Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированное образование включает следущие подходы:
1. разноуровневый;
2. дефференцированный;
3. индивидуальный;
4. субъективно-личностный.
Технологический фрсенал личностно-ориентированного подхода:
деятельно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Просмотр содержимого презентации
«Лич-ориен.подход на ур. ф»
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности .
- разноуровневый;
- дифференцированный;
- индивидуальный;
- субъективно-личностный.
- деятельно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального
развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого
пространства, свободы для принятия
самостоятельных решений, творчества, выбора
содержания и способов учения и поведения.
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
- Игровые технологии
- Технологии развивающего обучения
- Проблемное обучение
- Технология уровневой дифференциации
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов)
- Технология «Педагогические мастерские»
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
- в округ ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал;
- о бучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого нужно, например, предусматривать в в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
- большое внимание уделять качественным задачам;
- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
- расширять спектр личностного выбора ученика;
- способствовать развитию позитивной «Я - концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности
- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний
- Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.
- Реализация определенной последовательности основных этапов урока.
- Проверка того, как достигается цели.
- Подведение итогов, настрой учащихся
на будущее использование знаний.
- Степанов Е.Н.,Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –М.: ТЦ Сфера,2002.-160с. 2.Физика в школе // №4 2003г. с.59-70
3.Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. М, 2000.
4.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе,
М.-1996г.
5.Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы,
1998. - № 2.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
/ Под ред. Е.С. Полат М , 1999. с 223.
7. Личностно-ориентированный подход в обучении физике, Копылова О.Е.