданий.
-Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Урок- та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскры-
ваются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская
функция).
Учитель- фасилитатор- это учитель, способствующий ученику в усвое-
нии и освоении нового. Учитель- фасилитатор строит свои взаимоотно- шения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.