kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этикет учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот теоретический материал пригодится любому учителю в работе с детьми и при подготовке к педсоветам. Содержит этикет и его значение в системе образовательного процесса,формирование мастер-класса для преподавателя,речевой этикет преподавателя. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этикет учителя»

План


Введение 3

1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса 5

2. Формирование мастер-класса для преподавателя 10

3. Речевой этикет преподавателя 12

Заключение 16

Список использованной литературы 19

3

Введение


В настоящее время учителя ориентированы, в основном на традиционный подход, но сегодня необходим иное отношение к учебному процессу. Он представляет органическое сочетание классических и инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у учеников самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в самих учителях.

Образовательный процесс - двустороннее явление. Тесное сотрудничество, доброжелательные взаимоотношения между ученическим и учительским составом - одно из слагаемых успеха и качества учебного процесса. Ведь студенты наблюдают за поведением учителей и делают выводы об их системе ценностей. "Учитель, оставляющий без внимания нарушения этических принципов образования или легкомысленно относящийся к этому явлению, закладывает в сознании студента мысль, что основные ценности учебы и более того, жизни, в ученическом коллективе не заслуживают серьезных усилий".

Кодекс профессиональной этики главной целью ставит пропаганду и поддержание высоких этических норм профессиональной деятельности, поведения, взаимоотношений в академическом сообществе. Он определяет принципы деятельности, стандарты профессионального поведения и деловой этики учителя во взаимоотношениях с коллегами, со студентами и органами управления учебного заведения.

Кодекс профессиональной этики учителей отражает этические стандарты и нравственные ценности, обеспечивает стабильность и качество учебного процесса. Этические нормы в системе образования невозможны без


4

верховенства закона, демократических процедур и стандартов, которые, несомненно, должны быть соблюдены и отражены в Кодексе.

Не следует забывать, что преподавательское общество - это часть общества в целом. И вопросы его поведения в жизни и профессиональной деятельности касаются государства. В этой связи огромна роль экономической и социальной политики государства.

5

1. Этикет и его значение в системе образовательного процесса



Несомненно, что поведение, являясь образом жизни и действий, обусловливается рядом особенностей человека: его характером и темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в овладении силами природы, писали они, соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру поведения.

Культура поведения соотносится с поведением личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество.

Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая

6

культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

Нередко синонимом культуры поведения определяют поведенческую культуру. Мы разводим эти понятия.

Поведенческая культура охватывает поведение в аспекте многовекового общественного развития и включает в себя совокупность всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников, студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях. Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена «Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться, поскольку до нас дошло лишь ее название.

Первыми компонентами поведенческой культуры являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и прославлять Создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в Италии, новое отношение к человеку как великому творению Господа, давшего человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию. Человек, неустанно развивавший в

7

себе эти качества, считался достойным уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим людям.

Поведенческая культура и культура поведения находятся в тесной взаимозависимости. Содержание поведенческой культуры, как общественного установления, воздействует на культуру поведения отдельной личности . Член общества, хочет того или нет, обязан руководствоваться правилами, принятыми в обществе, поскольку нельзя, как известно, живя в обществе, быть от него свободным. Вместе с тем, поведение конкретного члена общества оказывает влияние на состояние поведенческой культуры, хотя это явно и не обнаруживается. Кроме того, в каждой социальной группе, например, среди педагогов, существуют свои поведенческие правила, которые мы ввели в понятие «культура поведения общественной группы» (КПОГ). Культура поведения группы воздействует и на все общество в целом, и на каждого члена группы, а также зависит от них.

Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей учебных заведений - также вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.



8

Этикет тесно связан и с поведенческой культурой, и с культурой поведения. Он является компонентом поведенческой культуры, но компонентом наиболее высоким, вобравшим в себя черты других ее компонентов. Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества, демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов. Несомненно также, что он является продуктом цивилизации. Немецкий исследователь цивилизации Н. Элиас, отмечал: личность формируется в процессе социального взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс, меняя границы между "я", "мы", "они"».

Личности этикет необходим: владение этикетом свидетельствует о наличии у личности высокого уровня культуры поведения.

Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учеников. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета учителя среди учеников. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ученика, но и повысит его эмоциональную доверительность к учителю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит студента

9

от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда преподавателя может негативно влиять на состояние ученической аудитории, безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие.













































10

2. Формирование мастер-класса для преподавателя

Мне бы хотелось затронуть тему поведения учителя на ученых советах и собраниях. К сожалению, довольно часто можно наблюдать, как педагоги, которые призваны учить своих студентов правилам этикета, сами не всегда выполняют эти правила. Наверное, и вам эта ситуация знакома. Попробую обозначить те неукоснительные правила, которые следует выполнять.

На собрание не стоит опаздывать, лучше прийти за 5-10 минут до его начала. Не стоит брать с собой для проверки тетради и журналы для заполнения. Цель собрания - решение и обсуждение важных вопросов, которые учитель может упустить из своего внимания, или не вникнув в проблему задавать вопросы невпопад, вызывая тем самым недовольство коллег. С уважением относиться к выступлениям коллег, не перебивать, давая возможность выступающему высказать свою мысль полностью. Во время выступления, докладов нельзя разговаривать с коллегами, попутно обсуждая услышанное, даже если вы не согласны с тем, что услышали. Обсуждение должно носить конструктивный характер и затрагивать именно тему обсуждения, а не наболевший вопрос, который не дает покоя конкретному педагогу. Все личные вопросы лучше задать в индивидуальном порядке, исключением может стать только то, если ваш вопрос или ситуация иллюстрирует обсуждаемую тему.

Во время выступления необходимо придерживаться регламента, но коллегам не стоит демонстративно посматривать на часы и выкрикивать с места, для этого есть ведущий собрания, который решает все организационные вопросы.

Во время реплик или выступлений с места необходимо встать и по возможности повернуться лицом к сидящим, чтобы коллеги разговаривали с Вами, а не со спиной. Сами выступления должны носить дружелюбный характер, высказывания должны быть тактичными. Ни в коем случае нельзя во время обсуждения профессиональных вопросов переходить на личные

11

качества коллег. Недопустимо обсуждать поведение или работу коллеги в его отсутствие. Во время собрания необходимо выключить мобильный телефон или убрать звук. После выступлений или собрания в целом необходимо поблагодарить коллег и организаторов собрания за подготовку. Если вы заметили какие-то неточности или шероховатости в проведении собрания, лучше сказать об этом в тактичной форме индивидуально после собрания. Если во время выступления коллега допускает стилистическую ошибку не стоит хором исправлять ее, ставя человека в неловкое положение, лучше также это сделать после собрания индивидуально.





















12



3. Речевой этикет преподавателя

Понятие речевой этикет преподавателя и просто речевой этикет не совпадают в определениях. В работе А.А. Акишиной и Н.И. Формановской речевой этикет рассматривается как «правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты данным национальным коллективом носителей языка в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения» .

Особенность понятия речевой этикет преподавателя обусловлена спецификой педагогического речевого общения – «задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека». По мнению А.К. Михальской, речевой этикет преподавателя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» .

Понятие речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям». К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече- стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.

Под соответствием литературно-языковым нормам имеется в виду правильность речи, т.е. соблюдение норм современного русского языка. Следует опираться на оценки вариантов в словарях. Они весьма определенны: правильно – неправильно; допустимо – недопустимо; допустимо и то и другое .

Важным компонентом языковой культуры является языковое мастерство. Это не только следование нормам литературного языка, но и «умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный» . Оценки


13

речевого мастерства менее категоричны: лучше, хуже, вернее, яснее, точнее, уместнее.

Типичными же нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются: использование единиц со сниженной стилистической окраской; злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений. Речь преподавателя должна стать для обучающихся «риторическим идеалом» не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать студенту то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» .

Данное утверждение приобретает еще большую актуальность, когда мы говорим о формирующейся личности молодого человека, для которого каждое неосторожно выбранное слово может оказаться трагичным.

В условиях перехода от школы к 1-му курсу, когда происходит изменение целевых установок и приемов учения, преподавателям вузов необходимо убедить и побудить вчерашних школьников работать на понимание, а не на запоминание. Это требует от преподавателя огромных затрат сил и времени, и определяющую роль в этой ситуации играет здоровый психологический климат в вузе, создание которого невозможно без использования преподавателями правил речевого этикета, основная задача которого – установление контакта доброжелательного и доверительного общения. Но соблюдение требований речевого этикета важно еще и потому,

14

что процесс обучения и контроль знаний несут в себе элемент стресса для студентов, в особенности на начальных курсах, т.к. происходит процесс адаптации вчерашних учеников к системе обучения в вузе.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы добрым вежливым словом и уважительным отношением помочь пройти этот путь адаптации, а также смягчить стрессовые ситуации во время контроля знаний.

