kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мейер Елена Владимировна
КГУ «Экономический лицей» государственного учреждения  "Отдел образования города Семей Восточно- Казахстанской области"
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
         Каждый творчески работающий педагог стремится провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет право высказать свою точку зрения  по изучаемой проблеме, проявить собственные способности, интересы, самостоятельность, свободу выбора в способах работы, ощутить атмосферу сотворчества, почувствовать необходимость и важность преподаваемого предмета и пережить успех вместе с учащимися.
        Важную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков играет изучение и использование в практике особенностей и различных возможностей личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования «Развитие монологической речи учащихся в процессе использования личностно-ориентированных технологий».
        Известно, основным требованием к личностно-ориентированному уроку является создание условий для познавательной активности учащихся. [1]
Средства, методы и приёмы, которые способствуют ситуации успеха, учитель должен отработать и отобрать сам, используя знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств школьников, уровень подготовки класса,  свою профессиональную компетентность, педагогическую интуицию и творческий подход.
        Неотъемлемым правилом методически продуманного успешного урока является мотивация ученической деятельности. Лицеисты должны чётко понимать: для чего они изучают тот или иной материал, представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При построении урока, по возможности, при помощи наводящих вопросов, при выполнении дифференцированных заданий подвожу учащихся к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, после объявления темы занятия учитель интересуется:
- Как вы думаете, почему данная тема звучит таким образом?
- О чём, по-вашему,  пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Какие задачи вы должны решить?
- Где будут нам нужны знания, полученные на  уроке?
         Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет четким: изучаемый материал важен для  учащихся. Поэтому они проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и заинтересованно. Рефлексия предполагает обсуждение с детьми не только того, что узнали, но и того, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить.
          Важным аспектом личностно - ориентированного урока считаем опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик "прочувствует", пронесет её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения  зримым, ясным.
    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ". »

Мейер Елена Владимировна

КГУ «Экономический лицей» государственного учреждения "Отдел образования города Семей Восточно- Казахстанской области"

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Каждый творчески работающий педагог стремится провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет право высказать свою точку зрения по изучаемой проблеме, проявить собственные способности, интересы, самостоятельность, свободу выбора в способах работы, ощутить атмосферу сотворчества, почувствовать необходимость и важность преподаваемого предмета и пережить успех вместе с учащимися.

Важную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков играет изучение и использование в практике особенностей и различных возможностей личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования «Развитие монологической речи учащихся в процессе использования личностно-ориентированных технологий».

Известно, основным требованием к личностно-ориентированному уроку является создание условий для познавательной активности учащихся. [1]

Средства, методы и приёмы, которые способствуют ситуации успеха, учитель должен отработать и отобрать сам, используя знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств школьников, уровень подготовки класса, свою профессиональную компетентность, педагогическую интуицию и творческий подход.

Неотъемлемым правилом методически продуманного успешного урока является мотивация ученической деятельности. Лицеисты должны чётко понимать: для чего они изучают тот или иной материал, представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При построении урока, по возможности, при помощи наводящих вопросов, при выполнении дифференцированных заданий подвожу учащихся к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, после объявления темы занятия учитель интересуется:

- Как вы думаете, почему данная тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Какие задачи вы должны решить?

- Где будут нам нужны знания, полученные на уроке?

Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет четким: изучаемый материал важен для учащихся. Поэтому они проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и заинтересованно. Рефлексия предполагает обсуждение с детьми не только того, что узнали, но и того, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить.

Важным аспектом личностно - ориентированного урока считаем опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик "прочувствует", пронесет её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работая над текстом стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» в 10 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь лицеистам почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения учитель спрашивает:

- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдет речь?

После прочтения предполагается работа над вопросами:

В чём сила убеждения Бунина?

Назовите опорные слова, создающие пейзаж, атмосферу стихотворения. Как развивается мотив одиночества в тексте, как меняются настроение и интонации лирического героя? Какие бытовые детали преображаются в поэтические, почти символические образы? Каков их смысл? Какие слова, выражения звучат не как поэтические, а как прозаические строки? Есть ли в стихотворении сюжет и герои? В чём своеобразие финала? Что роднит это стихотворение с прозой и что отличает от неё?

Что вы чувствовали, переживали?

А затем предлагает проследить, как в стихотворении «Одиночество» поэт решает вопросы единства человека и природы:

Что его роднит со стихотворением «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»?

Какие образы стихотворения вас удивили и почему?

Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив...”.

Большие возможности для развития познавательной активности лицеистов, формирования устойчивого интереса к предмету предполагает очень востребованная сегодня технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания каждого учащегося. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся "примеряют" различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, журналистов, редакторов, экспертов и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают в группе план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах постоянного или сменного состава воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе учитель предлагает дифференцированные. Использует богатые возможности групповой или дифференцированной работы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Чаще всего это повторительно-обобщающие уроки.

На уроке русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о вводных конструкциях" для проверки, умеют ли они ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями, было предложено из данного учителем текста выбрать только те предложения, которые содержат данные конструкции, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество её выполнения у членов своей группы из 4 человек, а потом результаты выполненного задания обсуждались в группе.

На следующем этапе урока, работая над другим текстом, учащиеся пронаблюдали за ролью слов-паразитов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без слов-паразитов, пытаясь определить, что приобретает при этом текст, какую роль играют слова-сорняки в нём. Другие учащиеся наблюдали за тем, как вводные слова употребляются в одном предложении, отчего зависит их использование в тексте. Затем пары обменивались тетрадями и оценивали работу в парах, обсуждали выполненные задания.

В данном случае групповая работа развивает культуру речи и пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

Часто учитель использует работу в парах постоянного и сменного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока.

На уроках изучения нового использую приём совместного поиска в группах "что мы об этом знаем?". Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе их обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос.

Особое предпочтение отдаём урокам литературы, посвящённым анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам). Приобщение к художественному слову помогает понять и уяснить глубину содержания авторской мысли, дать правильную оценку героям, их поступкам, нарисовать их словесный портрет, а самое главное, научить внимательно и вдумчиво читать и интерпретировать прочитанное произведение.

Всегда тщательно подбираем вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать своё мнение, в дискуссии отстаивать истину. Стараемся ставить ребят в ситуации, которые требуют выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос. На одном из уроков литературы приглашаю восьмиклассников вместе разобраться, чему учит нас рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро», поучительная история героев Яшки и Володи.

Спрашиваем у ребят:

- Почему Яшка чувствует себя героем в деревне, в которой живет?

- Найдите в тексте, что поразило вас, какие поступки заставили по-другому посмотреть на героев и их характер? Можно ли, услышав слова Яшки, не видя и не зная этого героя, догадаться, какой он?

- За что не любил Володю Яшка?

  • А так ли уж важно для человека уметь любить людей?

- Всякий ли человек способен на подвиг?

Вместе с детьми приходим к выводу, что любовь делает человека крылатым, способным воспарить над обыденной жизнью, даёт ему возможность мечтать о чём-то романтическом, возвышенном, быть восприимчивым к чужой боли и радости. Именно таким был Яшка. Потому и смог он спасти тонувшего друга.

Учащиеся впервые для себя делают открытие: подвиги человек совершает, не думая о славе.

На таких уроках групповая и парная работа особенно эффективна: она позволяет учащимся глубоко погрузиться в текст, самостоятельно провести исследование, по-своему прочитать и осмыслить прочитанное.[2] Учащиеся учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат.

В практике работы используем интерактивную форму обучения - диалоговую форму процесса познания. Для конструктивного общения нужно умение общаться. С помощью диалога ребята анализируют различные ситуации речевого общения, вырабатывая правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия:

необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации;

важно умение интересно и грамотно говорить, так же умение слушать;

если ты не согласен с мнением товарища или учителя, выслушай, а затем высказывай свою точку зрения;

критикуй идеи, взгляды, а не личности.

На уроках литературы часто учитель даёт ребятам индивидуальные опережающие задания, представляющие собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы по тексту изучаемого произведения, которые предполагают работу с критической литературой, формируют умение логически мыслить, сопоставлять различные факты, делать выводы, строить своё выступление так, чтобы заинтересовать слушателей. Учитель не ограничивает свободу учащихся: они могут высказывать любые гипотезы, самые необычные и смелые идеи, мысли, отстаивать свои мнения в диалоге.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно - ориентированного урока русского языка и литературы уделяем работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика: саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли, устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Сегодня основная функция языка коммуникативная: наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение.[3] Подготовка учащихся к написанию сочинения - работа сложная, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю её с подготовки сложного плана к сочинению, поддерживая стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как лицеисты познакомились с понятиями "тема", "основная мысль сочинения", узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаем их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно используем на каком-либо этапе практически каждого урока русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям, потому что им гораздо легче писать и говорить о том, что они видели, наблюдали, хорошо знают.

На уроках литературы постепенно приобщаем учеников к литературоведческому анализу: иначе они не смогут постигнуть классические произведения, предлагаемые им программой, проанализировать их.

С 8 класса начинается работа по подготовке к написанию сочинений. Именно тогда важна индивидуальная работа с учащимися, проявляющими творческие способности. Очень бережно отношение к любой творческой работе ученика, проверяя её неоднократно в черновом варианте, вместе с учеником читаю её несколько раз после каждой переделки, советую, а не заставляю что-то ис-править, стараюсь показать огромные выразительные возможности нашего языка. Только после такой кропотливой работы над сочинением ребята начинают понимать сложность творчества и в то же время ощущают вкус к сочинительству. Самостоятельно написанное сочинение - достойная награда учителю за усилия и упорный труд, без которых любые врождённые способности могут просто-напросто погибнуть, так и не развившись.

Если учитель добился обстановки доброжелательности, учащиеся не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания, поделятся сомнениями. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.



Список литературы.

1 Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. – 2003. - №6

2Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с

3http://www.allbest.ru/


REFERENCES.

1 Yakimanskaya I.S. The Development of the Technologies of the Learner-Centered Teaching. The head master of the school.-2003.-№ 6

2 Yakimanskaya I.S. Learner-Centered Teaching in Modern School. – M.:September, 1999. – 96 p.

3 http://www.allbest.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мейер Елена Владимировна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства