kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«использование метода проекта во внеурочной деятельности как средство развития коллектива младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвещена проблеме развитию коллектива младших школьников на внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««использование метода проекта во внеурочной деятельности как средство развития коллектива младших школьников».»

4


Статья по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Шапошниковой Валентины Алексеевны

В статье духовно-нравственное воспитание младшего школьника говорится, хороший педагогический эффект даёт использование работы в коллективе. В такой работе огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

Актуальность данной темы определена, проектная деятельность является первой возможностью для обучающегося начать коллективную работу. В проектной деятельности она необязательно должна быть коллективной, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Исходя из этого, можно сказать именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками. Таким образом, организация проектной деятельности является важнейшим условием развития отношений сотрудничества между обучающимися.

Актуальность и выбор темы исследования определяется следующими факторами: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В современной педагогике усиливается важность данной темы, связи с этим выявлено противоречие: на внеурочной деятельности, обучающиеся проявляется не умение работать в групповой работе на реализацию проекта.

Обучающиеся зачастую не умеют использовать информацию в проектной работе и сотрудничать в коллективе. Ученик начальной школы научится правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Научить надо сотрудничать в коллективе, понимать друг друга, приходить к общему мнению. Возникает новая для образования проблема: подготовить ученика, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в группах, применять данную информацию в создании проекта. Исходя из этого, можно сказать именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками. Таким образом, организация проектной деятельности является важнейшим условием развития отношений сотрудничества между обучающимися.

На наш взгляд, одним из путей решения данной проблемы может стать применение метода проектов в групповой работе. Групповая работа в современной педагогике позволяет развитию коллектива и стабильному климату в классе.

СЛАЙДОбъект исследования – развитие коллектива младших школьников

Предмет исследования - метод проектов во внеурочной деятельности.

Цель исследования – выявление педагогических условий в использовании метода проекта во внеурочной деятельности, способствующих развитию коллектива младших школьников.

Изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: при условии использования метода проекта во внеурочной деятельности успешно развивается коллектив младших школьников.

СЛАЙД В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования :

  1. . Раскрыть сущностные характеристики проектной деятельности и коллектива.

2. Охарактеризовать метод проекта как средство, направленное на развитие коллектива младших школьников.

3. Провести диагностику на выявление уровня развития коллектива в 3 «А» классе, на определение мотивации обучения обучающихся в начальной школы.

4. Апробировать серию внеурочных занятий на внеурочной деятельности в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 81 города Нижний Тагил и провести анализ апробации.

5. Проанализировать результаты проведения метода проекта на внеурочной деятельности, и оценить результативность развития коллектива младших школьников.

Теоретическими исследованиями о проектной деятельности (Поливанова Катерина Николаевна - российский ученый, широко известный специалист в области психологии детского развития.., и Захаров Валерий Константинович Ведущий научный сотрудник Центра новых информационных технологий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.) о развитии коллектив – Антон .Семенович. Макаренко

СЛАЙД Работая над данной темой, нами были раскрыты такие понятия как: 4 коллектив,

А.С. Макаренко называет особенности коллектива :

• сплоченность, взаимопонимание, защищенность,

• «чувство локтя», причастность к коллективу,

• взаимопомощь и взаимоответственность,

• доброжелательность и бескорыстие


5 метод проекта,

Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая обучающимся участвовать в проектной деятельности, мы получаем возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива

6внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития обучающихся;

- развить коллектив;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.


СЛАЙД 7 Основываясь на поставленные задачи работы, были реализованы следующие виды деятельности:

    1. Теоретико-методологическое обоснование дипломной работы, позволило сделать вывод, что приоритетной целью начального общего образования становится развитие коллектива младших школьников. Учащиеся должны уметь сотрудничать в группе, приходить к единому, правильному мнению. Достижение данной цели становится возможным благодаря применения метода проекта на внеурочных занятиях.

    2. Проанализировав ресурсы и условия реализации проекта в МБОУ СОШ № 81 в 3 «А» классе была проведена диагностика Определение межличностных и межгрупповых отношений младших школьников Диагностика проводилась в творческом виде, предложенного Джекоб Леви Морено — психиатр, психолог и социолог. СЛАЙД 8 Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии нами были получены такие результаты: 0% обучающее находятся на низком уровне межличностных отношений школьников, 10% процентов на среднем уровне межличностных и межгрупповых отношений младших школьников , и 90% на высоком уровне межличностных и межгрупповых отношений младших школьников. Таким образом, констатирующий срез показал, что большая часть 3 "А" класса находятся на высоком уровне межличностных и межгрупповых отношений младших школьников.

    3. Для объяснения исследовательских результатов реализации проекта немаловажным фактором является изучение мотивации школьников. Для этого мы использовали методику Михаила Романовича Гинзбурга СЛАЙД 9- психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (см. приложение 4). По результатам исследования у 56 % учеников высокий уровень мотивов деятельности, у 32% школьников отмечен средний уровень мотивов деятельности, 12 % учеников имеют низкий уровень мотивов. У учащихся данного класса преобладают коллективные мотивы деятельности. У 76% учеников наблюдается высокий уровень коллективных мотивов, у 16 % учеников средний уровень коллективных мотивов, у 8% учеников наблюдается низкий уровень коллективных мотивов. Менее развиты у школьников престижные мотивы. У 12 % выявлен высокий уровень престижных мотивов, у 45 % школьников средний уровень, у 40% учеников имеют низкий уровень престижных мотивов.

