Просмотр содержимого документа
«Консилиум как метод взаимодействия специалистов сопровождения»
Отчет отделения постинтернатной адаптации выпускников ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт» За 2018-2019г.
В целях реализации программы «Белгородчина – территория без сирот» и в соответствии с приказом управления социальной защиты населения Белгородской области № 177 от 26.09.2011 г. «О социальной постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт» продолжает работу областное отделение постинтернатной адаптации с социальной гостиницей для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Письма областного управления социальной защиты населения и в соответствии со штатным расписанием и тарификационным планом в составе отделения работают заместитель директора (1 ставка), социальный педагог(3ст.), педагог- психолог(1), воспитатели (4 ставки)
Данное отделение работает в соответствии с Положением об областном отделении постинтернатной адаптации с социальной гостиницей для выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое принято на заседании педагогического совета и утверждено директором ГБУ «Старооскольский центр «Старт» в 2016 году.
Деятельность службы постинтернатного сопровождения по социальной адаптации осуществляется по следующим направлениям:
1.Социально-педагогическое:
Работа по формированию жизненно-важных социально-бытовых и гражданско-правовых навыков, вооружение выпускников знаниями, необходимыми для самостоятельной жизни. Работа ведется по программе социальной адаптации «Твой успех – в твоих руках», которая рассчитана на весь адаптационный период (с 15 до 18 лет) и направлена на формирование жизненно-важных навыков выпускников, защиту их прав и интересов. В реализации программы участвуют воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники. Строится программа на основе 5 подпрограмм , охватывающих все сферы жизнедеятельности молодых людей, необходимых для их адаптации в социуме: Я и мой дом, Я и моя семья, Я и моя профессия, Я и социум, Я и мое здоровье, Я и мои права. В работе с выпускниками воспитатели отделения, социальные педагоги, педагог-психолог используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы (лекции, беседы, консультирование, деловые игры). Все занятия проводятся в соответствии рабочими программами и реализуются в рамках социально-педагогической направленности. В социальной гостинице учреждения проживает 11 выпускников первого , второго года выпуска. На каждого проживающего в гостинице, с согласия выпускника, ведется его личное дело, в котором определен перечень документов: приказ о зачислении в число проживающих в гостинице, электронные документы ОЖС (оценка жизненной ситуации), карта сопровождения, социальная карта, правила проживания в социальной гостинице, договор о взаимоотношениях администрации и проживающего, документы, подтверждающие статус выпускника. Основным условием для проживания является заключение договора о взаимоотношениях между выпускником и администрацией учреждения. Договором определены права и обязанности проживающего (выпускника) и учреждения (гостиницы). Проживание в гостинице позволяет выпускникам значительно облегчить переход от одной системы образования к другой, адаптироваться в новых социально-бытовых условиях, получать при необходимости помощь в учебе, успешнее войти в новые коллективы, почувствовать себя увереннее в новом социуме. В группе № 5 работают четыре воспитателя:Горбунова Т.В., Булгакова А.Н., Алымова Т.В., Ветчинова В.Б.В отделении постинтернатной адаптации выпускников находятся 11 человек. Возраст выпускников 15-19 лет. Все ребята обучаются в профессиональных образовательных учреждениях. В течение года проводилась совместная работа со всеми учебными заведениями, где обучаются выпускники. Ведется постоянное взаимодействие с социальными педагогами и кураторами. Хочется отметить прилежание и старание в учебе Холод Ивана, Фатьянова Александра, Шевченко Данила. Повысил уровень успеваемости Слезов Алексей, Лемешко Алексей имеет пропуски занятий без уважительных причин, переведена в Агротехнологический техникум со сменой специальности Фёдорова Анастасия. Совместно с социальными педагогами и кураторами учебных заведений был усилен контроль посещаемости занятий. Пропуски выпускников обсуждались на КДН, проводилась разъяснительная работа среди выпускников, привлекался педагог-психолог. Положительный результат носит иногда кратковременный характер в связи с личностными и поведенческими особенностями выпускников.
