Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа с учащимися »
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
систематический анализ достигнутых результатов.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
Изучение личностных особенностей учащихся
Диагностика развития личности.
Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
Развитие форм, средств и способов общения.
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
Помощь в повышении уровня воспитанности
Помощь в овладении новыми знаниями.
Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
Изучение документов личного дела.
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
Использование наказаний: порицание, выговор.
Учет нарушений ПВР.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
Моделирование проблемных ситуаций.
Использование критики.
Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.
Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
Отношение к внешнему облику, речевая культура.
Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
Как адаптировался в коллективе.
Преобладающие эмоциональные состояния.
Развитие волевых качеств.
Отношение к порученному делу
Отношение к учебе.
Нравственная культура.
Отношение к родителям, родным.
Отношение к самому себе.
Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
Нарушения в поведении.
Поощрения.
Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
Уровень развития познавательных способностей.
Способность работать самостоятельно
Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
Работоспособность на уроке.
Мотивация учения
Устойчивость познавательных интересов.
Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
Состояние эмоционально-волевой сферы.
Уровень тревожности.
Уровень агрессивности.
Нравственная культуры подростка.
Самооценка.
Уровень притязаний.
Общительность
Самокритичность
Стремление к успеху.
Развитие волевых качеств
Самоконтроль
В коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На первом собрании учащиеся выбирают актив класса, распределяют поручения.
Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.