kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование игр в процессе обучения плаванию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи. Успешно в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами. Важным является использование приёмов педагогического воздействия (мотивация, похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка), выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Только в ней дети осваивают правила человеческого общения, накапливают опыт применения своих возможностей. Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники и развлечения на воде, которые способствуют всестороннему развитию. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д. Игровой метод в обучении плаванию Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте. Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные. К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны. Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу. Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам. Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме. При подборе игр и их проведении необходимо учитывать: 1) возраст занимающихся; 2) уровень плавательной и общефизической подготовки; 3) эмоциональное воздействие на играющих; 4) условия проведения; 5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.). Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом не обижая других. Например: «У Пети были самые большие брызги — молодец! А у Вани (руки) работали быстрее всех! А Паша, наверно, был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!» и т. д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: «Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну, настоящая торпеда!». Необходимо применять количественные сравнения — много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т. д. При использовании игрового метода для начального обучения плаванию необходимо учитывать направленность игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование игр в процессе обучения плаванию» »



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

средняя общеобразовательная школа № 1317

с углубленным изучением английского языка













Выступление на педсовете

«Использование игр в процессе обучения плаванию»









Подготовила инструктор по

физической культуре:

Король А.А.









Москва 2014г

Ребенок всегда является зеркалом среды,

в играх он усваивает все: привычки и обычаи

своей среды, воспринимая все, что чаще видит

и узнает от окружающих его лиц.

П.Ф. Лесгафт



Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи. Успешно в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами. Важным является использование приёмов педагогического воздействия (мотивация, похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка), выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д.

Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Только в ней дети осваивают правила человеческого общения, накапливают опыт применения своих возможностей. Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники и развлечения на воде, которые способствуют всестороннему развитию. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Игровой метод в обучении плаванию

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.

Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.

К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

1) возраст занимающихся;

2) уровень плавательной и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие на играющих;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом не обижая других.

Например: «У Пети были самые большие брызги — молодец!

А у Вани (руки) работали быстрее всех!

А Паша, наверно, был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!» и т. д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: «Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну, настоящая торпеда!». Необходимо применять количественные сравнения — много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т. д.

При использовании игрового метода для начального обучения плаванию необходимо учитывать направленность игр.

Игры, направленные на ознакомление со свойствами воды

«Морской бой», «Кто выше» , «Буря в море» , «Морские волны » , «Поймай рыбку» , «Умывание» , «Футбол» , «До пяти», «Лягушата» , «Будь внимательным», «Пролезь в круг» , «Сомбреро» , «Спутник» например как эта игра «Хождение по дну» Дети стоят по росту, впереди самый маленький. Уровень воды по пояс или по грудь.

— «ходьба по скале»: дети идут друг за другом, перебирая руками по борту;

— «ледокол»: то же, выставив одну руку вперед;

— «лодочка на веслах»: то же, помогая гребковыми движениями руками;

— «на парусе»: то же, идя на носочках и бесшумно.

Правила: внимательно слушать и четко выполнять указания преподавателя.

Варианты: по мере освоения указанных заданий можно добавлять более сложные элементы — с опусканием лица в воду, передвижения прыжками, ходьба спиной вперед.

Игры, направленные на обучение дыханию

«Горячий чай» , «Эстафета с бегущей игрушкой»,

«Пузыри» Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.

Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхать по-разному:

— сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно;

— сложить губы трубочкой и выдыхать обычно;

— выдыхать через рот медленно или быстро, губы в любом положении;

— погрузиться с закрытым ртом, открыть рот, как буква «о», выдох быстрый и сильный, сразу после выдоха рот в воде закрыть;

— прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот, сделать небольшой выдох, закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т. д. За одно погружение сделать 4–8 выдохов.

Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри. Выигрывает тот, у кого больше пузырей.

«Общее дыхание» Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).

По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.

Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.


Игры, направленные на обучение погружению и всплытию

«Кто быстрее спрячется под воду», «Пройди под мостом» , « Конкурс поплавков» , «Водолазы» , «Сядь на дно» , «Кораллы» , «Буксир» , «Охотники и утки» , например: «Поплавок» Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение на задержанном вдохе. Одну ногу оторвать от дна и подтянуть колено к груди, руки обхватывают голени, голова убрана в колени — положение группировки. Оторвать вторую ногу от дна и прижать к груди, руки обхватывают обе ноги, нос убран в колени. При отрывании от дна второй ноги ребенок сначала может погрузиться ко дну, но если вдох сделан глубокий, то через 1–2 секунды он всплывет так, что округлая спина будет плавать на поверхности воды. Не изменяя положения, ребята считают до 5-10 (в зависимости от подготовки), а затем встают на дно. Правила: в воде открывать глаза. Не отпускать колени раньше времени.

Игры, направленные на выработку навыка лежания на воде

«Буксировка», «Медуза», «Осьминог» , «Кто сделает?» , «Перевертыши» например: «Морская звездочка» Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед так, чтобы живот и плечи легли на воду, руки в стороны, голова погружена в воду. Оторвать одну ногу от дна и поднять к поверхности воды, плавно поднять вторую ногу, ноги разведены в стороны. Лежать в таком положении от 5 до 15 счетов (секунд). Правила: открывать под водой глаза; выигрывает тот, кто дольше пролежит на воде.

Игры, направленные на выработку навыка скольжения

«Торпеды» , « Винт», «Торпеды и корабли» , «Кто дальше?» например: «Стрела» Дети стоят на дне бассейна друг за другом. Первый игрок принимает положение «стрелочка» (прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой; ноги вместе, носочки оттянуты) и ложится на воду на спину или на живот (на задержанном вдохе). Руководитель входит в воду, одной рукой берет игрока за ноги, другой поддерживает под живот (или под спину) и сильно толкает вперед.

Правила: нельзя отталкиваться от руки руководящего самому; лучшей оказывается «стрела», которая проскользит дальше всех. Варианты: дети сами смогут выталкивать друг друга в положении «стрелочка», также можно отталкиваться ногами от борта и скользить без движений.

Игры, направленные на выработку и закрепление плавательных движений

«Гонка катеров», «Мотор» , «Самый внимательный» , «Мельница» , «Кувырок» , «Пароход» , «Удержи доску» , «Хрустальные шары» , «Кто дольше?» , «Борьба за мяч» , «Гусеница» например: «Фонтан» Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта). По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: «больше брызг!», «меньше брызг», «без брызг». Ноги почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине — колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила: нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры — полторы–две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.


Игры, направленные на овладение простейшими прыжками

«Скатывание в воду», «Каскад», «Кто дальше» , «Поймай мяч» , «Клоунада» , например: «Каскад из спадов» Играющие сидят на борту, ноги опущены и стоят на сливном канале, руки подняты вверх в положении стрелочка. По команде первый игрок выполняет спад, за ним делает следующий, и так далее один за другим, каскадом. Следить, чтобы дети не мешали друг другу.

Варианты: так же можно выполнить спады из упора присев, стоя согнувшись, а также стартовый прыжок.

Опыт работы показывает, что обучение плаванию как умению держаться на воде и передвигаться на ней  недостаточно. Дети, овладевшие техникой плавания в бассейне, не всегда способны использовать свой навык, попадая в реку, море или океан с их течением или волнами. Я считаю, что задача педагога – не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки. Перечисленные мною приемы были успешно апробированы с этими целями и показали свою эффективность.



Литература:

Андрианов П.И. (ред). Плавание: пер.с англ. – М: Астрель; АСТ, 2010
Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. – М, ФиС, 1973
Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос Пресс, 2004
Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
Карпенко Е.Н, Коротнова Т.П, Кошкодан Е.Н., Плавание: игровой метод обучения.  – М: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. – М:, ФиС, 1974
Осокина Т.И., Как научить детей плавать. М: АПН РСФСР, 1962
Осокина Т.И., Как научить детей плавать: пособие для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1985
Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. – М.: ФАИР, 2008


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Использование игр в процессе обучения плаванию»

Автор: Король Алина Александровна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "учебная программа дополнительного образования детей "обучение плаванию" "
    ["seo_title"] => string(82) "uchiebnaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-obuchieniie-plavaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "147409"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419373748"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Познавательная викторина "Все об Олимпийских играх "
    ["seo_title"] => string(55) "poznavatiel-naia-viktorina-vsie-ob-olimpiiskikh-ighrakh"
    ["file_id"] => string(6) "214605"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432377995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsii_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "350587"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476896353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Доклад на тему:"Консультация для родителей Здоровьесберегающие технологии в приобщении воспитанников детского сада к здоровому образу жизни" "
    ["seo_title"] => string(163) "doklad-na-tiemu-konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-priobshchienii-vospitannikov-dietskogho-sada-k-zdorovomu-obrazu-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "144131"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418658832"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства