Семинар-практикум
Применение в работе педагогических техник, ориентированных на системно- деятельностный подход.
Использование на уроках приемов педагогической техники
И. А. Дигитаева
Учитель английского языка
1 категории
МБОУ СОШ №3
Китайская мудрость :
« Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю ».
Приёмы педагогической техники
- 1. Принцип свободы выбора
- 2. Принцип открытости
- 3.Принцип деятельности
- 4. Принцип обратной связи
- 5. Принцип идеальности
Пирамида обучаемости учащихся
Лекция-монолог 5%
Чтение (самостоятельное) 10%
Аудио-видеообучение 20%
Показ (демонстрация) 30%
Ообсуждение в малой группе) 50%
Практика в процессе деятельности 75%
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%
1. Организационный момент
Методические приёмы:
- Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации
- «Да-нетка»
- Отсроченная отгадка
- Фантастическая добавка
- Начало урока с использованием стихотворения, относящегося к теме урока
- Начало урока с элементами театрализации
- Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока
- Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока
- Начало урока с эпиграфа к уроку.
Начало урока с использованием
стихотворения,
относящегося к теме урока
“ What are you going to do ?”
Asked me a clever cockatoo.
He is going to think.
She is going to drink.
They are going to ride a camel.
But we are going to TRAVEL !
Интеллектуальная разминка
1. Укажите, что общего в словах каждого ряда и что их отличает?
А. говорить, говорение, говорливый
Б. плотность, уплотнить, плотный
В. привет, приветливый, приветствовать
2. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами:
искать – найти, ехать – приехать?
А) приставочный способ словообразования
Б) изменение глагола по лицам
В) видовые пары глаголов
Г) изменение глаголов по временам
3. Какой общий признак связывает глаголы в следующих
словосочетаниях:
Покатился с горы, возле нас вертится, собираюсь в гости?
1) все глаголы прошедшего времени
2) все глаголы несовершенного вида
3) все глаголы переходные ( сочетаются с существительным в
форме В.п. без предлога)
4) все глаголы возвратные ( имеют постфикс –ся (-сь))
2. Актуализация знаний
Методические приёмы:
- Интеллектуальная разминка
- Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами
- Своя опора - шпаргалка
- Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий
- Отсроченная отгадка
- Игра в случайность
- Лови ошибку
- Вопросы к тексту
- Идеальный опрос
- Корзина идей, понятий, имён
Восстановление деформированного текста пропущенными словами
Морфологические признаки глагола.
Глагол – самостоятельная изменяемая часть речи.
Обозначает действие, состояние.
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы:_
___________________? _____________________?
Начальной формой глагола является ____________________.
К постоянным морфологическим признакам относят:
а)вид(________\________);
б) ___________(способность сочетаться с формой
_____падежа без предлога);
в)возвратность (наличие ________);
г)_________.
5. К непостоянным морфологическим признакам относят:
а)наклонение (__________, ___________, _________);
б)_________(у глаголов изъявит.накл.);
в)_________;
г)лицо (кроме глаголов условного наклонения и глаголов
__________ времени);
д)__________(у глаголов в условном наклонении и изъявительном
наклонении в ____________ времени в единственном числе).
6._________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Глагол — это цельная мысль, а не отдельное понятие,
как имя существительное. (2)Это сообщение о чем-то,
а не эмоция, как имя прилагательное. (З)Когда-то глаголом
называли всякое слово (так и у Пушкина — в архаичном,
высоком значении: «Глаголом жги сердца людей»),
еще раньше глаголом называли речь вообще.
(4)Новое — вот что является важным в глаголе.
(5)Глагол — самая живая часть речи: название действия
составляет суть фразы, делает предложение динамичным
и полнокровным.
(6)Оттого и любят глагол писатели. (7)Не готовое
определение, а ускользающий признак сказуемого,
сказанного, выявленного: не белый, беленький, беловатый,
не белость, белизна, а белеть, белеться, белить..
(8)Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, у него
каждое третье слово — глагол. (9)Четкость слога у
Чехова — тайна в том же. (10)Почему так динамичны
рассказы Толстого? (11)Все дело в ______________.
(12)Глаголы — самая ___________________ часть ________.
(13)Не случайно среди них так мало заимствований: обычно
заимствуется имя — понятие, а действием и чувством оно
наполняется в родном языке.
Вопросы к тексту
1) О чём говорится в этом тексте?
1) о спряжении глаголов 2) о происхождении глаголов
3) об употреблении глаголов в речи 4) о правописании глаголов
2. Какая общая особенность, по мнению автора текста, свойственна русским писателям — А. Пушкину, А. Чехову, А. Толстому?
- активно используют в своих произведениях глаголы
- в их произведениях много устаревших слов — архаизмов
- используют живую разговорную речь
- их произведения посвящены важнейшим историческим событиям
3. В каком предложении можно узнать о том, какое значение
в прошлом имело слово глаголе Укажите номер этого предложения.
4. Вставьте в текст пропущенные слова.
5. Укажите номер предложения, которым можно подтвердить
следующее суждение: «Автор, чтобы ярче и нагляднее показать
отличие глагола от слов других частей речи, приводит примеры».
Правописание глагола
1 спр. - е , -у (-ю)
2 спр. - и, -а (-я)
-ться = Что …ть? - тся = Что …т?
Ж
Ш Ь+(СЯ)
Ч
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
- Удивляй!
- Пресс-конференция
- Своя опора
- Лови ошибку
- Отсроченная отгадка
- Ключевые термины
- Хорошо - плохо
- Мультимедийная презентация
- Работа с интернет-ресурсами
Своя опора
4. Рефлексия деятельности
- Рисуем настроение
- Елочка
- Дерево творчества
- Лесенка «Моё состояние»
- Выбери верное утверждение
- Продолжи фразу
- Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока
- Стрелки или графики
- Табличка
- Синквейн
Вопросы итоговой рефлексии, которые задаёт преподаватель в конце урока
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы на уроке составляли кластер?
- Чему посвятим следующий урок?
5. Домашнее задание.
- Необычность обычного
- Свобода выбора
- Проба пера
HOMEWORK
Create a Christmas postcard
Write a Christmas poem
Make a presentation about Christmas
Вставьте пропущенные буквы:
Ф.И.Тютчев
Весенние воды
Ещё в п..ляхб..леет снег,
А воды уж в..сной шумят –
Б..гут и блещ..т, и гласят…
Они гласят во все к..нцы:
«В..сна идёт, в..сна идёт!
Мы молодой в..сны г..нцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румя..ый, светлыйх..р..вод
Толпит..ся вес..ло за ней.
Распределите глаголы по графам таблицы
Глаголы движения, действия
Глаголы звучания
Глаголы цвета
Глаголы состояния
1. Сформулируйте 5 вопросов по теме «Морфологические признаки глагола»
2. Повторите правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Выполните упражнение № 391:
Составьте словосочетания (на выбор):
1: «глагол с пре- + сущ.»,
2: «глагол с при- + наречие»
(глагол – главное слово).
6. Конструктор урока
Этапы урока
Организационный момент
Методические приёмы
Актуализация знаний
Фантастическая добавка
Интеллектуальная разминка
Начало
урока с
элементами
театрализации
Усвоение нового материала
Удивляй!
Фантастическая добавка
Закрепление
Удивляй
Начало урока с эпиграфа к уроку
Своя опора - шпаргалка
Контроль
Пресс – конференция
Своя опора
Отсроченная отгадка
Вопросы к тексту
Рефлексия
«Корректор»
Игра-тренинг
Своя опора
Корзина идей
«Да-нетка»
Лови ошибку!
Лесенка «Моё состояние»
Свои примеры
Домашнее задание
Опрос по цепочке
Лови ошибку!
Программируемый опрос
Ключевые термины
Задание массивом
Пересечение тем
Рисуем настроение
Дерево творчества
Обычная контрольная работа
Хорошо-плохо
Игра в случай-ность
Три уровня домаш-него задания
Выбороч-ный контроль
Лови ошибку
Продолжи фразу
Необычность
обычного
Елочка
Блиц – контроль-ная
Проба пера
Синквейн
Индивиду-альное задание
Свобода выбора