Формирование социальной активности в детском экологическом объединении
Формирование социальной активности в детском экологическом объединении
Воспитание гражданина начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к социальному активному поведению. Значительную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения можно отвести экологическим объединениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной активности в детском экологическом объединении »
Торощина Тамара Александровна; Почетный работник общего образования РФ; педагог дополнительного образования, методист высшей квалификационной категории; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»
Формирование социальной активности в детском экологическом объединении
Развитие социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.
А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.
Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к охране природы, педагог расширяет его знания о природе родного края, ее значении в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в природоохранной деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в природоохранной деятельности, необходимо возникновение отношения к фауне и флоре своего региона, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении. Учащийся будет активно стремиться к участию в природоохранной деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других людей.
Социальная активная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих экологических проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.
Воспитание гражданина начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к социальному активному поведению. Значительную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения можно отвести экологическим объединениям.
Экологическое воспитание в системе образования города Абакана является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи. Это и специальные методики использования реализации проектов, экскурсии, экспедиции, путешествия, систематические наблюдения, освоение разносторонних практических навыков и умений. Природоохранная деятельность помогает понять подрастающему поколению, что будущее России, малой Родина в их руках, что страна, республика, город будут такой, какой сделают её люди, то есть они сами. Наиболее удачно реализация нравственного воспитания проходит через работу творческих экологических объединений.
Экологическому отряду «Зеленый дозор» Центра детского творчества города Абакана Республики Хакасия девять лет. Это детское объединение в течение 9 лет проводит серьезную работу по пропаганде природоохранных знаний среди школьников и жителей города Абакана и Республики Хакасия. На его счету много интересных социальных проектов: «Зеленый дозор в помощь» (расширение знаний об окружающем мире у детей, находящихся на лечение в детской больнице); «Добрая маршрутка» (в течение 6 лет отряд ведет занятия в школе № 27 для ребят с ограниченными возможностями здоровья); Акция «Спасатели» (проходит ежегодно с сентября по октябрь месяц и заканчивается в октябре большим сбором экологических отрядов города). Все участники акции оказывают Центру живой природы посильную помощь: убирают территорию от листвы, красят, чистят клетки для животных, собирают овощи и фрукты, выращенные на дачах и огородах и завозят их на корм животным. Только в 2015 году было собрано более 200 кг. овощей и фруктов. 14 октября отряд «Зеленый дозор» собрал экологические отряды города в Центре живой природы, для участников сбора была организована и проведена экскурсия силами членов отряда.
Воспитание социальной активности через экологические объединения — это процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы детей, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской и экспедиционной работе Непосредственное общение с живой природой, наблюдение за живыми существами, экологические десанты по уборке исследуемых территорий оставлял неизгладимый след в душе ребенка на всю жизнь.
Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. С этой целью используют систему меняющихся поручений учащихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава по проведению наблюдения за птицами, разъяснительная работа с населением, где каждый ребенок имеет возможность побывать в роли лидера, пропагандиста. Обучение школьников умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей также является важнейшим фактором развития их организаторских способностей.
Ежегодно работая в экспедициях по родному краю объединение «Зеленый дозор» ведет сбор материалов для исследовательских работ, так исследуя озера Ширинского района, отряд вел наблюдение за водоплавающими птицами. По результатам экспедиции была написана научная работа «Состояние популяций журавлей на озерах Ширинского района». «Последствия рекреационного воздействия на сопредельные территории озер Шира, Иткуль, Беле, находящихся под охраной ООПТ ГПЗ «Хакасский». Так же отряд проводил исследование экологического состояния исследуемых участков методом биоиндикации; «Описание жизненного состояния поврежденного лесного участка Минусинского района по сосне обыкновенной. Исследования ребят доказывают, что несмотря на внешнее экологическое благополучие состояние окружающей среды находится под сильнейшим антропогенным воздействием. Понимание данной проблемы подпитывает социальную активность ребят для дальнейшей природоохранной работы. Вопросы, которые поднимались в исследовательских работах, были высоко оценены членами жюри на научно-практических конференциях различного уровня.
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, надо знать природу, понимать ее законы и истинную ценность. Но одних только знаний также недостаточно, нужны действия, вот почему в течение всего учебного года и во время каникул отряд проводит несколько акций и операций: «Кормушка», «Птицам зеленую улицу», «Мы чистим мир» и другие. При подготовке акций ребята погружаются в местный материал, оценивают экологические проблемы, изучают животный и растительный мир природы Хакасии, учатся на практике использовать полученные знания. Один из этапов всех операций – разъяснительная работа среди одноклассников, младших школьников, жителей города.
В ходе деятельности экологического объединения «Зеленый дозор» воспитанники:
- получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
- осваивают различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
- получая новые знания в ходе исследовательской работы, воспитанники не только оценивают их значимость для общества, людей, но и делают их ценностными лично для себя;
- чувствуют свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
- приобретают возможность практической реализации знаний и навыков;
- приобретают реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- у ребят с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее совей малой родины.
Социально ориентированные природоохранные дела создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практической экологической деятельности. Это не игровые, а серьезные настоящие и ответственные дела.
Такая природоохранная деятельность позволяет ребятам оценить свою роль на Земле, значимость своих дел и поступков. «Я люблю свою Землю» для ребят экологического отряда «Зеленый дозор» это не простые слова, а установка к действию.
Таким образом, важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся являются совместная деятельность коллектива творческого объединения на благо общества и Родины, объединенная общей целью, демократический стиль руководства в коллективе, развитие гуманистических коллективистских отношений между учащимися и к окружающему миру.