kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя-словесника по организации обучения в сотрудничестве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.»

Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.


Проработав в школе 20 лет, с горечью наблюдаю, как устная и письменная речь учащихся становится косноязычна, бедна, многие не могут правильно и логично выразить свою мысль. Как учитель-словесник я понимаю, что развивать критическое мышление я должна посредством «обучения через диалог». Поэтому целью работы в данном направлении поставила организацию своих уроков таким образом, чтобы сделать ученика читателем вдумчивым, готовым совершать открытия и умеющим делиться этими открытиями со своими одноклассниками посредством грамотной и культурной речи. Диалог является способом, когда возникает чувство причастности к художественному произведению. Чтобы вовлечь учеников в диалог, я избрала педагогический подход, принятый называть «научение в сотрудничестве» (Джонсон и Джонсон, 1994).

Экспериментальным классом во время курсовой практики у меня был 7-А. Для этих ребят групповая работа новой уже не была, они легко работали и в постоянных, «домашних», группах и в группах сменного состава. Помня трудности комплектования групп и в целях экономии времени, «новым» классам не была дана возможность выработать правила групповой работы самостоятельно. И это была моя ошибка. В одном классе уроки прошли вяло и не интересно. В другом - дети не умели отстаивать свои позиции, высказывались только лидеры, на корню пресекающие и критику в свой адрес, и доводы одноклассников. Боязнь дать не правильный ответ также активности не прибавляла. Ситуацию исправило создание и обсуждение «Кодекса правил работы в группе» в каждом классе. Только тогда у ребят стало получаться выслушивать партнера, не перебивая и не исправляя его, отмечать достижения и обсуждать причины неудач. Правила «Высказывается каждый!», «Любые идеи нужны! Любые вопросы важны!» уравняло участников в правах, стало стимулировать самостоятельно формулировать и не бояться задавать вопросы. Пункт «Успех и неудачу делим поровну!» стал девизом и группы, и каждого участника в отдельности. Появилось чувство солидарности, ответственности за создание единого группового «продукта». Упоминание правила «Не критикуй – помогай!» очень помогло не только во время обсуждения, но и во время само- и взаимооценивания совместной деятельности.

Кроме этого, попытка объединить школьников без учета их индивидуальных особенностей редко приводит к появлению эффективной группы. Группы были сформированы с учетом возрастных особенностей, индивидуального развития и способностей ученика, а также с учетом сложившихся межличностных отношений в классе.

Помощь в изучении уровня развития мышления, внимания и памяти мне оказала школьный психолог. От практики вновь пришлось обратиться к теории. Познавательную потребность, самооценку, мотивацию, психологический климат исследовала через наблюдение, беседы и анкетирование с использованием методик В.Юркевича, Е.Ильина, А.Реан, В.Ивашкина и др. После анализа данных были созданы 4-5 групп по 5-6 учащихся, в зависимости от количественного состава каждого класса. Обратная связь подтвердила важность проведения такого рода исследований. На этапе рефлексии дети отмечали комфортность работы в сформированных группах, появившееся чувство уверенности и ответственности за общий результат работы команды. Периодически я стараюсь менять состав групп, так как считаю необходимым научить детей контактировать с любыми представителями социума, подготовить их к социальному взаимодействию в жизни.

Подготовка к урокам, где планируется работа в малых группах, требует от учителя тщательной подготовки различных материалов: карты заданий с вопросами «высокого и низкого порядка», карточки-инструктаж, разнообразный дополнительный информационный материал. Не следует забывать мнение Боссерта (1988), одного из исследователей кооперативного обучения, который предупреждал: «Сотрудническое научение эффективно именно потому, что оно резко контрастирует с традиционными процедурами в классе». На уроке я стараюсь чередовать групповую деятельность с парной, фронтальную беседу сменять индивидуальными заданиями. Такой прием помогает переключать внимание школьников, служит повышению концентрации и мотивации.

«Закон Букера» – палка о двух концах. Даже большая практика без маленькой теории ничего не стоит. Поддержка коллег, консультации специалистов-психологов, своевременное обращение к работам известных психологов, педагогов-исследователей – неоценимая помощь в работе любого педагога-практика и исследователя.

У философа Б.Паскаля есть прекрасные слова: «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен».





Использованная литература:

  1. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.

  2. Лефрансуа. Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. (Психология – лучшее)

3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Групповая работа как эффективная форма организации уроков русского языка и литературы.

Автор: Атемасова Елена Викторовна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства