Умные игры для ребенка - та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игры учат общаться и познавать себя. Подбор развивающих игр - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой задачи зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Детство – самый важный период в жизни любого человека. В это время усваивается и систематизируется огромное количество информации. Доказано, что за первый год жизни малыша его мозг развивается на 60 %. К трем годам этот процент достигает 80. Причем, чем младше ребенок, тем быстрее и легче идет процесс усвоения. Чем больше знаний получит малыш сегодня, тем проще ему будет завтра – ему будет легче учиться в школе, у него будут более выдающиеся достижения, он сможет большего добиться в жизни.
В каждом ребенке спит гений. А вот удастся ли разбудить его в крохе, развить его способности, данные природой, зависит от нас, взрослых.
Известно, что ведущим видом деятельности у ребенка является игровая. Только через нее он сможет получать новые знания, осваивать умения, овладеть навыками. И вот здесь не обойтись без развивающих игр. По праву их называют «умными играми». Из-за огромного количества компьютерных игр, развивающие игры не получают должного внимания. А ведь на самом деле, пользы они приносят больше.
Умные игры – это игры, тренирующие мозговую активность ребенка, развивающие логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Они учат чтению, письму, говорению, рисованию и лепке – то есть всему тому, что не только позволяет задействовать все части мозга, но и влияют на мелкую моторику.
Умные игры для ребенка - та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игры учат общаться и познавать себя. Подбор развивающих игр - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой задачи зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.
Рассмотрим наиболее популярные игры, которые активно используют в своей работе с дошкольниками многие ДОУ и школы.
“Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.
На восприятие цвета, формы, величины используют блоки Дьенеша.
Активно педагогами используется для развития детей игровой метод Воскобовича и его технология "Сказочные лабиринты игры". Это дает без каламбуров "сказочный" результат. В группах, где дети играют в игры Воскобовича, трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. Дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, они отличают голубой цвет от синего и серого цветов. У детей, играющих с играми Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Дети рано начинают читать. Кроме того, у этих детей отличная подготовка к школе. Они не боятся идти в школу, но хотят учиться именно ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с интересом. Неплохо? Действительно, неплохо, когда у детей можно сказать на глазах развивается понятливость и формируется довольно высокий интеллект.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:
*арифметическими (угадывание чисел);
*геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
*буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы.
Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.
Дошкольные годы летят очень быстро. Совсем недавно малыш учился ходить и произносить первые звуки – и вот уже завтра он идёт в первый класс. Надо постараться не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполнить каждый день ребёнка интересными событиями, новыми открытиями, развивающими играми. Пока есть время, не стоит торопить малыша, заменяя весёлые игры скучными уроками, ведь всё хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благодатные всходы.
Список литературы
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
Перов В. Лучшие развивающие игры для малышей. – Симферополь: Изд-во Таврида, 2010.