    4. Педагогические условия апробации проекта таковы: средняя общеобразовательная школа № 81 показывает достаточно высокий уровень подготовленности работать в коллективе.

    5. При последующей реализации и оценивании результативности проектной разработки можно поставить педагогическую цель: подвести всех обучающихся данного учебного класса к высокому уровню уровню межличностных и межгрупповых отношений младших школьников

Проект «кто нас защищает?» апробировался на внеурочных занятиях в 3 «А» класса МБОУСОШ №81. Обучающиеся создавали проект в группах, Группы были сформированы по результатам диагностики: «определение межличностных и межгрупповых отношений младших школьников ». на реализацию проекта отводилось 10 дней. Ученикам было задание дать название, названия каждой группы представлены на экране СЛАЙД 12

  • первая группа называлась « Полиция»;

  • вторая группа называлась «Пожарная охрана»;

  • третья группа называлась « Российская армия».

Наблюдая на внеурочных занятиях за учениками 3 «А» класса школы № 81, нами было замечено, что обучающимся очень нравится работать сообща.

Обучающиеся приступили к реализации проектной работы. Каждая группа с глубоким интересом распределила задания: -

  • двое участников группы искали информацию о деятельности и целевых установках каждой профессии;

  • двое участников группы занимались подборкой творческих заданий, которые в дальнейшем проводились на защите проекта для других групп;

  • одна участница группы искала красочные фотографии и иллюстрации (пожарных машин, рабочей формы) для того, чтобы расширить кругозор обучающихся.

Остальные участники находили информацию о тех людях, кто работает в служебных организациях.

Капитан команды отвечал за организацию работы в группах, занимался отбором информации для создания проекта (см. приложение 4).

3 «А» класса, коллективно, дружно, сплоченно приступили к работе. Работа в группах способствовала развитию коммуникативных учебных действий и эффективной работе в команде.

Групповая работа обеспечивала взаимодействие д для согласования и объединения усилий, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

СЛАЙД 13 Во время работы в группах по созданию проекта на внеурочных занятиях ученики добились следующих результатов:

  • обучающиеся которые входили в низкий уровень межличностных и межгрупповых отношений распределяли в группе между собой работу;

  • согласовано содействовали друг с другом;

  • приходили к единому мнению по важнейшим вопросам;

  • у каждого обучающегося преобладала высокая ответственность за результат деятельности.

Обучающиеся продемонстрировали свои проекты, в которых были раскрыты такие, компоненты как:

  1. Виды и рода войск в Вооруженных силах России;

  2. Звания и погоны;

  3. Техника специальных служб: машины, оборудование;

  4. Внешний вид сотрудников, спецформа;

  5. Знания, физические данные и качества характера, которыми должны обладать сотрудники каждой профессии;

  6. Кроссворд, загадки, стихотворения

Слайд 14 В процессе работы над проектом «Кто нас защищает?», учащиеся узнали специфику деятельности каждой специальной службы, работали в группах, находили необходимые сведения, привлекая разнообразные источники информации, все группы приходили к единому, правильному мнению по важнейшим вопросам. В итоге с учениками 3 «А» класса удалось апробировать проект «Ирины Калайтанова». В классе преобладает высокая ответственность за результаты деятельности, справедливые требования друг к другу, хотелось бы отметить, в группах все стремятся к общению и общаются. В групповой работе на серии внеурочных занятиях обучающиеся:

  • узнали специфику деятельности каждой из специальных служб;

  • закрепили навыки работы в группах, а так же апробировали проект « кто нас защищает».

СЛАЙД 15 Данная деятельность способствует:

  • воспитанию чувства гордости за свою страну;

  • развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

  • развитию самостоятельности и творческой активности учащихся;

  • формированию мотивации к творческой деятельности,

  • способствует развитию взаимоотношений в классе.

  • (см. приложение 5)

Проект «Кто нас защищает?» позволяет связать между собой образовательный процесс, внеурочную деятельность и реальную жизнь, учит активности и любознательности, самостоятельности и творческому самовыражению. Это позволило сделать вывод, что коллективная работа активизирует развитие творческого потенциала, формирует и совершенствует навыки совместной работы, способствует вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс, помогает обобщать знания и умения, увеличивает потребность в эстетическом общении.

Проектная деятельность является первой возможностью для учеников начать коллективную работу. В проектной деятельности реализуются в групповой и индивидуальной работе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проектной деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками. Таким образом, организация проектной деятельности является важнейшим условием развития отношений сотрудничества между обучающимися.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме, позволил определить, что развитие коллектива может быть сформировано в младшем школьном возрасте, при использовании метода проекта во внеурочной деятельности.

При решении задач в работе проведены внеурочные занятия, на которых использовала метод проекта направленный развития учебного коллектива младших школьников. Обучающиеся 3 «А» класса апробировали проект «Кто нас защищает».

Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута: выявлены педагогические условия в использовании метода проекта во внеурочной деятельности, способствующие развитию коллектива младших школьников.

Входе проведения исследования доказана гипотеза, состоящая в том, что при условиях использования метода проекта во внеурочной деятельности успешно развивался коллектив младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проекта является важным фактором процесса развития коллектива младших школьников.

Результаты нашего исследования были представлены на МО учителей начальных классов школы № 81в Нижнем Тагиле. По данной дипломной работе была написана и опубликована статья

Благодарю за внимание, готова выслушать ваши вопросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шапошникова Валентина Алексеевна

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства