Как подготовить ребёнка к поступлению в Д.О.У. Этот вопрос волнует многих родителей, но к сожалению, его задают слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания). Если малыша не готовить к этому важному в жизни событию заранее, поступление в Д.О.У. может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжёлыми переживаниями. Поскольку ребёнок привык проводить всё время с близкими людьми, не исключено, что он испугается или почувствует себя одиноко, когда родные уйдут, оставят его с «чужой тётей», среди незнакомых детей. Чувство одиночества может вызвать у него угнетённое или, напротив возбужденное состояние, что повлечёт за собой нежелание есть, играть, ложиться спать. Некоторые дети не принимают предложения воспитателя поиграть с ним или со сверстниками, Всё время молчат, хотя и владеют речью; другие по долгу безутешно плачут, призывая маму, папу, бабушку, и успокаиваются только тогда, когда кто-либо из родных не заберёт ребёнка домой. Физическое и психическое состояние у маленьких детей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому трудное течение адаптации может сопровождаться болезнью. Малыш отказывается идти в Д.О.У., хотя до его посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребёнка: много рассказывали о детском саде, наблюдали вместе с ним, как играют дети на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы. Иногда это случается не в первый, а на второй или третий день. Родители, как правило, винят Д.О.У., не предполагая, что причина – в их педагогической неосведомлённости, незнании, как правильно готовить детей к поступлению в Д.О.У., так как рассказы о Д.О.У. и наблюдения за детьми лишь внешняя сторона подготовки ребёнка. У некоторых родителей возникают сомнения в возможности и целесообразности посещения малышом Д.О.У., особенно когда дело касается двух-трёхлеток. Можно услышать от родителей термин «несадовский» или «неясельный» ребёнок. Обширный практический опыт доказывает, что семейное и общественное воспитание детей взаимно дополняют друг друга. Их соединение даёт хороший воспитательный эффект. Что касается заболеваемости, то она может быть снижена совместными усилиями Д.О.У. и семьи до минимума. Заметим, что представления о том, что «ясельные» дети (как и дети, посещающие дошкольные группы) болеют значительно чаще, чем «домашние», не всегда верно. Ведь лёгкие простуды и недомогания «домашних», как правило, нигде не фиксируются, тогда как для «садовских» они служат причиной непосещения Д.О.У. В связи с этим – обращение к врачу, освобождение матери от работы. Положительные стороны посещения ребёнком Д.О.У. заключается в том, что здесь более квалифицированно и последовательно, по определённой программе осуществляется всестороннее воспитание детей, имеются специальное оборудование (гимнастическое и другое), разнообразные пособия; как правило, не возникает проблем
|
с питанием. В коллективе сверстников дети едят с завидным аппетитом. Они более самостоятельны, рано овладевают посильными навыками самообслуживания. Музыкальные занятия, проводимые подготовленным педагогом, способствуют их успешному эстетическому развитию. В условиях общественного воспитания ребята привыкают уступать друг другу игрушки, оказывать помощь при одевании, раздевании и т.д. Таковы только некоторые из достоинств воспитания в Д.О.У., не говоря уже о выигрыше родителей во времени, которое высвобождается благодаря Д.О.У. для их учёбы, работы, культурного проведения досуга (особенно для домохозяек). А всё это обогащает духовную жизнь семьи, способствует спокойному, дружественному микроклимату, важному как для самих родителей, так и для ребёнка. Вместе с тем в группе Д.О.У., где на одного воспитателя приходится 15 –20 и более детей, каждому ребёнку не может быть уделено столько внимания, сколько он получает дома. Ничто не заменит ребёнку и родительскую ласку, теплоту, любовь, которые так важны для формирования личности. Семья даёт ребёнку много такого, чего не может в полной мере обеспечить Д.О.У. Учитывая всё сказанное, мы настоятельно рекомендуем молодым родителям не бояться трудностей адаптационного периода; заранее готовя ребёнка к поступлению в детский сад, ясли, можно избежать их. В чём должна состоять эта подготовка? Прежде всего - во всестороннем воспитании ребёнка: физическом, умственном, нравственном, эстетическом, осуществляемом с учётом его возрастных особенностей и возможностей. Необходимо с первых дней жизни ребёнка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни в коем случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода, свежий воздух. С грудного возраста проводить воздушные ванны, обтирания и обливания. Взять за правило в любую погоду (кроме сильных морозов и проливных дождей) по несколько часов гулять с ребёнком. Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные упражнения, достаточная двигательная активность ребёнка: ходьба с преодолением небольших препятствий, а затем бег, развитие таких движений, как лазанье, метание и других, - всё это будет способствовать укреплению здоровья ребёнка, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период. Некоторые дети отказываются идти в детский сад из-за того, что там надо спать днём, подобных трудностей не возникнет, если ребёнок приучен к выполнению режима дня, соответствующего его возрасту. То же следует сказать и о рационе. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребёнка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только «любимые» блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только измельчённую пищу. Некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд. Советуем мамам ознакомиться с меню детского сада и готовить дома подобные блюда, тогда, придя в детский сад, он получит привычную пищу, что также облегчит ему привыкание. |
Надо позаботиться и о формировании навыков и привычек, в частности связанных с едой, научить ребёнка есть самостоятельно (с полутора лет), пить из чашки, пользоваться салфеткой. Если малыш приучен засыпать при укачивании с соской, надо ещё до поступления в детский сад отучить его от этого. Младшие дети уметь должны пользоваться горшком, а постарше – унитазом, при этом с учётом пола ребёнка. Формируя у ребёнка познавательную активность, любознательность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребёнка игрушками, вовлечь в игру или занятие. А это отвлечёт его от мыслей о родных, успокоит в момент расставания, поможет интересно и содержательно провести день. Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребёнок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, легче адаптируется, чем ребёнок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два – три года жизни, различен, и, если ребёнок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, развивайте у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обратить внимание и на произношение: когда речь ребёнка невнятна, он нервничает от того, что его не понимают. Родители нередко сужают круг общения маленького ребёнка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Очень важно уже с первого года жизни приучать ребёнка спокойно относиться к новым людям, постепенно расширять круг общения, не ограничивая его только близкими родственниками. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общении с которым родители хотят вовлечь ребёнка. Целесообразно привлекать для этого отзывчивых, эмоциональных людей, способных расположить к себе ребёнка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребёнком, увеличивать продолжительность пребывания ребёнка без близких. Пусть его покормят, уложат спать. И уж ни при каких обстоятельствах не следует запугивать малыша чужими дядями и тётями, которые будто бы могут забрать его за непослушание. Дети, общение которых до поступления в детский сад не ограничивалось близкими, у которых уже имелся опыт общения с более широким кругом людей, легко вступают в контакт со взрослыми в детском саду. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребёнка с окружающей обстановкой в первые же дни посещения им детского сада. |
Воспитатель начинает включать ребёнка в игры с другими детьми, формирует навыки обращения с ними. Ребёнок узнаёт и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребёнком, а затем – и совместно. Побуждать ребёнка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых ещё до поступления имелся опыт общения не только со взрослыми, не являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Родители могут помочь ребёнку приобрести такой опыт и необходимые навыки общения, Взаимодействия с другими детьми. Полезно приглашать детей, с которыми ребёнок играет во дворе, к себе в гости, а также взрослых с детьми. Всё это поможет ребёнку при поступлении в детский сад быстрее и легче вступить в контакты с воспитателями и детьми, освоиться в новой обстановке. До первого посещения ребёнком детского сада постарайтесь встретиться с воспитателем, расскажите о привычках вашего малыша, о его умениях, опыте общения, вкусах. В первые дни целесообразно приводить ребёнка не на весь день, а на несколько часов, лучше – во вторую половину дня. Тогда ему не придётся обедать и спать в детском саду. Кроме того, к этому времени часть детей заберут домой, и воспитатель сможет уделить ребёнку больше внимания. Итак, подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение включает:
Соблюдение перечисленных положений поможет ребёнку безболезненно адаптироваться в яслях, в детском саду. |