Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.»
Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.
Проработав в школе 20 лет, с горечью наблюдаю, как устная и письменная речь учащихся становится косноязычна, бедна, многие не могут правильно и логично выразить свою мысль. Как учитель-словесник я понимаю, что развивать критическое мышление я должна посредством «обучения через диалог». Поэтому целью работы в данном направлении поставила организацию своих уроков таким образом, чтобы сделать ученика читателем вдумчивым, готовым совершать открытия и умеющим делиться этими открытиями со своими одноклассниками посредством грамотной и культурной речи. Диалог является способом, когда возникает чувство причастности к художественному произведению. Чтобы вовлечь учеников в диалог, я избрала педагогический подход, принятый называть «научение в сотрудничестве» (Джонсон и Джонсон, 1994).
Экспериментальным классом во время курсовой практики у меня был 7-А. Для этих ребят групповая работа новой уже не была, они легко работали и в постоянных, «домашних», группах и в группах сменного состава. Помня трудности комплектования групп и в целях экономии времени, «новым» классам не была дана возможность выработать правила групповой работы самостоятельно. И это была моя ошибка. В одном классе уроки прошли вяло и не интересно. В другом - дети не умели отстаивать свои позиции, высказывались только лидеры, на корню пресекающие и критику в свой адрес, и доводы одноклассников. Боязнь дать не правильный ответ также активности не прибавляла. Ситуацию исправило создание и обсуждение «Кодекса правил работы в группе» в каждом классе. Только тогда у ребят стало получаться выслушивать партнера, не перебивая и не исправляя его, отмечать достижения и обсуждать причины неудач. Правила «Высказывается каждый!», «Любые идеи нужны! Любые вопросы важны!» уравняло участников в правах, стало стимулировать самостоятельно формулировать и не бояться задавать вопросы. Пункт «Успех и неудачу делим поровну!» стал девизом и группы, и каждого участника в отдельности. Появилось чувство солидарности, ответственности за создание единого группового «продукта». Упоминание правила «Не критикуй – помогай!» очень помогло не только во время обсуждения, но и во время само- и взаимооценивания совместной деятельности.
Кроме этого, попытка объединить школьников без учета их индивидуальных особенностей редко приводит к появлению эффективной группы. Группы были сформированы с учетом возрастных особенностей, индивидуального развития и способностей ученика, а также с учетом сложившихся межличностных отношений в классе.
Помощь в изучении уровня развития мышления, внимания и памяти мне оказала школьный психолог. От практики вновь пришлось обратиться к теории. Познавательную потребность, самооценку, мотивацию, психологический климат исследовала через наблюдение, беседы и анкетирование с использованием методик В.Юркевича, Е.Ильина, А.Реан, В.Ивашкина и др. После анализа данных были созданы 4-5 групп по 5-6 учащихся, в зависимости от количественного состава каждого класса. Обратная связь подтвердила важность проведения такого рода исследований. На этапе рефлексии дети отмечали комфортность работы в сформированных группах, появившееся чувство уверенности и ответственности за общий результат работы команды. Периодически я стараюсь менять состав групп, так как считаю необходимым научить детей контактировать с любыми представителями социума, подготовить их к социальному взаимодействию в жизни.
Подготовка к урокам, где планируется работа в малых группах, требует от учителя тщательной подготовки различных материалов: карты заданий с вопросами «высокого и низкого порядка», карточки-инструктаж, разнообразный дополнительный информационный материал. Не следует забывать мнение Боссерта (1988), одного из исследователей кооперативного обучения, который предупреждал: «Сотрудническое научение эффективно именно потому, что оно резко контрастирует с традиционными процедурами в классе». На уроке я стараюсь чередовать групповую деятельность с парной, фронтальную беседу сменять индивидуальными заданиями. Такой прием помогает переключать внимание школьников, служит повышению концентрации и мотивации.
«Закон Букера» – палка о двух концах. Даже большая практика без маленькой теории ничего не стоит. Поддержка коллег, консультации специалистов-психологов, своевременное обращение к работам известных психологов, педагогов-исследователей – неоценимая помощь в работе любого педагога-практика и исследователя.
У философа Б.Паскаля есть прекрасные слова: «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен».
Использованная литература:
Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.