Впервые термин «одаренность» ввел в психологию в начале XX в. Г. Уиппл, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями [4, с. 127]. Следует заметить, что с тех пор понимание термина «одаренность» претерпевало существенные изменения.
Мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что выбор психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности.
В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей.
Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, общая одаренность индивида соотносится с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и
проявляется внутри специальных способностей. Способности он определял следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» [8, с.125].
Глубокий анализ проблемы одаренности и способностей провел Б. М. Теплов. Определяя одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что «можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей».
В концепции А. М. Матюшкина творчество рассматривается как центральное звено психического развития человека, а одаренность – как творческий потенциал этого развития. В качестве системообразующих признаков психологического феномена одаренности выступают следующие: доминирование познавательной мотивации, высокие уровни исследовательской активности и способностей к достижению оригинальных решений, прогнозированию и созданию идеальных эталонов.
А. Савенков, высказывая свое отношение к проблеме детской одаренности, предлагает различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»: произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой их категории. Словосочетание «детская одаренность» необходимо, по мнению автора, наполнять смыслом «исключительности» или «потенциала» [10, с. 121].
Одной из наиболее известных концепций одаренности в американской и мировой психологии является теория трех колец Дж. Рензулли, описывающего одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности».
В настоящее время, разработана рабочая концепция одаренности согласно запросу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети», отражающая результаты фундаментальных отечественных исследований, современных тенденций мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми:
«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [9, с. 5]. Рабочая концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д.
Библиографический список
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.
3. Изотова Е. И. психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2007. –288с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М.: Наука, 2001. – 433с.
5. Казакова Е.И., Галактионова Т. Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно – методическое пособие. – М.: АПКи ППРО, 2009. – 64с.
6. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». – М.: Тверь: СФК – офис – 246с.
7. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 2008. – 713с.
9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д., Дружинин В. Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич B. C. – М.: Магистр, 1998. – 68с.
10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Профессиональная компетентность педагога»»
«Одаренность»
Впервые термин «одаренность» ввел в психологию в начале XX в. Г. Уиппл, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями [4, с. 127]. Следует заметить, что с тех пор понимание термина «одаренность» претерпевало существенные изменения.
Мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что выбор психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности.
В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей.
Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, общая одаренность индивида соотносится с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и
проявляется внутри специальных способностей. Способности он определял следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» [8, с.125].
Глубокий анализ проблемы одаренности и способностей провел Б. М. Теплов. Определяя одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность осуществления деятельности, он считал, что «можно говорить об обшей одаренности в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей».
В концепции А. М. Матюшкина творчество рассматривается как центральное звено психического развития человека, а одаренность – как творческий потенциал этого развития. В качестве системообразующих признаков психологического феномена одаренности выступают следующие: доминирование познавательной мотивации, высокие уровни исследовательской активности и способностей к достижению оригинальных решений, прогнозированию и созданию идеальных эталонов.
А. Савенков, высказывая свое отношение к проблеме детской одаренности, предлагает различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»: произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой их категории. Словосочетание «детская одаренность» необходимо, по мнению автора, наполнять смыслом «исключительности» или «потенциала» [10, с. 121].
Одной из наиболее известных концепций одаренности в американской и мировой психологии является теория трех колец Дж. Рензулли, описывающего одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности».
В настоящее время, разработана рабочая концепция одаренности согласно запросу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети», отражающая результаты фундаментальных отечественных исследований, современных тенденций мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми:
«Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [9, с. 5]. Рабочая концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д.
Библиографический список
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.
Изотова Е. И. психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Академия, 2007. –288с.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М.: Наука, 2001. – 433с.
Казакова Е.И., Галактионова Т. Г., Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно – методическое пособие. – М.: АПКи ППРО, 2009. – 64с.
Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». – М.: Тверь: СФК – офис – 246с.
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 2008. – 713с.
Рабочая концепция одаренности / Под ред. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д., Дружинин В. Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич B. C. – М.: Магистр, 1998. – 68с.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.