Беседа с подростками об особенностях кризиса подросткового возраста, как с минимальными потерями и с максимальной пользой для себя пройти период взросления, о необходимости целеопределения в жизни, необходимости развития воли для достижения этих целей. Цель беседы в том, чтобы воспитать у ребят чувство ответственности за свои поступки, за своё будущее, за свою судьбу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Я - режиссёр собственной жизни! »
Я – режиссёр собственной жизни!
Молодость счастлива тем,
что у неё есть будущее.
Н.В. Гоголь
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о вашем возрасте, о противоречиях вашего возраста и о возможностях, которые есть у каждого из вас. На вас всех очень приятно смотреть, потому что вы все молоды, красивы. Ваше счастье сейчас состоит в том, что вы молоды!
Молодость – это время возможностей, которые ждут своей реализации, это время способностей, которые ждут своего развития… А в каждом из вас заложено столько возможностей и способностей, что вы даже и не подозреваете об этом! Целой жизни может не хватить, чтобы их раскрыть и развить!
Молодость, можно сказать, – это время посева…, а урожай будет собираться позже. Очень важно, что вы посеете.
Взросление, или подростковый возраст, переходный возраст чаще всего не проходит гладко, а сопровождается серьезным психологическим кризисом и рядом проблем. Как же преодолеть этот кризис с минимальными потерями, но с максимальной пользой для себя?
С одной стороны, это период обострения многих проблем и связанных с ними переживаний, но, с другой стороны, это возраст огромных возможностей, потенциалов для развития. То есть, отрочество – это период «режиссуры собственной жизни». И как успешно будет пройден этот возраст, удастся ли вам реализовать потенциалы, заложенные в каждом из вас, для развития, зависит только от вас.
Ключевое противоречие этого возраста связано с тем, что вы достигаете зрелости в физиологическом плане, соответственно, начинаете себя считать взрослыми, а в социальном плане еще остаетесь зависимыми от старших.
Как проявляется «взрослость» по-вашему?
- желание следовать моде (чудоковатость манер, необычность одежды (кстати, мода на спущенные штаны пришла к нам из американских тюрем, где заключенным не разрешается общаться, а таким образом они заявляют о своей нетрадиционной ориентации…, так что не следуйте слепо моде)…),
- подражание кому-то (агрессия, вандализм…),
- проверка границ дозволенного (сбежать, нагрубить, в позднее время вернуться домой…),
- нарушение принятых норм поведения (вызывающие поступки, конфликтность, совершение неоправданно-рискованных действий) и т.д.
Эти особенности не всегда приятны для взрослых, что порой ведет к непониманию, конфликтам, взаимным обидам.
Чтобы избежать этого, будьте откровеннее со взрослыми, говорите о своих ощущениях, чувствах, проблемах. Чтобы быть понятыми ими.
С другой стороны, в этот период взросления существует очень благоприятная предпосылка для вашего развития: развития физической формы, быстрее развивается интеллект (выше темп его развития). Затем эти физиологические предпосылки угасают.
Сейчас ваш организм еще пластичен, и спортивные нагрузки помогут подкорректировать телосложение: подкачать мышцы, избавиться от лишнего веса, улучшить осанку. Спортивные нагрузки тренируют опорно-двигательный аппарат, нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы... Спорт развивает силу, выносливость, быстроту. И человека, который занимается спортом, сразу видно: он подтянутее, сильнее, стройнее, красивее!
Кроме того, люди, привыкшие к преодолению больших физических нагрузок, гораздо легче преодолевают и стрессы, т.е. они более стрессоустойчивы – а это очень важное качество для выживания в современном мире.
В вашем возрасте происходит интенсивное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления и т.д. Скажите, а зачем их нужно развивать, зачем нужно развивать интеллект?
Во-первых, с интеллектуально-развитым человеком интересно общаться, он всегда пользуется вниманием и уважением окружающих. А во-вторых, люди, у которых постоянная интеллектуальная нагрузка, продлевают и свой биологический возраст: известны имена очень многих ученых, медицинских работников, творческих людей…, которые продолжают трудиться в здравом уме и памяти в преклонном возрасте - и в 90 лет, и в 100 лет! Умственные нагрузки продлевает молодость! Есть специальные техники для развития памяти, внимания, речи, мышления… Так что это одна из возможностей организации своего досуга – и с пользой для себя, и интересно.
