Учитель технологии Соломенцева Людмила Павловна
Как я внедряю ФГОС в своей практике: из опыта работы.
«ФГОС второго поколения в моей практике»
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества затронула и процесс обучения предмета технология.
ФГОС, который вошел в систему образования нашего с вами лицеи, поменял требования к современному уроку.
Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода.
Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников станет интереснее и разнообразнее.
Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.
Существенно изменится оборудование рабочего места учителя.
Учитель должен максимально использовать возможности материально-технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы.
В этом году мне пришлось столкнуться с 5 классами, которые идут по ФГОСам.
И мне бы хотелось рассказать о некоторых элементах технологий и их применении в моей практике.
Чтобы подвести к теме урока детей, мне пришлось немного подумать, как это сделать. Просмотрев несколько уроков в интернете, решила для себя, что более интересным будет загадать загадки, прочитать отрывки стихотворений, разгадать ребусы.
Так, например при изучении в 5 классе темы: «Горячие напитки» обучающимся было предложен отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Муха Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали
При изучении темы: «Технология приготовления блюд из овощей и фруктов» были предложены загадки про овощи:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь
Яркие фонарики на кустах висят,
Словно здесь проходит праздничный парад.
Зеленые, красные, желтые плоды,
Кто они такие, узнаешь их ты?
Когда подошла тема урока « Технология приготовления блюд из яиц» вместе с детьми мы разгадывали ребусы:
Достижению основной цели изучения предмета технологии способствует использование Интернет ресурсов. Это позволяет решать целый ряд дидактических задач: использовать материалы глобальной сети при составлении технологических карт к уроку по кулинарии; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению предмета.
Используя информационные технологии, ребята сами создают мультимедийные презентации, тесты, кроссворды. В качестве дополнительного задания я прошу их составить тест к изученному материалу. На следующем уроке проверка домашнего материала осуществляется с помощью тестов, составленных детьми.
В своей работе я применяю метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Уже в 5 классе появляются первые проекты. Одна из тем - это «Приготовление воскресного завтрака для своей семьи». Учащиеся выбирают какой будут делать салат, какое будут готовить блюдо из яиц, какой приготовят напиток и бутерброд и какой скатертью накроют стол, рисуют и фотографируют, а некоторые даже делают видео и рассказывают о нем. Вместе обсуждаем достоинства и недостатки работ. Дети с удовольствием готовят такие проекты.
Еще на своих уроках применяю технологию сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании.
Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Использую игры на уроках. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности.
Например для закрепления изученного урока предлагается ответить на вопросы, которые представлены в форме цветка с лепестками. Каждый ученик подходит, отрывает лепесток, а на его обратной стороне написаны вопросы, и он отвечает. Это тоже придает интерес.
Домашнее задание стараюсь сделать интересным. Например: узнать в интернете, что такое калорийность продуктов, как устроена кастрюля-кашеварка, какие витамины содержаться в апельсинах, лимонах, моркови и печени.
Конечно при подготовки каждого такого урока требуется большое количество времени. И как пойдет ход урока предугадать невозможно.
Что ж, будем продолжать работать, надеясь на успех, ведь все учителя, которые работают в нынешней современной школе - это люди сильные, самоотверженные, любящие свою профессию. А раз любящие - значит понимающие, видящие, что современных детей нужно учить по-новому, в соответствии со временем и уровнем их развития. Ведь как сказал один из известных экспертов в области образования Майкл Барбер: «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель».
Мотивация есть, думаю, что и результаты будут.
Желаю успехов!