Исследователи подчеркивают, что «важно стремиться взвешивать каждое свое слово, понимать, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека» .

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если студент привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Студенту необходимо увидеть в преподавателе заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как владеет преподаватель правилами речевого этикета.

При характеристике коммуникативного поведения преподавателя очень важны такие свойства, как тон речи, манера обращаться к студентам, отвечать им, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих сказанному. В книге В.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» приводятся слова А.С. Макаренко о том, что очень важно, каким тоном говорит педагог; что одну и ту же фразу можно произнести пятьюдесятью способами.

15

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны преподавателя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, объясняя это тем, что преподаватель – «тоже человек». «Тоже человек» – не оправдание; такого рода поведение – признак его профнепригодности.

16

Заключение

Современному специалисту необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом, что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. Необходимо знание сущности и содержания этикета, осознание его целесообразности и разумности.

А для этого в профессиональной подготовке необходимо, во-первых, введение специальной учебной дисциплины, содержанием которой будет этикет и теоретические основы обучения его правилам детей дошкольного возраста. Во-вторых, надо, чтобы студент в процессе познания азов профессии наблюдал нравственное, эстетичное и этикетное поведение преподавателей вуза, наглядно видел, что соблюдение этикета отражает внутреннюю сущность педагога, показывает (детям, родителям, студентам, коллегам) отношение преподавателя к окружающим людям, его готовность к личностно-ориентированному общению, проявлению педагогического такта.

Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности, объясняется рядом выполняемых им функций: регулятивной, опознавательной, идентификационной, коммуникативной, этической, эстетической, воспитательной. Эти функции могут быть использованы и субъектом педагогической деятельности. Этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Нередко соблюдение или отрицание ученикам этикета дает преподавателю дополнительные сведения об участниках процесса педагогической подготовки, например, принадлежность к той или иной социальной группе и национальности, представление о семье и семейном воспитании студента, уровне его образованности, настроя на общество, общественную жизнь . Соблюдение этикета учеником учителем способствует установлению успешных, нередко

17

и доверительных, отношений между ними, что создает благоприятные условия для успешного воспитания педагога-дошкольника. Создаются условия для укрепления в студентах нравственного потенциала и эстетического восприятия жизни, людей, природы. Наконец, соблюдение этикета способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность самому быть приятным участником общения, как делового, так и личного.

Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим показателям людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей. Но для этого недостаточно изучения этикета на специальных занятиях. Он должен видеть, как поступает преподаватель, осуществляющий профессиональную подготовку, поступает ли он в соответствии с возникшей ситуацией, успешно ли строит свои отношения с коллегами и студентами, помогает ли ему соблюдение этикета добиваться успеха в педагогической деятельности.

Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет

18

дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.

Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении человеком уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательном отношении к людям, мы говорим о нравственном отношении, или нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, студент видит, что преподаватель, входя в аудиторию, здоровается со студентами первым, и узнает, что есть такое правило: первым здоровается тот, кто приходит к коллективу людей. Но и поздороваться преподавателю следует так, чтобы настроить студентов на доброжелательно-деловой лад, а значит, улыбнуться, не допустить хмурого или недовольного взгляда. Смотреть на студентов так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с преподавателем, и чтобы они тоже видели: преподаватель, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения преподавателя, через которую он демонстрирует нравственное отношение к тем, кто пришел к нему овладевать педагогической профессией.

19

Литература


  1. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. // Высшее образование в России. – 2009. – № 3.

  2. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М., 2008.

  3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.

  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи – М., 2000.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2005.

  6. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали. //Популярная психология. Хрестоматия. – М., 2007.

  7. Рукавчук Л.Н. Энциклопедия этикета. – С.-Пб., 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Этикет учителя

Автор: Данилевич Елена Ивановна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка презентации к классному часу "Основные правила поведения и этикета""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_priezientatsii_k_klassnomu_chasu_osnovnyie_pravila_poviedieniia_i_eti"
    ["file_id"] => string(6) "380832"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484736267"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Этикет "
    ["seo_title"] => string(7) "etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "117596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412852933"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час «Этикет. Правила этикета."
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-etikiet-pravila-etikieta"
    ["file_id"] => string(6) "285742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454241859"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме "Вежливость, культура, этикет.""
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi_chas_po_tiemie_viezhlivost_kul_tura_etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "467227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397832"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация "Речевой этикет" "
    ["seo_title"] => string(34) "priezientatsiia-riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "103326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402579693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства