Формирование самооценки в младшем школьном возрасте
Формирование самооценки в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе. Самооценка – это сложное динамическое образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными факторами от которых зависит самооценка младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Большое внимание на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен непросто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки в младшем школьном возрасте »
Формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
План.
Представление о себе – основа самооценки младших школьников.
Особенности самооценки младших школьников.
Заключение.
Представление о себе – основа самооценки младших школьников.
Представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т.е. с самооценкой. Было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содержание представлений входят многие, а главное, сложные обобщённые качества личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.
Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в своё внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная, т.е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои возможности и силы.
Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми.
В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах ,появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определённой группе, полу.
Переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребёнка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе.
2. Особенности самооценки младших школьников.
Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.
Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это - оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.
Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.
Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.
Исследование Л. С. Славиной1 показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.
Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.
Если у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддерживающие неадекватную самооценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одновременно и аффективные переживания, и привести поведение к норме.
Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Заключение.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.Стремление к самосовершенствованию, адекватная самооценка должны целенаправленно формироваться в процессе всей жизнедеятельности учащихся, через конкретные виды и формы их общественно полезной деятельности в коллективе. Самооценка – один из ведущих субъективных факторов самовоспитания.
Самооценка личности формируется в процессе ее деятельности в коллективе. Адекватная самооценка тесно связана с возможностями самоопределения личности в группе, что представляет собой самостоятельную позицию человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как полноправный ее член. Наиболее высокого уровня самоопределение достигает тогда, когда группа стала коллективом. Поэтому для настоящего коллектива характерен расцвет индивидуальности каждого.
Ведущее условие развития самооценки и ее преобразования – это организация деятельности, выявляющей противоречие между уровнем притязаний и возможностями ребенка, между требованиями коллектива, общества и уровнем развития качеств личности. Сравнение себя с другими – необходимое условие самопознания. Сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует применять как важный способ воздействия на учебную деятельность и личностное развитие детей, со строгим учетом их индивидуальных особенностей, способностей, отношения к учебе.
Становление правильной самооценки обостряет самокритичность человека, стимулирует стремление к исправлению недостатков и совершенствованию положительных качеств, способствует принятию напряженных обязательств, возникновению и развитию самовоспитания детей.