Исследовательская и проектная деятельность в современной школе.
Исследовательская и проектная деятельность в современной школе.
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность в современной школе. »
«Исследовательская и проектная деятельность в современной школе».
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. В исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. При этом приемам исследовательской деятельности следует специально обучать юного исследователя. Приобщать к методам научного познания. Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно-исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (через факультативы, элективные курсы и др.) При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»: • Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. • Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. • Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. При этом определённую специфику имеет деятельность ученика и учителя. Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний. От юного исследователя требуется знание и выполнение ряда процедур, характерных для процесса получения нового знания, а именно: Деятельность ученика: • Распознавание и четкое формулирование проблемы. • Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. • Намечает план действий. • Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. • Проверка гипотезы. • Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. Деятельность педагога: • Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. • Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. • Обучает приемам подготовки презентации различных типов. • Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности. Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником. Способы действий и приемы учителя при этом не соответствуют ни способам деятельности учеников на уроке, ни способам познания. Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе. Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме. Чаще всего для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point , все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации. Продолжительность презентации определяется регламентом, но чаще всего составляет 10-15 мин. Принято придерживаться определённой последовательности в изложении: • титульный слайд (название работы, автор(ы), руководитель(и), консультант(ы); • цель работы, рабочая гипотеза; • теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости); • использованные методы; • этапы работы, описание результатов; • объяснение результатов; • выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме; • благодарности; • источники информации. Цель школьного обучения – развить способности учиться и действовать самостоятельно (значит, важны такие качества учителя и ученика, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация). Самореализации ребенок учится, поэтому творческие работы получаются не сразу, но абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество: об этом говорит опыт учителей, которые целенаправленно создают в школе свободное творческое пространство, делая обучение эффективным и занимательным. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: • постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), • изучение теории, связанной с выбранной темой, • выдвижение гипотезы исследования, • подбор методик и практическое овладение ими, • сбор собственного материала, • его анализ и обобщение, • собственные выводы. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий: 1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации. 2.Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности. 3.Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки. Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: -степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; -степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; -степень осмысления использованной информации; -уровень сложности и степень владения использованными методиками; -оригинальность идеи, способа решения проблемы; -осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; -уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; -владение рефлексией; -творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}