kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образова­тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу­ществлении педагогической поддержки его самоопре­деления и самореализации.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».»

Подготовила: Микова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с по­лучения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к форми­рованию универсальных способностей личности, основанных на новых соци­альных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.

Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учеб­ную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать инди­видуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого уче­ника исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образова­тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу­ществлении педагогической поддержки его самоопре­деления и самореализации.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» суще­ствует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализа­ции: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные про­граммы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (органи­зационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория преду­сматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержа­тельный компонент), а также разработанный способ его реализации (техноло­гии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется: - образовательными потребностями;

- индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы.;

- возможностями материально-технической базы учреждения;
- профессионализмом педагога.

ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Использо­вание индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностно­го, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения.

Различают типы структуры индивидуального образовательного маршрута.

  1. Линейная – принцип построения - от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.


  1. Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов

В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть отно­сительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.

  1. Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности от­рабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структуриро­вания материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута я использую в своей работе с одарёнными детьми. Кроме того такая структура помогает реализовать образовательный маршрут для учащихся с разносторонними интересами.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность одарённого подростка. Причем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтерисованность в происходящем учащегося должна стоять на первом месте.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап)

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про­хождения индивидуального образовательного маршрута

3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового).

4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.

5.Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.

Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ – используется по мере необходимости.

Этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его инди­видуальных особенностей и уровень интереса.

Существует множество методик диагностики уровня раз­вития способностей и одаренности. В своей работе использую вводное и промежуточное анкетирование для выяснения интересов учащихся . Этап целеполагания и определения первостепенных задач.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться.

Третий этап «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с по­ставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.

4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.

Педа­гогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ре­бенка, его возможности и поставленные цели, определяется сама методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы способы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным из базо­вой программы. Это могут быть предметные объединения такие как «Исследователи природы», элективные курсы, занятия в летней экологической школе, профильные занятия,.

Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:

  • Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.

  • Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

  • Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторские занятия.

  • Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьютрское сопровождение младших школьников при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Этап 5. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений. Формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных детей также могут быть необыч­ны: участие в конкурсах, проведение открытых занятий - тьюторская деятельность, презентация достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальный образовательный,как средство повышения профессионального мастерства».

Автор: Микова Светлана Васильевна

Дата: 11.02.2024

Номер свидетельства: 645466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства