kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование самооценки в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания как самооценка, которая содержит оценку  самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе. Самооценка – это сложное динамическое образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными факторами от которых зависит самооценка младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Большое внимание на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен непросто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки в младшем школьном возрасте »

Формирование самооценки в младшем школьном возрасте.


План.

  1. Представление о себе – основа самооценки младших школьников.

  2. Особенности самооценки младших школьников.

Заключение.


  1. Представление о себе – основа самооценки младших школьников.

Представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т.е. с самооценкой. Было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содержание представлений входят многие, а главное, сложные обобщённые качества личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в своё внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная, т.е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои возможности и силы.

Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми.

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах ,появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определённой группе, полу.

Переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребёнка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе.


2. Особенности самооценки младших школьников.


Исследова­ния показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу воз­растает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время сни­жается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это гово­рит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю пози­цию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бод­ры, находчивы, общи­тельны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возмож­ностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обосно­ван­ными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются актив­ностью, стремле­нием к достижению успеха в каждом виде дея­тельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собст­венными усилиями смогут добиться успеха. Это - оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возмож­но­стей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школь­ников ярко проявля­ется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не ме­няя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятель­ность других переоцени­вают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко прояв­ляется в их планах на будущее.

Характерной особенностью детей с заниженной самооцен­кой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нор­мальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ра­нимы, повышенно тревожны, застен­чивы, робки.

Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспе­хах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои воз­можности, резуль­таты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неус­пеха продолжают настаивать на своем или тут же пере­ключа­ются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижно­сти. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуве­ренность - эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Исследование Л. С. Славиной1 показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень при­тязаний. При этом у младшего школьника возникает потреб­ность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уро­вень притязаний.

Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые от­рицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчи­вость, агрессивность и пр.

Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротив­ляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоя­тельности. Длитель­ное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребе­нок, несмотря на неус­пех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способно­стями, которые обес­печивают ему частичный или временный успех.

Если у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышен­ная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддержи­вающие неадекватную само­оценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одно­временно и аффективные переживания, и привести поведение к норме.

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе об­щения, самооценка младшего школьника может стать устой­чивым свойством личности и оказывать влияние на возникно­вение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ре­бенка.


Заключение.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.Стремление к самосовершенствованию, адекватная самооценка должны це­ленаправленно формироваться в процессе всей жизнедеятельности учащихся, через конкретные виды и формы их общественно полезной деятельности в коллективе. Самооценка – один из ведущих субъективных факторов самовоспитания.

Самооценка личности формируется в процессе ее деятельности в коллек­тиве. Адекватная самооценка тесно связана с возможностями самоопределения личности в группе, что представляет собой самостоятельную позицию человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как полноправный ее член. Наиболее высокого уровня самоопределение достигает тогда, когда группа стала коллективом. Поэтому для настоящего коллектива характерен расцвет индивиду­альности каждого.

Ведущее усло­вие развития самооценки и ее преобразования – это организация деятельности, вы­являющей противоречие между уровнем притязаний и возможностями ребенка, между требованиями коллектива, общества и уровнем развития качеств личности. Сравнение себя с другими – необходимое условие самопознания. Сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует применять как важный способ воздействия на учебную деятельность и личностное развитие детей, со строгим учетом их индивидуальных особенностей, способностей, отно­шения к учебе.

Становление правильной самооценки обостряет самокритичность человека, стимулирует стремление к исправлению недостатков и совершенствованию положительных качеств, способствует принятию напряженных обязательств, возникно­вению и развитию самовоспитания детей.


1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование самооценки в младшем школьном возрасте

Автор: Тарабаева Анастасия Викторовна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Формирование самооценки обучающихся в младшем школьном возрасте"
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-samootsienki-obuchaiushchikhsia-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "258281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448468772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Обобщение опыта по теме «Влияние самооценки в младшем школьном возрасте на учебный процесс» "
    ["seo_title"] => string(108) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-vliianiie-samootsienki-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-na-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "115726"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412093825"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_ghruppovykh_korriektsionno_razvivaiushchikh_zaniatii_formirovaniie_em"
    ["file_id"] => string(6) "381066"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484769690"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства