kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положительные эмоции детей, возникающие в процессе обучения, играют огромную роль в воспитании желания учиться. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и укрепляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.

Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.

Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики»

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

    1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ.
    2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

    3. ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.




ВВЕДЕНИЕ

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Положительные эмоции детей, возникающие в процессе обучения, играют огромную роль в воспитании желания учиться. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и укрепляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.

Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.

Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, из жизни ученых или об открытии закона.

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы и методы.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: любопытство перерастает в любознательность. Эта стадия характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать.

Следующая стадия – наличие познавательного интереса – проявления в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. «Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения», - писала Ланина И.Я. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Система общего образования в России находится в стадии реформирования. Сегодня налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, на субъективированное, персонифицированное знание, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности.

В связи с повышенным социальным заказом, когда культурологическая составляющая превалирует над знаниевой, необходимо вести более глубокую работу по формированию и развитию познавательной активности учащихся.

Это побудило учителей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал каждого учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.

Интерес следует отличать от элементарного врожденного влечения к новизне и проявлений ориентировочных рефлексов. Интерес - мотив, направленный на более разностороннее и глубокое познание некоторой области явлений. Интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. Он определяется, прежде всего, содержанием изучаемого материала. Учащемуся интересно учиться тогда, когда он узнает для себя что-то новое, ранее неизвестное: факт, событие, а также и новые аспекты уже изученного.

Поддержание и развитие интереса учащихся во многом зависит от общей обстановки ведения занятий, учения в целом. Очень важно, чтобы на всех уроках царил дух оптимизма, доброжелательности и бодрое настроение учащихся и учителей.

Из всего многообразия направлений научного поиска исследования у учащихся системы умений учебного труда - от умения писать, читать, до самостоятельного планирования работы. Уровень обученности детей, темпы переработки и усвоения ими научной информации, качество знаний учащихся и, в конечном итоге, познавательный интерес находятся в зависимости от уровня сформированности общеучебных умений. Поэтому формированию общеучебных умений в настоящее время придается исключительно важное значение.

Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения урока. В последнее время в педагогике много говорится о внедрении нетрадиционных форм обучения. В таких уроках важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс. Именно он приобщает ученика к радости творчества, к закону открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Такие уроки позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах, не только усваивая готовые знания, но и выстраивая новые. Даже самая лучшая традиционная форма базируется на принципе «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон же нетрадиционных форм: «делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам».

В настоящее время проблема развития и формирования познавательного интереса в педагогике стала особенно актуальна, а в современной дидактике и практике обучения она приобрела столь значимую ценность. Это произошло, потому что дидактика, а вслед за нею и практика обучения, все больше обращается к личности учащихся. «Из узко научной области, занимающейся тем, чему учить и как учить, теория образования и обучения стала более глубоко разрабатывать вопросы: как готовить человека, который отвечал бы потребностям современного общества?».

Актуальность. В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний.

Объект исследования: процесс обучения физике в средней школе.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса на уроках физики.

Цель исследования: выделить условия эффективного формирования познавательного интереса учащихся на уроках физики.

Гипотеза: формирование познавательного интереса будет проходить более эффективно при условии: систематического развития и укрепления познавательного интереса учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики. Пути достижения данной цели тесно связаны с решением следующих задач:
  • изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
  • сочетание традиционных и активных методов обучения;
  • внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
  • сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.
Сомнения, сотрудничество, содружество выводят интересы подростка из состояния временных образований на другой уровень его развития, на уровень потребности в познании, что является стабильной характеристикой мыслящей личности. Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и участия ребят в работе, через приближение учения к жизни подростка. Теоретическая интерпретация. Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др. Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений. При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя. Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.



    1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство основных теорий, необычайная широта практических применений позволяют считать ее эталоном естественнонаучного знания. Включение физики в качестве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом вопросы, связанные с повышением эффективности и качественности обучения физике, остаются актуальными по сегодняшний день. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов. Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является отличительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Интересы, и особенно познавательные интересы, ученые изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения. С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл». Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер. Он направлен на выявление в интересующем субъекта предмете новых сторон, раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. [10] Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности. Он определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся: они будут стремиться к знаниям, преодолевать разнообразные трудности на пути их приобретения. Если интерес не «подключен», информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии учащихся. Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся, - это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами обучения, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся и внутренние процессы школьников, побуждают их самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [6]. Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. На этой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда факторов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность. Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от конкретных элементарных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. Они много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания. Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей. Эта стадия – наличия познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира [3, С. 5]. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник. Для того чтобы успешно решать задачу воспитания и развития интереса к изучению физики, учителю нужно знать условия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решение проблемы зависит от многих факторов. Ведущими факторами в возникновении интереса к предмету, положительного к нему отношения для учащихся являются интересное преподавание предмета и личностные качества учителя. Под «интересным преподаванием» подразумевается совокупность факторов, определяющих уровень методики преподавания. Это высокая научность и строгая система в изложении материала, создание проблемных ситуаций на уроке и привлечение учащихся к решению выдвигаемых проблем, умение организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, выполнение учениками заданий творческого характера, создание на уроке условий для того, чтобы ученики могли рассказать классу о заинтересовавших их вопросах в научно-популярной литературе, получить ответы на возникшие вопросы при чтении литературы, просмотре кино- и телевизионных фильмов, а также в результате самостоятельных наблюдений за явлениями природы и техники [9, С.196]. Значительна роль познавательного процесса учащихся в функции развивающего обучения. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности школьника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом – результатом. Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции учебного процесса образуют единство деятельности учителя и учащихся, благодаря чему и обучение и учение протекают эффективно, плодотворно, без потерь. Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л. С. Выготский, Г. И.Щукина. В триединой задаче обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом, является одной из движущих сил превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума». Итак, проблема формирования познавательного интереса это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.

1.2.. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Познавательный интерес тесно связан со знаниями, приобретаемыми учащимися. Сам процесс получения знаний проходит три этапа: восприятие, осмысление и закрепление изучаемого материала. Для каждого из этих этапов существуют свои определенные приемы, способствующие развитию познавательного интереса. [4]

Критериями сформированности познавательного интереса могут выступать:

  1. Активность учащихся в учебном процессе.

  2. Использование дополнительных источников информации.

  3. Уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий.

А показателями в этом случае будут:

  1. Желание выполнять индивидуальные творческие задания, работать с дополнительной литературой, участие в диалоге с учителем на уроке.

  2. Использование дополнительных источников информации, при подготовке к ответу на уроке, при выполнении творческих индивидуальных заданий.

  3. Проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, воли, ответственности, контроля и сотрудничества.

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

  1. Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного. Сведения должны вызывать не только удивление, но и восхищение.

  1. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

  1. Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его высокой жизненной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников.

Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.

Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

  1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

  1. Исследовательский прием.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу.

  1. Эвристический прием.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения. [5]

Н.А.Менчинская указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. [10] Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.

На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

  1. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняются разнообразные задания.

  1. Прием моделирования.

  2. Составление схем, таблиц.

Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках заданий по построению схем, работе с таблицами:

  1. Использование символов для выполнения заданий.

При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.

Разные педагоги предлагают различные пути формирования интересов. [3] Н.Г.Морозова предлагает сначала создать условия, в которых формируется положительное отношение к предмету, затем следует вовлечь ребенка в соответствующую деятельность, организовать поисковую деятельность по вопросу, усложнение видов деятельности, изучение литературы по предмету

Г.Н.Щукина [11] начинает путь формирования интереса с воздействия на эмоциональную сферу, на основе эмоционально-образного восприятия создается положительная мотивация, затем, на основе вышеизложенного начинается развитие интеллектуальной активности на основе волевых усилий, а затем к практической деятельности творческого характера, которая завершается реальным результатом.

Для того, чтобы развивать интересы их нужно стимулировать. В учебном процессе стимуляция поступает от содержания самого материала.

Стимулы познавательных интересов учащихся в учебном процессе [7]:

  • новизна учебного материала;

  • исторический подход к содержанию знаний (динамика развития знаний, историческое складывание системы знаний);

  • соответствие знаний современным достижениям наук (сведения о

явлениях исключительных, поражающих внимание учащихся, их

воображение);

  • практическая значимость (возможность применения полученных знаний на практике).

Знакомясь с новыми фактам, событиями, получая новую информацию, ученики, естественно испытывают чувство удовлетворения, радости. Очень действенным способом активизации познавательной деятельности является - стимул отстранения - способ увидеть новое в старом, углубить знания, это само по себе показатель умственного развития. Для интереса к знаниям эта способность представляет собой значительную ценность, т.к. свидетельствует об активности процессов наблюдения, воображения, мышления.

Большой стимул - возможность применять на практике полученные знания.

К стимуляции, связанной с организацией познавательной деятельности учащихся, можно отнести:

  • различные формы самостоятельной работы;

  • овладение новыми способами познавательной деятельности;

  • проблемность и индивидуальность обучения;

  • включение в работу элементов исследования;

  • различные творческие и практические работы.

Чаще всего одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся является решение задач, в процессе которого учащиеся овладевают алгоритмами и приемами решения. Особое место в ряду стимулов познавательного интереса занимает проблемность и индивидуальность обучения.

Стимуляция, вытекающая из отношений «учитель - ученик». Учение - двусторонний процесс, который влияет как на одну сторону, так и на другую. Правильное педагогическое общение и педагогический оптимизм находит отражение в самой постановке учебного процесса [3]:

  • в проблемном характере обучения;

  • в расчете на творческие возможности учащихся;

  • постоянном усложнении познавательных задач;

  • в сложном, а не облегченном обучении.

Учитель поддерживает все начинания учеников, что способствует большему эффекту обучения и учения. Соревнования занимают незначительное место по частоте своих проявлений, хотя его эмоциональная привлекательность достаточно сильна. В зависимости от того, на сколько удачно была проведена стимуляция интерес к знаниям у детей различен. По уровню интереса их можно разделить на три группы:

    1. Учащихся увлекает учение, потому что в его процессе постоянно совершенствуются знания, они овладевают программным материалом и дополнительными знаниями из различных областей. Учащиеся этой группы обнаруживают глубокие знания, способность дополнить и уточнить ответы товарищей.

    2. Учащиеся легко увлекаются и хорошо успевают. Материал усваивают на достаточно высоком уровне, но интерес не всегда глубокий. При знакомстве с новым материалом обнаруживают высокую активность. Если интерес к деятельности пропадает, учащиеся не прилагают никаких усилий и работают эпизодически.

    3. Учащиеся этой группы учатся по принуждению, знания не систематичные, ответы могут быть как хорошими, так и посредственными и удовлетворительными. Внимание неустойчивое, непроизвольное.

Исходя из этого к учащимся разных групп, а также отдельным взятым личностям внутри этой группы следует подходить индивидуально. У каждого ученика фазы и уровни становления интересов различны.

    1. ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач. В.А.Сухомлинский писал, что на уроке «учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Необходимо, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Для того, чтобы заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используется:

  • индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;

  • эмоционально окрашенный фон занятий;

  • включение эффектных опытов;

  • знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий «Физика вокруг нас»; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать);

  • всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы кадры видео-фильмов).

Игровая деятельность

Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры «Полёт в космос» (7-9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. «Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет». Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: «Нет, этого не может быть потому, что ...» Или: «Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния». Такие противоречивые выражения результативно «работают» в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Не подлежит сомнению то, что контроль знаний необходим, но не лучше ли провести его в достаточно интересной форме?

Самой распространенной формой итогового контроля является дидактическая игра, урок - соревнование. О том, что ребят ждет игра, можно объявить заранее. Это дает эффект ожидания необычного, радостного, при чем тем самым порождая интерес учащихся к тщательному изучению темы. В пред игровой период даются задания, которые будут использоваться на игре, вывешивается список литературы, рекомендуемой для прочтения. Классы буквально живут ожиданием игры.

Элементы занимательности

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [1]

Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.

Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках дало прочный обучающий эффект? Это, на наш взгляд следующие:

  1. Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.

  2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?».

  3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

  4. Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников. Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету, во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующей их областях.

  5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов. [2]

Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.

Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель прибегает к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала.

Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

В плане эмоционального воздействия на школьников большую роль играют сведения из истории науки. Необходимо, однако, отметить, что многие окружены легендами, в которых реальные события переплетаются с многочисленными домыслами. Учителю следует, анализируя легенду, выделить из нее достоверный факты, иначе формирование научных знаний, диалектико-материалистического мировоззрения, будет принесено в жертву созданию мнимого интереса к предмету. [2]

Интерес учащихся вызывается умелое использование учителем произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности. Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. Произведения художественной литературы полезно привлекать и рассказывая об ученых-физиках.

Не в меньшей степени, чем другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала решение задач. Подбирая задачи, учитель может использовать различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию.

С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т.п.).

Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

При подборе материала учитывается его связь с конкретными вопросами физики. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике. Например, известна загадка: «Зимнее стекло весною потекло». Это, конечно же, лёд. Детям, опираясь на знания по данной теме, нужно отгадать загадку и ответить на вопросы: «Какой процесс описан в загадке?», «При каких условиях лёд будет таять?».

Некоторые тексты уже содержат вопрос о каком - либо явлении. Такие тексты можно использовать на уроках как качественные задачи, которые придают обучению живость и вызывают интерес учащихся к рассматриваемым физическим явлениям. Этому так же способствует поиск физических ошибок в текстах. Например, отрывок из стихотворения можно использовать при изучении темы «Агрегатные состояния тел» в 7 классе:

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла».

Ребята должны найти физическую ошибку и объяснить её. Обсуждение вопросов в данном случае идёт значительно лучше, чем, если бы они были заданы сухо и скучно. Задания в такой форме не только не теряют обучающего значения, но и способствуют лучшему пониманию обсуждаемого процесса или явления.

Физические викторины

Физические викторины в занимательной форме знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики в технике с интересными опытами. Физические викторины углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Примерный план проведения викторины может быть таким.

Всех учащихся класса делят на две равные группы, причём вопросы задают поочерёдно обеим группам. После ответа одной группы, вторая исправляет и дополняет этот ответ; затем вторая группа отвечает и т.д. К участию в викторине можно привлечь также два параллельных класса.

Вопросы можно задавать по-разному:

    1. Учитель объясняет устройство используемых приборов, затем демонстрирует опыт, и, наконец, учащиеся его объясняют.

    2. Учащихся знакомят только с внешним видом приборов, далее показывают опыт, а затем учащиеся должны отгадать «секрет» внутреннего устройства прибора, который обуславливает иногда совершенно неожиданный результат опыта.

    3. После объяснения устройства приборов учитель предлагает учащимся предсказать и обосновать результат опыта, после чего правильность ответа проверяют опытом.

    4. Учащиеся объясняют принцип действия какого-либо прибора по схеме.

    5. Учащимся предлагают найти принципиальную ошибку в проекте или схеме какой-либо установки.

Существует и много других форм внеклассной работы по физике: физический «огонёк», устный журнал, физические выставки, экскурсии, декада физики и т.д.

Внеклассная работа по физике полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивать его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.

Решение задач.

Решение задач неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике.

На первой странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица: «Физический справочник», которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц: От учащихся не требуется знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые из них дети со временем запоминают и применяют. Прочитав условие задачи, учащийся «подсматривает» в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу. Иногда искомая физическая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу «законы математики»: как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.

При организации уроков по решению задач, подбирать последовательность задач следует таким образом, чтобы каждая новая задача «поворачивала» изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденное ранее. Таким образом, возникал «азарт» (смогу ли) и интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?).

Примером может послужить логика решения задач по геометрической оптике.

- Световой луч падает на стеклянную пластинку из воздуха, как пойдет луч преломленный?

- А как пойдет луч, вышедший из пластинки снова в воздух?

- А если луч идет из стекла в воздушную прослойку, то как себя поведет луч в воздухе?

- А если мы будем увеличивать угол падения в первом случае, то что произойдет?

- А во втором? и т.д.

Если урок решения задач организуется в виде соревнования учащихся по группам, то необходимо помнить о том, чтобы занимательная форма урока не заслоняла серьезного отношения учащихся к его содержанию. Поэтому в структуру урока следует включить обычные его элементы (решение качественных, количественных, экспериментальных задач; самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий).

Также урок решения задач может быть проведен в виде урока-практикума, когда класс разделяется на группы, каждая группа получает карточку с заданиями и обсуждает ответы на каждый вопрос, а экспериментальные задания сначала выполняют сами, а потом демонстрируют классу и объясняют.

Кроме того, для повышения интереса можно проводить уроки решения задач в виде дидактических игр. Это могут быть различные морские бои, подобия телепередач «Что? Где? Когда?», «Своя игра» «Как стать миллионером?», «КВН», и т.д.

Интерес к физике можно развивать и через то, в какой форме подана задача. Является ли она абстрактной, неживой и отвлеченной или наоборот, с использованием ярких образов, максимально приближенной к жизни? В каком случае ее будет интереснее решать?

Пример использования поэзии при формулировке задачи:

А. Барто «Птичьи разговоры»

Метко целясь, клювом цапли

Рыбу в речке сцапали,

С длинных ног роняя капли,

Полетели за поле.

Насколько трудно цапле, «метко прицелясь», сцапать рыбу в речке? На одинаковых ли глубинах находятся сама рыба и ее изображение?

Существуют еще очень интересные занимательные тестовые задачи, хорошо развивающие логическое мышление учащихся и показывающих явление с различных точек зрения, в том числе и внешне правильных, но при ближайшем рассмотрении в корне неверных.

Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные. В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физических кабинетах. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия.

Проанализировав множество различных сборников задач, мы видим, что в них преобладают задачи, в которых рассматриваются абстрактные тела (предмет, груз, материальная точка и др.) и технические объекты (самолет, ракета, велосипед и др.). Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.

Метод многократного повторения

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения (5, 7 кл.), т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить, а, если ты ошибся - не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Например: «Продолжите хором мою фразу...»

Вещество состоит из ... (молекул).

Между молекулами есть ... (промежутки).

Молекулы очень ... (малы).






Список литературы:
  1. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.
  2. Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики.//Физика в школе – 1979. - № 1. – с. 42.
  3. Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  4. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А.Кулько, Л.А.Чехмистова. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К.Марковой - М.: Просвещение, 1996.
  6. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] / В. А. Машарова // Режим доступа: http://www.emissia.org/
  7. Подласый И.П. Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов - М.: Просвещение, Владос, 1996.
  8. Пословицы и поговорки народов мира [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sayings.ru/
  9. Разумовский, В. Г. Основы методики преподавания физики в средней школе [Текст] / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. / под ред. А. В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 398 с. – (Б-ка учителя физики).
  10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н.Ф.Талызина - М., Педагогическое образование, 1998.
  11. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина - М.: Просвещение, 1981.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

Автор: Назарова Елена Владимировна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование познавательных интересов на уроках физики у учащихся "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-poznavatiel-nykh-intieriesov-na-urokakh-fiziki-u-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "105653"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402900680"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(70) "formirovanie_poznavatelnykh_interesov_uchashchikhsia_na_urokakh_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "621854"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1672213848"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»"
    ["seo_title"] => string(80) "internet_konkursy_kak_sposob_povysheniia_uchebnoi_motivatsii_i_interesa_k_izuche"
    ["file_id"] => string(6) "479514"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538507713"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Развитие познавательных способностей учащихся при изучении физики "
    ["seo_title"] => string(77) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-pri-izuchienii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "196722"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428089168"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока физики в 10 классе по теме "Газовые законы" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-fiziki-v-10-klassie-po-tiemie-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "104931"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства