kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Круглый стол педагогов "Пути эффективного учебного взаимодействия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию у  педагогов установки на эффективное взаимодействие  в ходе образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол педагогов "Пути эффективного учебного взаимодействия"»

Круглый стол с педагогами среднего и старшего звена

МАОУ СОШ №56

Тема:

«Пути эффективного учебного взаимодействия»

Цель: способствовать формированию у педагогов установки на эффективное взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Задачи:

  • Апробировать способы регуляции поведения учителя;

  • Проанализировать результаты анкетирования учащихся 5-11 классов школы «Учитель моими глазами»;

  • Презентовать типологию учителей;

  • Выявить приёмы работы на уроке, способствующие эффективному взаимодействию учителя и учащихся;

  • Способствовать совершенствованию аналитических навыков учителей.

План мероприятия:

  • 1. Актуальность

  • 2. Блок «Педагог-педагог»

А) понятийный аппарат;

Б) пути эффективного взаимодействия учителей;

  • 3. Блок «Педагог – ученик»:

А) пути эффективного взаимодействия учителя и учащихся;

  • 4. Кодекс учителя;

  • 5. Работа в группах;

  • 6. Принятие решения.

Часть 1.

ФГОС ООО ориентирован, прежде всего, на организацию субъект-субъектных (S-S) взаимодействий, в которых и учитель, и ученик являются субъектами, сотрудниками в совместной познавательной деятельности. Субъект во взаимодействии в целом - носитель активных действий, источник воздействия. Учебное взаимодействие реализуется в первую очередь в урочной деятельности. Продуктивность учебного взаимодействия характеризуется выстроенной системой целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся, основанной на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущей к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований субъектов взаимодействия.

Часть 2. «Педагог- педагог» (познавательное взаимодействие)

Ведущей целью познавательного взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Взаимодействие педагогов как участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач.

Взаимоотношения в коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, личного примера руководителя, сознательности, чувства долга, убеждений и мировоззрения. Познавательное диалогическое взаимодействие между педагогами строится на личностном равенстве субъект-субъектных отношений. Для этих отношений характерно:

        • Центрация не только на своих по­требностях, но и на потребностях коллег-педагогов, их конвергенциях;

        • Накопление потенциала согласия, сотрудничества. Свобода дискус­сии, передача норм и  знаний, как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмыс­ления;

        • Стремление к творчеству, личному и профессиональному росту,  импровизационность, эксперимен­тирование.

Результатом оптимально организованного и выстроенного познавательного взаимодействия в рамках профессионального становления педагогов является:

1. Самоуправление и контроль  за поведением, формирование качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению.

2. Координация поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.

3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их взглядам, убеждениям, мнениям.

4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, попытаться понять, что движет другим человеком.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию.

Часть 3. «Педагог– ученик» (учебное взаимодействие)

Предлагаем обратиться к процессу педагогического взаимодействия «Педагог– ученик» и остановиться на способах и приемах, помогающих строить эффективную работу с учащимися. Надо заметить, что учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и класса в целом. При этом отбор осуществляется с учетом трех основных сфер воздействия:

  • Урок

  • Воспитательное дело

  • Индивидуальная беседа.

Для эффективного взаимодействия с учащимися педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:

1. Урок должен быть освобождён от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога. Приёмы:

  • Начало урока: «Добрый день, ребята! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами».

  • Актуализация: объяснение актуальности через жизненный пример.

2. Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению. Примеры - установки:

  • Опрос-выяснение позиции или мнения по проблеме: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».

  • Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».

  • Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится», «Я уверен, вы с этим справитесь и справитесь хорошо».

  • Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…», «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали всю четверть».

  • Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…»

  • Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорной для ребенка в исполнении заданного): «Тут главное, как ты помнишь…».

  • Оценивание (акцент на детали): «Особенно удалось вам вот это…», «Вот эта часть неплохо…». Фактически полученная отметка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе; устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям обучающегося, то во взаимоотношениях в системе «педагог - ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Вероятно, критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы учащихся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки. С другой стороны, ученики четко фиксируют зависимость отношений учителей к ученикам от оценок, отмечая тот факт, что оценки отчасти влияют на это отношение, а большая часть учеников полагает, что оценки значительно определяют отношение.

  • Ситуация неуспеха (данную методику может применять только профессионал): «Все как прежде. Ни шагу вперед. Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…»

3. Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:

  • Контрольная/самостоятельная работа: автономность и изолированность каждого ученика с целью его индивидуальной сосредоточенности.

  • Контроль домашнего задания/учитель сидит с детьми, он среди слушателей.

  • Решение учебной задачи: учитель в стороне направляет дискуссию.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и въесться в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей делать себе определенную установку.

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом - умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

ЧАСТЬ 4. ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Коллеги, предлагаю вам обратить внимание на памятки у вас на столах. Вам дается пять минут на ознакомление с ними. Просьба по ходу чтения выделить из предложенного те пункты, которые свойственны вам как учителю, и те, которые наблюдаются в вашей деятельности редко или вообще для вас не характерны.

Задание №1. А сейчас, опираясь на памятки, материал круглого стола и свой опыт работы, в группе выработайте кодекс поведения для педагога нашей школы, состоящий из пяти пунктов. При этом учтите, что он должен быть ориентирован на взаимоотношения «педагог - ученик». Будьте готовы презентовать результаты своей работы.

Задания №2.

  1. Составьте список приемов и форм работы, которые поднимают ваше настроение.

  2. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность и усталость.

  3. «Одна фраза». Предлагается в одном предложении сформулировать установку на работу.

Задания №3.

  • Предлагаю вам выбрать и назвать одного из учеников своего класса, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.

  • Педагогам предлагается подумать и рассказать, чему они учатся, работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.

  • Принимая во внимание тот факт, что урок является центральной формой взаимодействия учителя и ученика, я предлагаю вам рассмотреть типичные ситуации, которые могут иметь место на уроке, на которых между учителем и учеником вышло разногласие, трение и т. д. по вине учителя, или ученика, или группы учащихся, или всего класса в целом, или с обеих сторон.













Ситуация

Степень вины сторон

Пути решения проблемы

Пути предупреждения проблемы

Учитель вызывает ученика к доске. Тот пререкается, отказывается выходить.




Ученик входит в класс, извиняясь за опоздание. Учитель не пускает его в класс, отправляя ученика туда, где он задержался.




Учитель ведет урок. Учащиеся не слушают материал, разговаривают, переписываются, зная что учитель не повысит голоса и не сделает серьезных замечаний.




Рекомендации по итогам круглого стола:

  1. Изучить потребности учителей в русле релаксации и конфликтологии.

  2. Продолжить работу по изучению взаимоотношений классов и учителей, которые получили низкие оценки по результатам анкетирования.

  3. Провести заседания ШМО по результатам анкетирования, выявить проблемные зоны и причины их появления.













Приложения

Памятки

Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

  2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

  3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

  4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

  5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.

  6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своём признании и щедры в похвалах.

  7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым.

  9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

















10 заповедей воспитания В.А. Караковского:

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.

  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.

  • Воспитание без уважения – подавление.

  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.

  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь: при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

  • Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

  • Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.


















Что надо не забыть,

если хочется устроить радостную и добрую жизнь?

  1. заповедей Симона Соловейчика)

  1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.

  2. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе получится.

  3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут.

  4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть ведущим, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.

  5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.

  6. Любое дело не только сообща делается, но и организуется.

  7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.

  8. Каждое дело нужно обсуждать в общем кругу. С того начинается всё.

  9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще нужно больше разговаривать – меньше придется кричать на них.

  10. В общем деле все в ответе за всё. И каждый – самый главный.













Памятка учителю

  1. Нужно сознавать, что школа – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.

  2. Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.

  3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной сомопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но не назойливо.

  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, становиться на их сторону.

  7. Увеличение речевой деятельности учеников за счёт уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.

  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

  9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Круглый стол педагогов "Пути эффективного учебного взаимодействия"

Автор: Пономарева Анастасия Евгеньевна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Повышение профессиональной компетентности педагогов предшколы в  Республике Казахстан на 2011 -2020 годы» "
    ["seo_title"] => string(117) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-piedaghoghov-priedshkoly-v-riespublikie-kazakhstan-na-2011-2020-ghody"
    ["file_id"] => string(6) "163087"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422444448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Использование технологий продуктивного обучения для развития надпредметной компетентности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_tekhnologii_produktivnogo_obucheniia_dlia_razvitiia_nadpredmetnoi_k"
    ["file_id"] => string(6) "521613"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570041803"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства