Просмотр содержимого документа
«Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.»
Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.
В чем уникальность воспитательной работы?
Соприкасаясь с хрупкою душой,
Ты шаг за шагом с трепетной заботой
Выстраиваешь детский пульс и свой.
Чтобы совпали мы в едином ритме
Одну задачу общую решать,
Чтоб в созданном тобою алгоритме
Большого человека воспитать.
Воспитывая, формируй себя,
Учись у тех, кто достигает большего.
Весь опыт педагогов для тебя,
Как будущего, так и прошлого.
Не насаждать, а воспитать!
И не кричать, а убеждать!
Не заставлять идти к победе,
А вместе с ними побеждать!!!
В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных слов и простым языком поведать о том, как мы, воспитатели, погружаем детей в школьную жизнь. Именно погружаем, поскольку нам приходится использовать различные способы и методы, чтобы маленького человека держать на интересе и формировать его желание ходить в школу. Мы получили класс, и автоматически образовалась цель – воспитание коллектива в целом и личности в коллективе. С чего начать? Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с приветствия: Доброе утро, добрый день, … И нередко приходится слышать искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но приветствие – наш показатель уважения к окружающим. Я рада вас видеть. Будьте здравы. Здравствуйте! Это первое правило, которое прививается малышам. В начале школьного пути не все дети сразу чувствуют себя в коллективе комфортно в силу своего темперамента или индивидуальных особенностей. В первую очередь это происходит с так называемыми «несадовскими» детьми. Чтобы помочь маленьким ученикам почувствовать себя более уверенно, мы используем упражнения и игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых детей. За содержанием этих увлекательных игр скрываются психологические тренинги, которые помогают детям ощутить вокруг себя коллектив и себя в коллективе. Хороший коллектив всегда имеет свои традиции. Очень большое разнообразие в школьную жизнь вносят поездки в театры, музеи, цирк. Масса впечатлений, полученных сообща, и общение вне школы также формируют классный монолит. Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
Наверняка многие слышали слово тимбилдинг, но не все точно знают, что же оно означает. Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива.
Тимбилдинг можно назвать командообразованием. Другими словами, тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, коллективных развлекательных программ, конкурсов, дней здоровья, фестивалей и прочего.
Тимбилдинг - не просто метод проведения совместного досуга, но и эффективный способ выработки «командного духа», так как в ходе разыгрывания сценок или выполнения заданий члены коллектива находили новые точки соприкосновения и лучше друг друга узнавали, что помогало им в совместной трудовой деятельности.
В России и странах СНГ тимбилдинг появился уже в конце 20 века. Проведение коллективных праздников часто сопровождается различными играми, нацеленными на создание духа единства.
Цели и задачи тимбилдинга:
создание чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;
замене у участников чувства конкуренции на чувство сотрудничества;
обучение эффективному взаимодействию между членами коллектива
(взрослых или детского объединения);
выработке доверия и понимания в команде;
сплочение команды, вывод «командного духа» на новый уровень;
укрепление горизонтальных связей в коллективе (детском объединении);
повышение мотивации деятельности;
укрепление авторитета руководителя команды (педагога-организатора,
лидера ученического самоуправления) на неофициальном уровне;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой;
Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.
Наша профессия часто не предполагает быстрого результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших учеников на улице. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте. Я желаю вам, дорогие коллеги, чтобы Ваш журнал профессионального роста был заполнен только пятёрками и, конечно же - хорошими людьми!