№ | Название | Краткое описание | Цель игры | Кол-во детей | Примечания |
1 | «Снежный ком» | По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним | Знакомство и сплочение группы | до 20 | |
2 | «Путаница» | Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. | Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. | 5-10 | Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. |
3 | «Белые медведи» | 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи». Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем». | Разрядка | 5-25 | Безопасное помещение |
4 | «Черные шнурки» | Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто места не нашел, становится ведущим | Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее | 6-25 | По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как-то определенный отношений, осознания чувств и т.д. |
5 | «Вася-Вася» | Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. | Знакомство, внимание, наблюдательность и координация | 5-10 | Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса. |
6 | Имена – качества | Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя (например: Лариса – любовь, Сергей – скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. | Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности | любое | |
7 | Вопросы на бумажках | Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант – на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. | Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны | любое | Возможный уход от серьезной работы – написание вопросов типа, «Какого цвета у меня волосы?» |
8 | «Я никогда не…» | Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…». (Например – «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному. | Знакомство в игровой форме, разрядка | 5-15 | Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека. |
9 | Знакомство по парам | Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. | Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы. | Четное 8-16 | Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать. |
10 | «Поиск общего» | Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. | Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности | 8-30 | Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. |
11 | «Времена года» | Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных – угадать какое. | Разрядка, знакомство, сплочение группы | 10-25 | |
12 | «Построиться по…» | Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) | Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. | любое | Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия. |
13 | «Дракон» | Все участники встают в цепочку. Первый – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна поймать хвост. | Разрядка, сплочение | 5-15 | Безопасное помещение |
14 | «Зоопарк» | По предложению ведущего все изображают каких-либо животных (движения и звуки) | Разрядка, проявление фантазии, выход энергии | 5-25 | |
15 | «Салки-обнималки» | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. | Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт» | 6-30 | Просторное, безопасное помещение |
16 | «Зеркало» | В парах один человек повторяет движения другого. Вариант – вся группа повторяет движения одного. | Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь. | любое | |
17 | «Рисунок с поводырем» | Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. | Снятие возбуждения межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру. | Любое четное | Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым». |
18 | «Стул сгорел» | Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев выбывает, один стул убирается. | Разрядка | 6-30 | Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев. |
19 | «Поросята и котята» | Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят» как на «первый второй-третий», Все закрывают глаза и издавая соответствующие звуки должны найти своих собратьев. | Разрядка | 6-30 | Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне «разогретости» группы. |
20 | «Ассоциации» | Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках, мяч называет слово. Тот, кому мяч перекинули, называет слово – ассоциацию к сказанному предыдущим частником. | Ассоциативное мышление, знакомство | 6-20 | Может быть задана тема для ассоциаций – чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой. |
21 | «Скульптор» | Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. | Внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии. | 6-12 | Тем, кто ждет своей очереди, скучно. |
22 | «Семеро козлят и волк» | Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть – «коза», треть «козленок». «Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает 1-2 «козлят», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» «умирают» от голода. | Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями. | 12-25 | Подростки обычно действуют по принципу «нравится – не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения. |
23 | «Слепец и поводырь» | «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. | Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. | Работа в паре | Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему доверяют. |
24 | «Мои особенности и преимущества» | Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. | Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого. | 7-15 | Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять. |
25 | «Собака» | Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее. | Разрядка, снижение возбуждения, сплочение. | 6-20 | Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень «разогретости» группы. |
26 | Горячий стул | Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные говорят ему с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения. | Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. | 10-20 | При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга. |
27 | Карта моей души | Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисок группе и рассказать, где что нарисовано. | Формирование «Я-концепции», возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. | 10-20 | Если всем захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом дома, например). |
28 | «Выражение чувств» | Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Передвигаясь произвольно, находят партнеров. Выражающие аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют, насколько однородные группы образовались. | Понимание важности языка тела, налаживание связи между чувством и его телесным выражением. | не меньше 10 | Может быть, скучно для подростков, если группа недостаточно разогрета. |
29 | «Ужасно-прекрасный рисунок» | Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается. | Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии. | не больше 12, большую группу можно разбить на подгруппы | |
30 | «Ладошка» | Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. хозяину лист возвращается в перевернутом виде. | Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций. | любое | |
31 | «Немой зоопарк» | Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывая свое животное и животное того, кому привет передается. | Разрядка, память и внимание, спонтанное мышление | любое | |
32 | Семейная скульптура | Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи, в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру – каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей. | Осознание и чувствование в теле ролевой позиции, возможность соотнести ее с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей. | 5-7 | После скульптуры необходимо участникам стряхнуть с себя роли. |
33 | «Кочки» | На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача – не становясь на пол, построится в правильном порядке. | Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. | 7-10 | |