"Индивидуальный образовательный маршрут, как средство повышения профессионального мастерства"
"Индивидуальный образовательный маршрут, как средство повышения профессионального мастерства"
«Качество и результат» - эти два понятия сегодня становятся ведущими критериями деятельности современной образовательной организации. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», - утверждал английский писатель Р.Киплинг. С эти трудно не согласиться, но современная педагогическая наука ещё не определила сущность термина «качества образования», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальный образовательный маршрут, как средство повышения профессионального мастерства"»
«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.
Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.
Иди рядом, и мы будем одним целым»
Высказывание индейского вождя
«Качество и результат» - эти два понятия сегодня становятся ведущими критериями деятельности современной образовательной организации. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», - утверждал английский писатель Р.Киплинг. С эти трудно не согласиться, но современная педагогическая наука ещё не определила сущность термина «качества образования», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.
Каждый субъект образовательного процесса (преподаватель, обучающийся, родители и др.) заинтересован в обеспечении качества образования. Эксперты Международного института планирования образования (МИПО) считают, что качество образованияэто многоаспектовое явление, включающее в себя: качество преподавания, качество педагогических кадров, качество материально – технической базы, качество учащихся, качество управления и качество исследований.
Система качества образования в образовательной организации синтезируется из следующих качеств:
Качество целей;
Качество условий;
Качество учебного процесса;
Качество конечного результата.
Перевод основных требований развития образовательного учреждения в реальное образовательное пространство нужен учитель, который работает не в рамках рецептурной педагогики, а в рамках концептуальной педагогики. Потребность образования в новом учителе – учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; которые не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., поскольку владеет навыками профессиональной управленческой деятельности. Эта потребность четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики сегодня.
Доступность, качество образования, эффективность начинается, несомненно, с «учителя нового качества».
Именно учитель и его система профессиональных компетентностей есть та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы и в том числе, качестве образования.
В этой связи хочется остановиться на уроке как основной форме обучения, являющейся важным фактором качества образования.
Многочисленные исследования и наблюдения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения занятий:
Увлечение планированием без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока, противопоставление творчества и программно – методической дисциплины;
Слабое знание личности обучающегося и групповых коллективов, и как следствие, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференцированности в обучении, отсутствие направленной работы по ликвидации пробелов в знаниях;
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования;
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;
Перегруженность содержания учебного материала;
Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
Бедность арсенала выбора методов обучения, односторонне увлечение то одним, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;
Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
Пассивная позиция части обучающихся в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы;
Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, не развивающую познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
Если вслушаться в звуковое содержание слова «УРОК», в его историю. Оно общеславянского происхождения, производно от речи – от «говорить».
У – установка на поиск, на познание, на успех. У – улыбка друзей и учителя. У – вход в науку, в культуру. У – увертюра к познавательной деятельности.
Р –мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей, режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к действию.
О – окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и понятного. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить о чем-то с позиции знающего человека.
К –конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.
При этом важно отметить, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.
Успешное внедрение новых ФГОС СПО и ФГОС ТОП-50, реализация комплекса мер по модернизации профессионального образования всецело зависят от подготовки педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.
Образованию необходимы «новые учителя», открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа). Именно такие учителя реально смогут реализовать новые требования к образованию.