"Использование современных технологий в организации образовательного процесса"
"Использование современных технологий в организации образовательного процесса"
Благодаря использованию в работе современного УМК, ребенок на моих уроках - активный участник процесса познания, а не объект, пассивно воспринимающий информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование современных технологий в организации образовательного процесса"»
«Использование современных технологий в организации образовательного процесса»
Новикова Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76», г. Пермь, Пермский край
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своего духовного мира. В этом плане нет, по-видимому, иного пути, чем насколько можно более полное овладение воспитательными и образовательными возможностями искусства.
Моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности, и следовательно обеспечить высокое качество организации образовательного процесса.
Система познавательных заданий позволяет организовать активную работу школьников с учебником, рабочей тетрадью, документами, в сети Интернет.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, создания на уроке «ситуации успеха» предусмотрены разнообразные технологии, методы и приёмы индивидуализации: разноуровневое изложение материала, дифференцированные задания с учётом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля и др.
Каждый урок сопровождается вопросами и заданиями. Есть примеры практических заданий, связанных со сравнительным анализом. Должное внимание уделено проектной деятельности учащихся. Для выполнения творческих работ, предлагаемых на страницах учебника и рабочей тетради, школьникам необходимы навыки поиска и отбора нужной информации в источниках различного типа, в том числе мультимедийных.
Благодаря использованию в работе современного УМК, ребенок на моих уроках - активный участник процесса познания, а не объект, пассивно воспринимающий информацию.
Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, иногда вычленяются две проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.
«Взволновав, заставить задуматься», - вот главная задача методики художественно-педагогической драматургии Л.Предтеченской. Используя на уроках эту методику, я, с помощью силы воздействия различных видов искусств в их комплексе, принимаю участие в формировании духовного мира школьника, его нравственности, эстетической восприимчивости.
Урок разделен на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся на уроке, вопросы к ним учителя:
- экспозиция,
- постановка проблемного вопроса,
- разработка проблемы,
- кульминация,
- последействие.
Основным средством обучения на уроке является постановка вопросов-проблем. Подбор вопросов-проблем производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.
В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Моя главная задача - содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности активной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках мировой художественной культуры я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор.
Одним из эффективных способов организации учебной деятельности является технология проектного обучения,так как она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую).
Проектная технология предполагает следующие этапы работы:
- разработка проектного задания (выбор темы, формулирование проблемы, определение цели и поэтапных задач).
- составление плана работы (определение сроков, выбор средств и методов выполнения проекта, способа оформления результатов, распределение обязанностей).
- реализация проекта (сбор, анализ и обобщение информации, проведение исследования, подготовка материалов, оформление их для презентации).
- завершение проекта (представление результатов самостоятельных исследований, оценивание результатов проекта обучающимися и учителем, рефлексия).
Выполняться проект может на уроке (частично) и в рамках внеурочной деятельности.
Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные проекты разной направленности:
- творческие («Нужны ли сочувствие и сострадание людям?», «Жизнь дает для песни образы и звуки...», «Детский фольклор» и т.д.);
- исследовательские (работа над проектами «День Победы», «Зачем нужно изучать русский язык?», «Культура одной эпохи», «Деловые бумаги» и др.);
- игровые (организация творческих программ «Путешествие в город существительных», «Боги древней Греции», «История одного шедевра» и т.д.);
- информационные (создание презентаций, подбор интернет-ссылок и ресурсов для уроков и т.д.).
Главное преимущество этой технологии в том, что работа над проектом приносит удовлетворение в продукте собственного труда, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, обеспечить высокое качество образовательного процесса.
На мой взгляд, обучение должно строиться таким образом, чтобы учащиеся в процессе приобретения знаний научились ощущать радость, какую испытывают первооткрыватели. Обучение и переживание должны быть слиты воедино. Условия, в которых происходит процесс обучения, должны поощрять, стимулировать детскую любознательность. Использование технологии проблемного обучения как раз и позволяет этого достичь. Суть данной технологии заключается в том, что на уроках под руководством учителя создаются проблемные ситуации и ребята учатся их разрешать самостоятельно, в ходе исследования, обсуждения и т.д. В результате чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей, т.е. происходит овладение важнейшими социальными компетенциями.
В своей работе применяю групповые технологии,одной из которых является технология «обучения в сотрудничестве». Суть технологии обучения в команде состоит в том, что учащиеся в малых группах выполняют дифференцированные по сложности задания соответственно их возможностям, чтобы каждый смог внести свой вклад в работу всей группы. Данная технология позволяет реализовать принципы личностно ориентированного образования, так как при обучении на её основе создаются условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам.
Следует отметить, что использование групповых технологийна уроке имеет следующие преимущества: развивает познавательную активность учащихся; заставляет работать всех учеников, так как каждый несёт ответственность за результаты работы группы; укрепляет контакты в классе, убеждает в ценности взаимопомощи, прививает коммуникативные навыки.
Применение игровых технологий: дидактических, сюжетно-ролевых и имитационных игр,деловых игр(пресс-конференции, интервью, круглые столы, суды, соревнования и т.д.) считаю одной из удачных форм развития креативных способностей обучающихся. Результативность уроков с применением игровых технологий выше, так как они пользуются особым интересом у школьников и к подобным занятиям учащиеся всех возрастов готовятся намного активнее. Обучаюшиеся приобретают опыт публичного выступления, свободного обмена мнениями, проявления инициативы и принятия ответственных решений, закрепляются навыки правомерного поведения.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления моей педагогической деятельности.
Успешно решаю главные задачи здоровьесберегающих технологий: качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни школьников.
Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.
На своих уроках я стараюсь дать возможность обучающимся порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, урок-исследование, урок-семинар, урок-путешествиеи другие.
Перечисленные технологии и методы, используемые в моем педагогическом опыте, позволяют учащимся именно открывать для себя новые знания, стимулируют их познавательную и творческую активность, делают урок продуктивным и привлекательным для учеников.
Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы представления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, звука, графики.
В своей педагогической практике применяю следующие приёмы организации учебной деятельности учащихся на основе мультимедийных продуктов обучения:
- использование мультимедийных материалов в качестве наглядного пособия (диаграммы, кинохроника, звуковые и фото документы и т.д.);
- групповая работа учащихся в мультимедийном классе с материалами учебника, в сети Интернет;
-изучение несколькими группами в классе разного материала с последующим обсуждением;
- использование мультимедийных материалов для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом;
- проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учащихся.
Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках русского языка и литературы как эффективное средство обучения и контроля знаний. Мною разработаны разные виды презентаций:
- презентации - введения;
- презентации - диагностики;
- презентации по отдельным темам уроков.
Мой педагогический опыт показывает, что применение электронных средств обучения в работе с современными детьми расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, а ученики получают самые разные возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.
Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает научить ребенка учиться. Использование электронных материалов позволяет повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание к изучаемой теме, побудить ребёнка к самостоятельной учебной деятельности, способствует формированию реальной оценки учащимися собственных знаний.
Ещё одним средством использования цифровых образовательных ресурсов является сеть Интернет. Диалог с ресурсами Интернет приобретает характер учебной игры, у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности, компьютерные анимации дают возможность моделировать, что, несомненно, повышает эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
Главным критерием эффективности использования информационных технологий, на мой взгляд, является их практическая значимость, возможность использовать полученные знания в реальной жизни.
Проверку домашнего задания в виде традиционного опроса считаю не очень эффективной, поскольку это не позволяет опросить весь класс, и большинство детей привыкает выполнять домашнее задание эпизодически. Чтобы добиться постоянного систематического и активного восприятия учебного материала, организую проверку в виде небольшого по объёму теста с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, фронтального опроса, в форме мини-практикума, подключая к работе всех учащихся.
Если контроль провожу в форме тестирования, то пользуюсь следующими критериями: для получения оценки «удовлетворительно» необходимо выполнить более 50% работы, «хорошо» – 70%, «отлично» – 90%. Для каждого теста (в зависимости от количества и сложности тестовых заданий) высчитывается количество баллов, соответствующих процентным критериям и сообщается учащимся предварительно в ходе инструктажа. При этом обеспечиваю учащимся максимально комфортные условия для выполнения работы: каждому ученику предоставляю отдельный экземпляр текста работы, индивидуальное рабочее место, стараюсь создать нужный психологический настрой.
Провожу диагностику пробелов в знаниях (анализ тестирования), заполняя специальную диагностическую карту, куда вношу результаты выполненной работы каждого учащегося, с тем, чтобы проследить, какие темы усвоены недостаточно и требуют доработки. Ведение такого учёта позволяет проследить результаты усвоения учебного материала, как отдельных учащихся, так и класса в целом, что, в конечном счёте, помогает скорректировать последующую работу.
Опыт показывает, что при такой системе оценивания каждый ученик, даже самый слабый, усваивает учебный материал, поскольку проверяются знания по всей теме, а не по отдельному уроку.
В работе с одарёнными учащимися использую технологию«портфолио» - грамотно оформленный пакет документов, представляющий совокупность учебных достижений обучающегося (копии грамот, похвальных писем, отчётов об участии в олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности и т.д.), что также позволяет отследить личные достижения учащегося и его активность.
Контроль знаний и умений учащихся считаю правилом обратной связи, обязательным условием результативного учебного процесса. Отслеживаю динамику уровня и качества обученности учащихся, намечаю стратегию дальнейшего обучения и развития. Владение методиками системного контроля и педагогического мониторинга обученности учащихся позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении отметок, скорректировать свою педагогическую деятельность.
Традиционные формы контроля, применяемые в моей педагогической практике:
- устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос);
- письменный контроль (самостоятельная работа, обучающая или контролирующая)
- контрольная работа (индивидуально-дифференцированная, многовариантная);
- тестовый контроль («бумажный» и электронный вариант);
- игровой контроль (кроссворд, компьютерная программа);
- защита рефератов, докладов, проектов.
Для оценивания знаний учащихся использую и автоматизированные системы оценки качества образования, а именно компьютерное тестирование. При этом использую как готовые тесты,так и компьютерные тесты, разработанные мною в программе «Excel».
Принятие нового поколения государственных стандартов закрепляет компетентностный подход как тенденцию развития образования в мире, цель которого – формирование способности учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа и оценки ситуации, что невозможно достичь традиционными методами обучения. Именно поэтому, организуемый мною образовательный процесс пронизан самообразованием, опытом социальной деятельности, мотивацией творческой деятельности учащихся.