Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».
Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».
Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».»
Подготовила: Микова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.
Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется: - образовательными потребностями;
- индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы.;
- возможностями материально-технической базы учреждения; - профессионализмом педагога.
ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения.
Различают типы структуры индивидуального образовательного маршрута.
Линейная – принцип построения - от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.
Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов
В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.
Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута я использую в своей работе с одарёнными детьми. Кроме того такая структура помогает реализовать образовательный маршрут для учащихся с разносторонними интересами.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность одарённого подростка. Причем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтерисованность в происходящем учащегося должна стоять на первом месте.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.
1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап)
2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время прохождения индивидуального образовательного маршрута
3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового).
4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ,определение содержания учебно-тематического плана.
5.Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.
Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ – используется по мере необходимости.
Этап диагностикиуровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей и уровень интереса.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. В своей работе использую вводное и промежуточное анкетирование для выяснения интересов учащихся . Этап целеполагания и определения первостепенных задач.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться.
Третий этап «Определение времени».В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.
4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, определяется сама методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы способы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным из базовой программы. Это могут быть предметные объединения такие как «Исследователи природы», элективные курсы, занятия в летней экологической школе, профильные занятия,.
Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:
Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторские занятия.
Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьютрское сопровождение младших школьников при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.
Этап 5. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.Формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных детей также могут быть необычны: участие в конкурсах, проведение открытых занятий - тьюторская деятельность, презентация достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.
Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.