Многие вещи, изучаемые в школе, могут казаться оторванными от реальной жизни, бесполезными (тригонометрия, электрические цепи…). Все это – тренировка ума! Изучение основ некоторых наук – эффективный способ такой тренировки! Кроме того, обучение повышает общий уровень культуры человека. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы!
Были такие эксперименты в 20-х г.г. прошлого века. Школьников учили только тому, что имело непосредственное отношение к их будущей работе. Но ни к чему хорошему это не привело: молодежь стремительно начинала тупеть. Даже если получаемые в школе знания не находят применения непосредственно в жизни, их получение развивает интеллект.
Сейчас в вашем возрасте формируется способность к самопознанию, самовоспитанию, усовершенствованию себя, начинается поиск смысла жизни…
Скажите, слышали такое выражение: «За одного битого двух небитых дают»? Почему это так? В битье же нет ничего хорошего, будь то физическое битьё или «моральное» (унижения, оскорбления…). Что приобретает битый человек, почему его цена удваивается?
Он получает жизненный опыт – результат переживаний и осмыслений тех событий, которые происходят с человеком.
Т.е. битый человек:
во-первых, станет умнее и в следующий раз будет избегать тех ситуаций, которые вызывают «битьё».
Знаете выражение «наступить на грабли»? Так говорят о ситуациях, которые могут неожиданно оказаться опасными или болезненными для человека. Так вот, дурак – это не тот человек, который наступил на грабли (в прямом и переносном смысле) один раз по незнанию или невнимательности и получил удар по лбу. Дурак – это тот человек, который уже несколько раз наступал на одни и те же грабли, опять делает то же самое и выводов никаких не делает.
Умный же человек, однажды попав в опасную или неприятную ситуацию, в следующий раз научится её избегать.
Во-вторых, битый человек научится безболезненно для себя выходить из таких ситуаций.
Допустим, на уроке за невыученный материал разнесли тебя в пух и прах. Поставили плохую отметку. Это должно послужить стимулом более ответственно подойти к следующему уроку, хорошо подготовиться к нему, чтобы эта ситуация не повторилась.
Итак. «битый» человек научится избегать потенциально опасных ситуаций, или получит импульс к самосовершенствованию, сделает соответствующие выводы, чтобы стать лучше, сильнее.
Все зависит от самого человека, какие выводы он сделал, какие знания и умения приобрел. В результате человек становится сильнее и мудрее или застревает в своём развитии, «ломается». У каждого жизненный опыт свой.
Существуют и саморазрушающие варианты жизненного опыта:
- экстремальные действия (гонки, прыжки с высоты… - часто заканчиваются печально…)
- наркотики (на какой-то стадии это приносит удовольствие (мнимое), потом – страдание, человек превращается в зомби, а потом – смерть! Это неизбежный исход!
В любом случае, человек не сразу становится человеком, умудренным опытом, это приходит со временем. Но к некоторым так и не приходит!
Я хочу дать вам некоторые рекомендации, чтобы быть мудрее:
- сделай свою жизнь более разнообразной, насыщенной событиями (спорт, увлечения, хобби…)
- когда стоит выбор о том, что делать, как распорядиться своим временем и силами – выбери то, что принесет тебе хороший жизненный опыт и будет способствовать твоему развитию (лозунг каждого дня: «Сегодня я лучше, чем вчера!»)
- осмысливай происходящие в твоей жизни события. Опытный человек – это не тот, у которого много чего в жизни было, а тот, кто сделал из этого адекватные выводы и стал мудрее.
- если произошло в твоей жизни что-то отрицательное – польза от него в том, что научись больше в такие события не попадать.
- делай только осмысленный выбор в любом действии, не следуй слепо стереотипам («это модно», «это престижно», «это круто»…) – это маркетинговые ходы и манипуляции
- на ошибках учатся. Это дурак учится только на своих ошибках, а умный – ещё и на чужих.
- обязательно развивай свою волю, чтобы стать успешным человеком. Воля – это способность сознательно ставить цели и идти к ним, преодолевая трудности. Слабый и безвольный человек не умеет ставить цели и пасует перед любыми трудностями. Такие люди не достигают успехов в жизни.
«Волевой» человек – это человек, который сам четко выбирает, какой поступок он хочет или не хочет совершить, и проявляет настойчивость в достижении этого. Иначе он – безвольная игрушка в руках внешних обстоятельств.
На нас всегда действует много разных внешних и внутренних сил, которые побуждают нас делать или не делать что-либо – мотивы. Это и наши желания и потребности. Это и пример окружающих или их требования. Привычки. Да много чего ещё…
Не захотел делать домашнее задание – не стал – комфортно, радостно стало, получил удовольствие. На уроке вызвали, вышел неподготовленным, в результате чувствовал себя идиотом, стоя столбом перед классом..
Бездельничая, человек может и чувствует себя комфортно. Но расплата наступает позже – такого человека преследуют неудачи, невозможность достигнуть желаемого и стать успешным, в итоге возникает обида на свою судьбу…
Поэтому важно видеть перспективу своего действия и своего бездействия.
Каждый день делаю домашнее задание – становлюсь умнее, образованнее – могу поступить в институт – получу интересную профессию – стану уважаемым человеком – материально обеспеченным…
Каждый день занимаюсь спортом – буду сильным, здоровым – добьюсь победы на соревнованиях и т.д.
Чтобы добиться успеха, требуется руководствоваться дальней целью, и игнорировать сиюминутные желания.
А представляете, какой колоссальный объём «черновой» тренировочной работы приходится выполнять спортсменам ради достижения выдающегося результата! Сама по себе эта работа не интересна, тяжела, выполняется на фоне сильной усталости (иначе тренировочного эффекта не будет!). Вот где сила воли!
Как и любую другую силу, силу воли можно тренировать:
Составляй планы того, что ты решил сделать. Сначала хотя бы на один день (лучше записывать). А если план для самого себя уже составлен, выполнить его – твоё дело чести!
Расскажи о своих планах близким друзьям. Тогда точно придется выполнить планы, чтобы не выглядеть в глаза друзей болтуном, не отвечающим за свои слова!
Разбей достижение целей на этапы. Хочешь стать отличником? Сразу это не произойдет. Сначала учи каждый день домашние задания, подготовься как следует к контрольной. Потом – к следующей. Так дело и пойдет.
Определи приоритеты в делах, которыми ты занимаешься. Выдели те, что важнее, которые ведут тебя к цели.
Не оправдывай себя, если наметил что-то и не сделал. Думай не о том, почему так произошло, не ищи причин, а о том, когда и как это сделать.
Относись к выполняемой работе как к тренировке, даже если она не интересна. Если уж берешься за какое-нибудь дело – выполняй его с полной отдачей сил.
Т.о., очень важно поставить для себя цели на будущее, определить шаги, ведущие к их достижению, которые можно совершать уже сейчас.
А если не знаешь сам, куда ты хочешь идти, ни один ветер не будет тебе попутным. Человека, имеющего цель, можно сравнить с кораблем под управлением капитана, который уверенно ведет свой корабль по выбранному курсу к намеченной цели. А человек, не имеющий цели, - это корабль без капитана, которого ветер то в одну сторону гонит, то в другую… Так и люди есть, которые болтаются по жизни бесцельно…
О своей будущей жизни каждый человек задумывается ещё в детстве, чаще всего бессознательно: кем станет, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько детей будет и т.д. Сценарий будущей жизни формируется в раннем возрасте в основном под влиянием родителей.
Если родители неудачники, то они передают свой сценарий неудачников. Будьте мудрее, не копируйте такие сценарии!
Но ребенок может избрать свой собственный сюжет. В конечном счете, судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить, осознанно относиться ко всему происходящему в окружающем мире, определиться с жизненными ценностями (то, что наиболее важно и ценно в жизни, что необходимо для удовлетворенности жизнью). Очень важно отличить свои истинные желания от ложных, навязанных общественным мнением и нашим окружением.
Важно научиться понимать себя – это значит научиться видеть ошибки, которые ты делаешь в повседневных жизненных ситуациях, научиться понимать последствия своего поведения, отвечать за свои поступки, брать на себя ответственность, прежде всего, за свою судьбу.
И о «режиссуре» собственной жизни можно говорить только тогда, когда взрослеющий человек задумывается не только о том, чего он хочет достигнуть, но и о том, как это сделать. И что для этого нужно предпринимать уже сейчас.
Процесс развития человека продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смыслов жизни и путей их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях) – всё это и многое другое присуще людям и в молодом, и в зрелом, в пожилом и в преклонном возрасте.
И чем лучше человек будет разбираться в себе, своём внутреннем мире, в своих возможностях и способностях, чем осознаннее у него будет отношение к себе, тем более успешнее он станет в своей жизни, более удовлетворенным собой и окружающими людьми, более продуктивным в процессе достижения целей.
Хочу пожелать вам, ребята, быть режиссёрами собственной жизни!