Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с учащимися с повышенной мотивацией
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с учащимися с повышенной мотивацией
Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с учащимися с повышенной мотивацией »
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с учащимися с повышенной мотивацией
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:
- в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
- слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
- обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
- обучающиеся с ОВЗ.
Таким образом, такой маршрут может разрабатыватьсядля любого учащегося с разными образовательными возможностями и способностями
Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлениям одновременно
При построении ИОМ учитываются
- уровень развития познавательных процессов;
-уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;
-потребности и интереса ребенка и родителя.
В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания, карточки, подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и групповой работы, работа с учениками-консультантами (когда сильный ребенок консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более сильного ученика).
Индивидуальные образовательные маршруты, по моему мнению из-за нехватки времени на уроке я реализовываю после уроков во время проведения групповых занятий. Для учащихся с повышенной мотивацией мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты, где приоритетной деятельностьюявляетсясамостоятельная работа учащихся, а я только координировать эту деятельность. Так, для сильных учащихся 8 а класса по геометрии на весь учебный год подобраны и мною распечатаны задания по всем темам, изучаемым в 8 классе из открытого банка заданий ГИА по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведенной тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию.Например, в 7 классе при изучении геометрии провожу дифференцированный контроль знаний. Так учащимся, которым достаточно отметки «3» при подготовке к уроку достаточно знать определения и формулировки теорем без их доказательства, и применять полученные знания при решении несложных задач. Все кто претендуют на отметку «5», учат теоремы вместе с доказательствами и в обязательном порядке доказывают каждую теорему. На уроке опросить каждого сильного ученика по каждой теме нет возможности, поэтому «отчитываться» ребятаприходят и до уроков и после, и во время групповых занятий. В свою очередь, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. В 5 и 6 классах, где дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах (Мультитест, Мир знаний, Олимпус, Прояви себя), которые проходят с октября по март, такой маршрут предусматривает подготовку детей к этим конкурсам и олимпиадам.
Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую разрабатывали в этом году учителя-предметники, подготовка к олимпиадам в старших классах– это тоже индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листаиндивидуального маршрута обучения.
Также составляетсяиндивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
целевое назначение,
исходный уровень знаний учащегося,
продолжительность обучения,
ожидаемый результат,
учебные программы,
формы аттестации достижений учащегося.
ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.
И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО _______________________________
ученика (цы) ______ класса МБОУ «СШ №4»
на _______/_______ учебный год
Тема направления занятий
ФИО учителя
Кол-во
часов
Результаты
Подпись учителя
Учитель ______________/___________ /
Ученик________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Индивидуальная образовательная программа
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата.
Обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей в выборе направления деятельности
Наличие индивидуальной составляющей целевого, содержательного и технологического компонентов
Ориентация на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей учащегося
Возможность адаптации программы к меняющимся запросам и условиям