kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы (методический опыт)

Нажмите, чтобы узнать подробности

арпппппапммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм   пиммитсмпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрпрол рпвсвввввм             павпвоыввсмапсневаеееееееакевапспангм       ачсапваспргненгпрпкпывап    апвпвеапрпгненр    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«использование ИКТ на уроках русского языка и литературы (методический опыт)»

Знания будут тем прочнее и полнее,

чем большим количеством органов

чувств они воспринимаются.

К. Ушинский


В последнее время большую роль играют разного рода инновации. Не обошли стороной они и сферу педагогики. К ним относятся попытки обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться. Одной из значимых составляющих является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современным оборудованием, позволяющим в полной мере организовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий. В кабинете русского языка и литературы установлены и максимально используются: проектор, ноутбук, аудиосистема, компьютер. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования:

  • С большим успехом усваивается учебный материал, если урок включает ИКТ;

  • Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

  • Формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;

  • Расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Я полагаю, что эти опасения напрасны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, так как проходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, на факультативных занятиях. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.

На уроках русского языка и литературы я использую следующие приемы компьютерных технологий:

1. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов.

В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

2. Создание мультимедийных презентаций.

Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.

Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п.


Когда использую мультимедийные презентации?

– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.

– Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада.

– Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)

При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

3. Творческие задания. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц)

4. Дидактические материалы. Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:

– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

– увеличивают объем использования наглядности на уроке;

– экономят время учителя при подготовке к уроку.

Дидактические материалы представлены в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы

Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом ,чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Работы, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

  • Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение;

  • Создание мультимедийных презентаций по теме;

  • Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним;

  • Подбор стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке;

  • Подготовка к словарной работе;

  • Создание докладов и рефератов по теме.


В конце своего выступления, хотелось бы отметить, что использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне:

  1. Реализовать идею развивающего обучения;

  2. Повысить темп урока;

  3. Сократить потери рабочего времени до минимума;

  4. Увеличить объем самостоятельной работы;

  5. Сделать урок более ярким и увлекательным

Подводя итоги, также можно говорить о личных перспективах для самих учащихся:

  • Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого;

  • Формирование информационной компетентности;

  • Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.


И пусть девизом каждого учителя сегодня станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед…»

Удачи в освоении ИКТ!




























Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей с. Хлевное

Хлевенского муниципального района

Липецкой области






ДОКЛАД

на тему:


Опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея с. Хлевное

Зюлева Л.А.










Хлевное, 2015



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы (методический опыт)

Автор: Зюлева Лидия Александровна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства