Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательного интереса. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем, активизируют учение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики»
Ивановская область, Шуйский район
Канаичева Мария Викторовна, учитель физики.
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения
убивает в ученике охоту к учению»
К.Д. Ушинский.
Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя — вызвать интерес к изучению предмета.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. В этом заинтересованы и многие родители учащихся. Но чаще приходится с сожалением признавать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к предмету? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательного интереса. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем, активизируют учение.
Учителю известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее учить тех школьников, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение и на школу как на тяжёлое бремя.
Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому — ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках, становится всё сложнее и сложнее, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке – физике.
Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, развивающие познавательный интерес к предмету.
Для формирования познавательного интереса на своих уроках, я применяю проблемно-поисковый метод, который позволяет на основании экспериментальной работы сделать определенные выводы, прийти к правильному решению. Этот метод активизирует мыслительную деятельность ребят, учит предугадывать ход эксперимента, решать проблемные вопросы, делать выводы.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий. Приведу пример создания проблемной ситуации при объяснении нового материала с помощью опыта по обнаружению выталкивающей силы.
Тело подвешено к пружине (динамометру), растяжение пружины фиксируется стрелкой – указателем на штативе. При опускании тела в воду пружина сокращается. В чем дело? Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? Создана проблемная ситуация. Для анализа проблемной ситуации учащиеся актуализируют знания. И высказывают мысль о том, что в воде на тело действует выталкивающая сила. Формулируется учебная проблема: узнать, от чего зависит значение этой силы и выяснить ее природу, выяснить, как можно ее измерить. Ребята высказывают предположение и их правильность можно тут же подвергнуть экспериментальной проверке. Учащиеся обычно полагают, что выталкивающая сила зависит от объема тела, от его массы и от глубины погружения тела в жидкость. Далее проделывают опыты. Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных масс, но разных объемов (равенство масс проверяется с помощью весов или динамометра) и устанавливают факт зависимости выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела. Вывод записывают.
Измеряют выталкивающую силу при погружении в воду двух тел равных объемов, но разных масс, и устанавливают независимость выталкивающей силы от массы погруженного в жидкость тела. Вывод записывают. Опровергается на опыте и гипотеза о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость. Наводящими вопросами можно подвести учащихся к выводу о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, если учащиеся не догадываются об этом. Опыт с погружением тела в пресную воду и в крепкий раствор поваренной соли подтверждает предположение. Вывод записывают.
Физика — экспериментальная наука, поэтому для развития познавательного интереса на уроках физики большое значение имеет эксперимент. Наиболее эмоциональное воздействие оказывают занимательные опыты, поражающие учащихся своим неожиданным результатом или способом постановки. Физический эксперимент в виде демонстрационных опытов является неотъемлемой частью уроков физики. Только удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает наилучший педагогический результат.
Демонстрация - это показ физических явлений и связи между ними. Демонстрационный опыт, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения. При демонстрации эксперимента важно, чтобы обучающиеся сами могли объяснить увиденное явление и методом мозгового штурма пришли к общему выводу. Я часто применяю этот метод при объяснении нового материала. Использую также видеофрагменты с опытами без звукового сопровождения по изучаемой теме и прошу объяснить увиденное явление. Потом предлагаю послушать звуковое сопровождение и найти ошибку в своих рассуждениях.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Много времени школьники сейчас проводят у компьютера, но, к сожалению используя его не для образовательных целей, а для игр. Стараюсь заинтересовать ребят, использовать их интерес к современной технике для развития творческих способностей. Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания по созданию анимационной модели. В процессе такой самостоятельной работы ученик овладевает новыми знаниями и новыми умениями. Создание анимации – процесс долгий, трудоемкий требующий от ребенка усидчивости. В ходе выполнения работы ученик осваивает новый материал учебника, изучает дополнительную литературу. В дальнейшем созданные ребятами модели я стала использовать на уроках.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения.
В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я. А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К. Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.