Семинар-практикум  
Применение в работе педагогических техник, ориентированных на системно- деятельностный подход. 
 
    
Использование на уроках  приемов педагогической техники   
 И. А. Дигитаева 
Учитель английского языка 
1 категории 
МБОУ СОШ №3 
    
Китайская мудрость : 
« Я слышу – я забываю, 
я вижу – я запоминаю, 
я делаю – я усваиваю ». 
    
    
    
Приёмы педагогической техники 
- 1. Принцип свободы выбора 
 -  2. Принцип открытости 
 -  3.Принцип деятельности 
 -  4. Принцип обратной связи 
 -  5. Принцип идеальности 
 
 
    
Пирамида обучаемости учащихся  
Лекция-монолог 5%  
Чтение (самостоятельное) 10% 
Аудио-видеообучение 20%  
Показ (демонстрация) 30% 
Ообсуждение в малой группе) 50%  
Практика в процессе деятельности 75% 
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%   
    
1. Организационный момент 
Методические приёмы: 
- Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации 
 - «Да-нетка»  
 - Отсроченная отгадка 
 - Фантастическая добавка 
 - Начало урока с использованием стихотворения, относящегося к теме урока 
 - Начало урока с элементами театрализации 
 - Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока  
 - Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока 
 - Начало урока с эпиграфа к уроку.  
 
    
Начало урока с использованием 
стихотворения, 
относящегося к теме урока 
“ What are you going to do ?” 
Asked me a clever cockatoo. 
He is going to think. 
She is going to drink. 
They are going to ride a camel. 
But  we are going to TRAVEL ! 
 
    
Интеллектуальная разминка 
1. Укажите, что общего в словах каждого ряда и что их отличает? 
А. говорить, говорение, говорливый 
Б. плотность, уплотнить, плотный 
В. привет, приветливый, приветствовать 
2. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами: 
искать – найти, ехать – приехать? 
А) приставочный способ словообразования 
Б) изменение глагола по лицам 
В) видовые пары глаголов 
Г) изменение глаголов по временам 
3. Какой общий признак связывает глаголы в следующих 
 словосочетаниях: 
Покатился с горы, возле нас вертится, собираюсь в гости? 
1) все глаголы прошедшего времени 
2) все глаголы несовершенного вида 
3) все глаголы переходные ( сочетаются с существительным в 
форме В.п. без предлога) 
4) все глаголы возвратные ( имеют постфикс –ся (-сь)) 
    
2. Актуализация знаний 
Методические приёмы: 
-  Интеллектуальная разминка 
 - Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами 
 - Своя опора - шпаргалка 
 - Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий 
 - Отсроченная отгадка 
 -  Игра в случайность  
 - Лови ошибку  
 - Вопросы к тексту 
 - Идеальный опрос  
 - Корзина идей, понятий, имён 
 
 
    
Восстановление деформированного текста пропущенными словами 
Морфологические признаки глагола. 
Глагол – самостоятельная изменяемая часть речи. 
 Обозначает действие, состояние. 
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы:_ 
___________________? _____________________? 
Начальной формой глагола является ____________________. 
К постоянным морфологическим признакам относят: 
а)вид(________\________); 
б) ___________(способность сочетаться с формой 
 _____падежа без предлога); 
в)возвратность (наличие ________); 
г)_________. 
 5. К непостоянным морфологическим признакам относят: 
а)наклонение (__________, ___________, _________); 
б)_________(у глаголов изъявит.накл.); 
в)_________; 
г)лицо (кроме глаголов условного наклонения и глаголов 
 __________ времени); 
д)__________(у глаголов в условном наклонении и изъявительном 
наклонении в ____________ времени в единственном числе). 
6._________________________________________________________ 
    
Прочитайте текст и выполните задания к нему. 
(1)Глагол — это цельная мысль, а не отдельное понятие, 
как имя существительное. (2)Это сообщение о чем-то, 
а не эмоция, как имя прилагательное. (З)Когда-то глаголом 
 называли всякое слово (так и у Пушкина — в архаичном, 
высоком значении: «Глаголом жги сердца людей»), 
еще раньше глаголом называли речь вообще. 
 (4)Новое — вот что является важным в глаголе. 
 (5)Глагол — самая живая часть речи: название действия 
 составляет суть фразы, делает предложение динамичным 
 и полнокровным. 
 (6)Оттого и любят глагол писатели. (7)Не готовое 
 определение, а ускользающий признак сказуемого, 
сказанного, выявленного: не белый, беленький, беловатый, 
 не белость, белизна, а белеть, белеться, белить.. 
(8)Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, у него 
 каждое третье слово — глагол. (9)Четкость слога у 
Чехова — тайна в том же. (10)Почему так динамичны 
рассказы Толстого? (11)Все дело в ______________. 
(12)Глаголы — самая ___________________ часть ________. 
(13)Не случайно среди них так мало заимствований: обычно 
 заимствуется имя — понятие, а действием и чувством оно 
наполняется в родном языке. 
    
Вопросы к тексту 
 
1) О чём говорится в этом тексте? 
1) о спряжении глаголов 2) о происхождении глаголов 
3) об употреблении глаголов в речи 4) о правописании глаголов 
2. Какая общая особенность, по мнению автора текста, свойственна русским писателям — А. Пушкину, А. Чехову, А. Толстому? 
- активно используют в своих произведениях глаголы 
 - в их произведениях много устаревших слов — архаизмов 
 - используют живую разговорную речь 
 - их произведения посвящены важнейшим историческим событиям 
 
3. В каком предложении можно узнать о том, какое значение 
в прошлом имело слово глаголе Укажите номер этого предложения. 
4. Вставьте в текст пропущенные слова. 
 
5. Укажите номер предложения, которым можно подтвердить 
 следующее суждение: «Автор, чтобы ярче и нагляднее показать 
 отличие глагола от слов других частей речи, приводит примеры». 
    
Правописание глагола 
1 спр. - е , -у (-ю) 
2 спр. - и, -а (-я) 
-ться = Что …ть?  - тся = Что …т? 
Ж 
Ш Ь+(СЯ) 
Ч  
    
3.  Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного  материала 
- Удивляй! 
 - Пресс-конференция 
 - Своя опора 
 - Лови ошибку 
 - Отсроченная отгадка 
 - Ключевые термины 
 - Хорошо - плохо 
 - Мультимедийная презентация 
 - Работа с интернет-ресурсами  
 
 
    
Своя опора 
    
4. Рефлексия деятельности 
- Рисуем настроение 
 - Елочка  
 - Дерево творчества 
 - Лесенка «Моё состояние» 
 - Выбери верное утверждение 
 - Продолжи фразу 
 - Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока 
 - Стрелки или графики 
 - Табличка 
 - Синквейн  
 
    
Вопросы итоговой рефлексии, которые задаёт преподаватель в конце урока 
 
- Какова тема сегодняшнего урока? 
 - Какова цель урока? 
 - Что было самым важным на уроке? 
 - Зачем мы на уроке составляли кластер? 
 - Чему посвятим следующий урок?  
 
    
5. Домашнее задание. 
- Необычность обычного  
 -  Свобода выбора 
 - Проба пера       
 
 
    
HOMEWORK 
Create a Christmas postcard 
 
Write a Christmas poem 
 
Make a presentation about Christmas 
    
Вставьте пропущенные буквы: 
Ф.И.Тютчев 
Весенние воды 
Ещё в п..ляхб..леет снег, 
А воды уж в..сной шумят – 
Б..гут и блещ..т, и гласят… 
Они гласят во все к..нцы: 
«В..сна идёт, в..сна идёт! 
Мы молодой в..сны г..нцы, 
Она нас выслала вперёд!» 
Весна идёт, весна идёт! 
И тихих, тёплых майских дней 
Румя..ый, светлыйх..р..вод 
Толпит..ся вес..ло за ней. 
Распределите глаголы по графам таблицы 
Глаголы движения, действия  
Глаголы звучания 
Глаголы цвета 
Глаголы состояния 
    
1. Сформулируйте 5 вопросов по теме «Морфологические признаки глагола» 
2. Повторите правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Выполните упражнение № 391: 
Составьте словосочетания (на выбор): 
1: «глагол с пре- + сущ.», 
2: «глагол с при- + наречие» 
(глагол – главное слово). 
    
6. Конструктор урока 
Этапы урока 
Организационный момент 
Методические приёмы  
Актуализация знаний 
Фантастическая добавка  
Интеллектуальная разминка 
Начало 
урока с 
элементами 
театрализации 
Усвоение нового материала 
Удивляй! 
Фантастическая добавка 
Закрепление 
Удивляй 
Начало урока с эпиграфа к уроку  
Своя опора - шпаргалка 
Контроль 
Пресс – конференция 
Своя опора 
Отсроченная отгадка 
Вопросы к тексту 
Рефлексия 
«Корректор» 
Игра-тренинг 
Своя опора 
Корзина идей 
«Да-нетка» 
Лови ошибку! 
Лесенка «Моё состояние» 
Свои примеры 
Домашнее задание 
Опрос по цепочке 
Лови ошибку! 
Программируемый опрос 
  Ключевые термины 
Задание массивом 
Пересечение тем 
Рисуем настроение 
Дерево творчества 
Обычная контрольная работа 
Хорошо-плохо 
Игра в случай-ность 
Три уровня домаш-него задания 
Выбороч-ный контроль 
Лови ошибку 
Продолжи фразу 
Необычность 
обычного 
 
Елочка 
Блиц – контроль-ная 
Проба пера 
Синквейн 
Индивиду-альное задание 
  Свобода выбора