Выпускники, находящиеся в социальной гостинице, проживают в благоустроенных спальнях. В группе созданы все условия для комфортного проживания, имеется необходимая бытовая техника, мебель, оганизована уборка спален по графику, в группе чистота и порядок, создан домашний уют. Средствами гигиены обеспечены полностью. Ежедневно соблюдаются все режимные моменты, 2 раза в день проветривается помещение, контролируется выполнение утренних и вечерних гигиенических процедур. Согласно графику происходит смена постельного белья. Заболеваемость в группе низкая.
Все выпускники принимают активное участие в творческих и спортивных мероприятиях, имеют награды за победы в различных конкурсах и фестивалях муниципального и областного уровней, всероссийских и международных конкурсов. Работу воспитателей группы № 5 признана удовлетворительной.
2.Информационно-аналитическое:
- Совместно с органами опеки и попечительства создан и систематичнски пополняется банк данных выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих и обучающихся на территории Старооскольского городского округа;
- осуществляется анализ профессионально-личностного становления выпускников;
- отслеживаются результаты сопровождения;
3.Социально-психологическое:
- защита личных, жилищных, имущественных прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-предоставление консультаций по вопросам получения профессионального образования и трудоустройства;
- решение социально-бытовых проблем;
-содействие в получении консультативной, юридической и психолого-педагогической помощи.
Продолжается работа в рамках проекта «Вместе - к успеху» совместно с благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!» Специалистами службы сопровождения систематически пополняется информационная система «Выпускник +», в которой ведется сбор, систематизация и анализ информации о выпускниках. Все сведения о проделанной работе, оценка жизненной ситуации выпускников, выявленные факты трудной жизненной ситуации отражаются в документации, которая предоставляется один раз в квартал в « Центр постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья!» в городе Белгород.
С целью оценки жизненной ситуации по месту жительства посещены 22 выпускника, проживающих в микрорайоне Заречье. Все обучающиеся выпускники посещены по месту учебы . Зафиксировано около 70 обращений от выпускников. Поддерживается постоянная связь с социальными педагогами профессиональных учебных заведений: Старооскольский педагогический колледж, агротехнологический техникум, техникум технологий и дизайна, индустриально-технологический колледж, геолого-разведочный техникум, политехнический колледж, медицинский колледж, ВУЗы: ВЭПИ, МИССиС. К решению вопросов по обеспечению временного жилья, приватизации закрепленного жилья, продления регистрации по месту пребывания , переоформление пенсий привлекался юрист-консульт, педагог-психолог проводил работу, направленную на повышение мотивации к обучению, снижению уровня тревожности и агрессии, разрешению конфликтных ситуаций. В проведении совместного заседания совета профилактики по вопросу посещаемости и успеваемости принимали участие специалисты службы сопровождения и социальный педагог, психолог, куратор группы Старооскольского агротехнологического колледжа. Специалисты сопровождения постоянно взаимодействуют с ЦЗН по вопросам своевременного предоставления выпускникам информации о трудовых вакансиях, сроках постановки на учет. Ведется постоянное взаимодействие со специалистами отдела опеки и жилищного управления по вопросам обеспечения выпускников временным и постоянным жильем, заключением договоров спецжилфонда, очередности в получении жилья, выплат долгов по коммунальным услугам. Заполнена вся необходимая документация, внесены изменения и дополнения в базу "ИС Выпускник + ". Выявлены наличие долгов по коммунальным услугам и причина их неуплаты. Оказана помощь в трудоустройстве выпускников помощь в оформлении договоров на жилье спецжилфонда, договоров с коммунальными службами , предоставляющими газ ,свет, воду. Удовлетворены запросы выпускников , желающих знать предполагаемую дату получения жилья.
Число выпускников, проживающих на территории МуСС 163
Число выпускников, находящихся на сопровождении 92
Выявлено выпускников за отчетный период (квартал) 1
Взято на сопровождение за отчетный период (квартал) 1
Снято с сопровождения за отчетный период (квартал) 7
Из выпускников, находящихся на сопровождении
выпускники от 14 до 18 лет 15
выпускники от 18 до 23 лет 84
выпускники со статусом ребенка-сироты 29
выпускники, оставшиеся без попечения родителей 70
выпускники организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
от 14 до 18 лет 12
от 18 до 23 лет 41
выпускники семейных форм устройства
от 14 до 18 лет 3
от 18 до 23 лет 43
обучаются 39
трудоустроены 16
не обучаются и не работают 35
другое 9
находятся на мониторинговом уровне 42(на конец квартала),
после проведения консилиума
находятся на поддерживающем уровне 33
находятся на интенсивном уровне 17
сняты с сопровождения 7
Продолжается работа по посещению выпускников, являющихся студентами учебных заведений с целью контроля посещаемости, успеваемости , допуска к аттестации и прохождения производственной практики.
Итогом работы по постинтернатному сопровождению является то, что все выпускники успешно перешли в новые социальные условия бесконфликтно обучаются и общаются со сверстниками в учебных заведениях.
С целью содействия адаптации выпускников, проживающих в социальной гостинице учреждения, к условиям жизни и обучения в профессиональных учебных заведениях, влияния на развитие профессионально важных качеств личности выпускников, создания условий для успешной социализации выпускников после окончания учебных заведений, в течение 2016-2017 учебного года проводилась психолого-педагогическая работа с выпускниками на основе рабочей программы по компоненту «Я и мой социум», разработанной на основе комплексной образовательной программы ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Твой успех - в твоих руках»:
- Диагностика личностных особенностей выпускников на стрессоустойчивость, конфликтность, независимость, агрессивность, самооценку;
- Диагностика взаимодействия выпускников с окружающим миром, особенностей общения со сверстниками, способов выхода из трудных ситуаций;
- Определение интересов, способностей, склонностей, способов избавления от нервного напряжения и т.д;
- Сбор анализов проблематики социального, личностного и правового характера: анализ и обработка полученных результатов по проблемам. Определение факторов, препятствующих успешной социализации выпускников;
- Оказание выпускникам психологической помощи по заявленным проблемам личностного и межличностного характера с целью их успешной социализации в обществе (индивидуальное и групповое консультирование, деловые игры, статьи на сайте);
- Обучение выпускников социальным навыкам при возникновении конкретных проблем у отдельных выпускников – как правильно вести себя, если вам отказали в просьбе, как попросить об одолжении, как проанализировать конфликт и т.д. (индивидуальное и групповое консультирование, беседы, деловые игры, тренинги);
С целью выявления причин пропусков учебных занятий и повышения мотивации к учебе с выпускниками: Лемешко Алексеем, Мудраковым Сергеем, Гончаровым Алексеем, Селюковым Петром, Егоровым Максимом, Шаховым Данилом была проведена диагностическая работа по выявлению личностных особенностей на адаптированность, стрессоустойчивость, конфликтность, агрессивного поведения в социуме, самооценку и другие качества, позволяющие определить факторы и проблемы, препятствующие успешному обучению выпускников в профессиональном заведении.
По результатам проделанной работы организовано индивидуальное взаимодействие с выпускниками. Усилен контроль за посещаемостью и успеваемостью выпускников. С целью повышения мотивации к учебе с выпускниками были проведены беседы на тему: «Успех это везение или тяжелый труд!» «Что значит быть успешным в жизни и почему это важно!», «Простые основы бесконфликтности», «Каким вы видите свое будущее», «Ваша профессиональная деятельность». Проведены тренинги на тему: «Самооценка. Роль самооценки в жизни человека!», «Как найти общий язык с другими». В результате проведенной работы у выпускников заметно улучшилось поведение, осознание неправомерности своих действий, поиск способов реализации своих умений.
В целях предотвращения агрессии и конфликтности, с Селюковым Петром проводилась индивидуальная психолого - педагогическая работа:
1.Беседа, тренинг «Что такое агрессия. Как справиться с агрессией?»
Беседа была проведена, с целью предупреждения и преодоления агрессивного, конфликтного поведения у Петра. Формирования чувства эмпатии, умения оценивать ситуацию и поведения окружающих. Обучения «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
2.Тестирование «Агрессивность» (опросник Почебут), экспресс-диагностики характерологических особенностей личности.
При обработке данных тестирования у Петра выявлена высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности.
При обработке данных экспресс-диагностика показала, что Петр высокочувствительный тип, недоверчивый, самолюбивый, независимый. Склонен к обобщенному мышлению.
3. Проведение тестирования по Басса Дарки «Диагностика состояния агрессии», Самооценка психических состояний (по Айзенку).
Тест был проведен, с целью исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности подростка. И для диагностики таких психических состояний как тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность.
Беседа и тестирование были проведены, с целью выявления уровня тревоги у подростка, оценки личности подростка.
5. Беседа и тестирование на тему: «Сквернословие в моей жизни».
Беседа была проведена, с целью развивать у подростка чистоту речи, научить разговаривать без употребления слов-паразитов.
6. Беседа, тренинг на тему: «Снижение тревожности и агрессивности подростков».
Беседа была проведена, с целью формирования адекватной самооценки, повышения ответственности подростка за собственные поступки, развития способности к самоанализу и контролю поведения, формирования позитивных жизненных целей и повышения мотивации и способности к их достижению, формирования умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации, раскрытия творческого потенциала подростка.
7. Беседа на тему: «Ваше отношение к трудностям жизни», «Оптимист и пессимист что лучше?»
8.Беседа и тестирование на тему: «Самооценка. Роль самооценки в жизни человека». Успех – это везение или тяжелый труд».
При обработке данных тестирования у Петра выявилась неадекватно завышенная самооценка. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи. Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.
В индивидуальной работе с Селюковым Петром было рекомендовано:
- создание благоприятной, доброжелательной обстановки,
- словесная похвала в присутствии выпускников,
- позитивное общение,
- поддерживать справедливое критическое суждение,
- избегать излишней критики и морализации в его адрес.
В психолого-педагогической работе использовались методики: «Самооценка психических состояний» по Айзенку, «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса – Дарки), «Личностная шкала проявлений тревоги», «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсора, тест-опросник А. Мехрабиана, «Оценка отношений подростка с группой», (определение коэффициента групповой сплоченности коллектива), « Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П., «Как стать успешным» Шевченко М.Ф., «Я подросток. Я среди людей», «Учимся жить в современном мире» Микляева А.В., «Противостоять агрессии», «Контроль эмоций» и т.д.
В результате проведенной диагностической работы по выявлению личностных особенностей выпускников на самооценку, конфликтность, агрессивность и другие качества, которые позволяют определить проблемы, препятствующие успешной социализации выпускников. Обработка полученных результатов показала, что некоторые выпускники отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью. Ярко выражены эмоциональные переживания, вследствие чего подростки вспыльчивы, агрессивны, неспособны к самоконтролю. У большинства выпускников занижена самооценка.
Для преодоления и устранения проблем, негативно влияющих на адаптацию выпускников, в течение учебного года проводилась коррекционная работа: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные терапевтические упражнения, психолого-педагогические беседы.
В новом году необходимо больше внимания уделять выявлению выпускников с низкой мотивацией к обучению, коррекционной работе на повышение адаптированности в социуме, стрессоустойчивости, снижение агрессивности, повышение самооценки, улучшение взаимодействия выпускников с окружающим миром, особенностей общения со сверстниками, способов выхода из трудных ситуаций.