Программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста»
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста»
За основу групповых занятий взята коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой" Н. Слободянник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа групповых коррекционно-развивающих занятий «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста»»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №7»
___________________________
1. 09. 20__ г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________________________
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий
«Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки
у детей младшего школьного возраста»
на 20__-20__ учебный год.
За основу групповых занятий взята коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» Н.П.Слободяник и программа групповой работы по проблеме школьной тревожности.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.
Основной целью этой программы является развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и сплочение детского коллектива.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
имитационные и ролевые игры;
психогимнастика;
рисуночные методы;
элементы групповой дискуссии;
техники и приемы саморегуляции;
метод направленного воображения.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
Планируемые результаты психологической работы в классе развивать у детей умение управлять своим настроением, научить различать эмоциональные ощущения, определять их характер; научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую не возможно; выработать у детей умение самостоятельно помогать себе; развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.
Сроки реализации программы: II, III и первая половина IV четверти.
Используемая литература: 1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с., илл.
Тематический план занятий
№
Тема
Кол-во
занятий
Цели и задачи
Наименование форм работы, упражнений
Дата проведения
1.
Такие разные настроения...
2
создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
ознакомить детей с понятием "настроение",
ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
учить детей управлять своим настроением;
учить детей искать выход из трудных ситуаций.
1. Знакомство, изготовление визитки.
2. Работа с текстом
3. Обсуждение
4. Учим правило
5. Упражнение «Варежки»
6. Игра-разминка
7.Упражнение "Мысли и настроение"
8. Домашнее задание 9. Завершение занятия
2.
Как справиться с плохим настроением?
2
учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;
учить детей способам саморегуляции.
научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
ознакомить детей с "позитивным переформулированием" как способом изменения отношения к ситуации.
1. Эмоциональный настрой
2. Работа с текстом
3. Обсуждение
4. Опыт "Сломалась игрушка"
5. Учим правило
6. Упражнение "Даже если..."-"В любом случае..."
7. Упр. «Я справился»
8. Домашнее задание
3.
Как стать уверенным в себе?
3
дать представление о связи между мыслями и поведением.
закрепить навыки работы с "позитивными мыслями";
закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками.
учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;
учить детей способам саморегуляции.
1. Повторение
2. Работа с текстом
3. Обсуждение
4. Игра "Я справлюсь"
5. Упражнение
6. Игра-упражнение "Мусорное ведро"
7.Упражнение "Рисуем картинки вуме"
8. Домашнее задание
4.
Как делать выбор?
3
осознание понятия "доброта".
ознакомить детей с понятием "выбор";
учить детей прогнозировать ситуацию.
ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.
1. Повторение
2. Упражнение "Волшебная чашка"
3. Обсуждение
4. Учим правило
5.Ролеваяигра "Магазин"
6. Домашнее задание
5.
Как добиваться успеха?
2
дать представление о понятии "успех".
дать детям знание об условиях достижения успеха.
дать наглядное представление о составляющих успеха.
1. Повторение
2. Работа с текстом
3.Обсуждение
4.Упражнение "Я смогу!"
5. Ролевые игры
Ситуация "Знакомство"
Ситуация "Подари подарок другу"
6. Упражнение "Рисуем картинки в уме"
7. Домашнее задание
6.
Трудное слово "нет"
2
учить детей говорить "нет!";
помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
учить детей говорить "нет!", используя приобретенные знания о выборе и успехе.
1. Повторение
2. Работа с текстом
3. Обсуждение
4. Учимся говорить "нет!"
5. Работа с плакатом
6. Упражнение-тренинг
7. Упражнение
8. Домашнее задание
7.
Чем мы отличаемся друг от друга?
2
закрепить полученные знания;
развивать у детей уверенность в себе.
выработать у детей умение самостоятельно помогать себе. дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;
диагностика самооценки.
развивать коммуникативные навыки;
вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
развивать положительную самооценку.
1. Повторение
2. Работа с текстом
3. Обсуждение
4. Упражнение-тренинг
5. Игра-разминка
6. Диагностика самооценки "Самый-самый"
5. Домашнее задание
8.
Учимся говорить себе "стоп"
1
дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
ввести понятие "тайм-аут".
тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т.е. брать тайм-аут;