Любое учебное заведение становится для его обитателей местом, куда хочется вернуться, местом, где тебя ждут, тебе всегда рады, где твоя боль и счастье становится чувствами твоего учителя. Учитель – безусловно, основа, стержень, и именно с него начинается жизнь. Именно он вносит в нашу жизнь стили и мерки, которыми мы руководствуемся на протяжении многих-многих лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имидж современного педагога»
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Любое учебное заведение становится, для его обитателей, местом, куда хочется вернуться, местом, где тебя ждут, тебе всегда рады, где твоя боль и счастье становится чувствами твоего учителя. Учитель – безусловно, основа, стержень, и именно с него начинается жизнь. Именно он вносит в нашу жизнь стили и мерки, которыми мы руководствуемся на протяжении многих-многих лет. Если же это не так, тогда у учителя есть проблемы. Скорее всего, у него нет своего имиджа.
В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
Имидж может быть положительным или отрицательным. Кроме личностного, имидж может быть профессиональным. Понятие «имидж» может быть применено не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любого учебного заведения будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид.
Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан Ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учащимся.
В современном обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.
5 правил для учителя: Будь опрятным! Соответствуй! Следи за речью! Будь общительным и доброжелательным! Самосовершенствуйся!
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
-визуальная привлекательность;
-вербальное поведение;
-невербальное поведение;
-манеры, этикет;
-соответствие необходимому образу;
-обаяние.
Визуальная привлекательность. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. Визуальная привлекательность – это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас.
Вербальное поведение. Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой для становления личности. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении(мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Этикет. Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка – высокая самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” – позиция “победителя”.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, к которому предъявляются следующиетребования:
-высокая гражданская ответственность и социальная активность;
-любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
-подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
-высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
-потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
-физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Личность учителя оставляет след в памяти и сердце ребенка, являясь зачастую одним из решающих факторов в его адаптации, а затем в самоопределении и выборе жизненного пути, в способности к эффективной коммуникации и единению. А чем сильнее в людях чувство общности, тем больше они симпатизируют и доверяют друг другу, тем позитивнее они смотрят на жизнь и, как следствие, достигают больших вершин в собственном развитии.
Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.